Николай Гоголь умер 4 марта 1852 года, на тот момент ему было 42 года. В последствии его смерть назовут загадочной и даже мистической.
БЫЛ ЛИ ЭТО СОН?
Самая известная версия смерти писателя - это слух, что якобы Гоголь был похоронен заживо. Многие до сих пор многие считают его абсолютно доказанным фактом. А поэт Андрей Вознесенский в 1972 году даже посвятил этой теории стихотворение «Похороны Гоголя Николая Васильевича».
Вы живого несли по стране.
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине:
«Из-под фрака украли исподнее.
Дует в щель, но в нее не просунуться.
Что там муки Господние
перед тем, как в гробу проснуться.»
Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу.
В какой то степени слухи о своем погребении заживо создал, сам… Николай Васильевич Гоголь. Суть в том, что писатель был подвержен обморочным состояниям. Поэтому классик сильно боялся, как бы в один из припадков его не приняли за мертвого и не похоронили заживо.
Известно, что спустя 79 лет после смерти, могилу Гоголя вскрыли для транспортировки останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Ходят разговоры о том, что тело его лежало в непривычной для мертвеца позе – голова была повернута вбок, а обивка гроба изодрана в клочья. Эти слухи и породили уверенность в том, что Николай Гоголь умер ужасной смертью, в полной темноте, под землей.
Но теорию с погребённым заживо Гоголем часто отрицают современные историки
Версия летаргического сна начинает рушится, стоит лишь посмотреть в следующий факт: эксгумация была произведена через 79 лет после захоронения. А известно, что разложение тела в могиле происходит крайне быстро, и по истечению нескольких лет от него остается лишь костная ткань. Обнаруженные кости уже не имеют тесных соединений друг с другом, поэтому непонятно, как могли по истечении восьми десятилетий установить какое-то «скручивание тела»… А что остается от деревянного гроба и материала обивки по истечении 79 лет пребывания в земле? Они так сильно изменяются, гниют и портятся, что установить факт «исцарапывания» внутренней обивки гроба совершенно невозможно».
А по воспоминаниям скульптора Рамазанова, человека снимавшего посмертную маску писателя, на лице покойного писателя явно были видны посмертные изменения и начало процесса разложения тканей.