Путь Филиппа Малявина типичен для России рубежа ХIХ-ХХ веков. Выходец из народных низов, он стал одним из самых модных живописцев Серебряного века. Малявин прославился тем, что вместо «культа линий и форм» или «преклонения перед природой» сделал русских девок и баб живописными феями.
Он мечтал быть иконописцем, а в результате писал русских Мадонн стремительного, кровавого, политизированного ХХ века.
Критик Сергей Глаголь, писал, что "Вихрь" производит впечатление "красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок". Современники видели в этих картинах надвигающуюся революцию, кровь, бушующую и необузданную энергию.
Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом — подчеркнуто декоративна. В начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.
Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.
В 1922 г. художник вынужден эмигрировать во Францию.
Там он много работал, но, кажется, без особой радости. «Вне родины — нет искусства» — говаривал стареющий живописец.
В воспоминаниях Федора Шаляпина читаем: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...».
А что нравится вам в живописи Малявина? Знали ли вы о политическом подтексте его полотен?