Георгий Иванович Гурджиев (1873-1949) - по своему происхождению из греческих армян, проживал и работал сначала в Тифлисе, потом в Москве и далее в 1920-х годов - во Франции. Был духовным учителем, - более, суфийстского толка, впрочем, ему удалось интегрировать собранные им самостоятельно на Востоке многие оккультные знания (под названием "четвёртый путь") и оформить их описание ближе к современной психологии. Соответственно, и созданный им институт имел название «Институт гармонического развития человека» (1919-1922). Однако, Георгий Иванович недостаточно владел литературным пером и поэтому, можно сказать, провидением свыше или самой судьбой ему было дано знакомство с московским интеллигентом, литератором и писателем Петром Демьяновичем Успенским (1878-1947), который своими книгами, собственно, и стал главным пропагандистом "учения Г. Гурджиева".
В своё время, лично меня психологически-мистическая система Гурджиева-Успенского быстро привлекла и дала мне немало понимания и знания в контексте духовного поиска и развития. К тому же, мне сразу понравился сам стиль написания своих книг П. Успенским и это вообще мне было близко по духу...
В общем, данную серию по "четвёртому" пути я уже давно начал, соответственно, буду продолжать делиться теми оккультными и психологическими камушками-самоцветами, которые, на мой взгляд, в духовном плане, - являются наиболее драгоценными и полезными, причём, со своими поправками к современному духовному поиску в России.
И самым первым понятием у нас будет... -
"Порог" и "Лестница"!
И сразу читаем, что под этим подразумевает Г. Гурджиев:
"Тот момент, когда человек, ищущий путь, встречается с человеком, знающим путь, называется "первым порогом", или "первой ступенью". С первого порога начинается "лестница". "Лестница" находится между "жизнью" и "путем"; человек может вступить на "путь", лишь пройдя по "лестнице". Человек совершает восхождение по лестнице с помощью другого человека, который является его водителем; сам подняться по лестнице он не может. Путь начинается только там, где кончается лестница, т.е. после последней её ступени, на уровне гораздо более высоком, чем обычный уровень жизни".
В самом деле, это очень интересный момент - вступление на духовный путь...
Вообще-то, немало людей находят своих духовных учителей в разных адекватных группах и оккультных центрах и следуют своему выбранному учителю, который "знает" свой путь, однако...
Эти самые учителя и наставники могут выбрать неправильный путь, и тогда и их ученики начнут двигаться в ложном направление, и хуже того...
Лично у меня был такой гуру со своей группой и своей собственной синтезированной системой "Порфирий Иванов + индийская йога". Это был ученик лично П. Иванова и очень продвинутый и авторитетный йог. Мне нравился этот учитель - он выглядел добрым и светлым. И все наши групповые занятия шли превосходно, - мой учитель рассказывал много интересного и мудрого...
Однако, несмотря на то, что наша группа в целом была с неким уклоном на оздоровление, у меня на этих занятиях почему-то стало портиться моё физическое здоровье, особенно слабеть моё сердце, на фоне всей нашей общей вдохновляюще-оптимистической волны...
Короче говоря, мне пришлось расстаться и со своей группой и с этим своим учителем - причём, расстаться с большим сожалением и печалью...
Но в этом, видимо, и состояло провидение моей духовной судьбы, потому что только лет через 10-15-ть я полностью осознал тот факт, что это был не только ложный путь и лжеучитель, но путь очень опасный...
Впрочем, вопрос, как распознать правильного и ложного учителя и соответствующие пути - это несколько другая тема, причём, у самого же Гурджиева; - об этом у меня как-нибудь будет отдельное слово.
Здесь же пойдём по "порогу" и "лестнице"...
Так вот, по моему частному представлению и по своему личному опыту, обозначу, что долговременный путь с каким-то авторитетным духовным учителем - в любой оккультной области, не является самым распространённым. Самый типичный же поиск в роли т.н. "духовного искателя" и "читателя-эзотерика" - представляет собой индивидуальное и самостоятельное движение. Да. Здесь может иметь место контакт с каким-то учителем и наставником, но это взаимодействие временное. Преходящими являются и какие-то отдельные психотренинги, разные лекции на духовные темы, соответствующее общение, непродолжительное участие в неких оккультных группах...
В основе и большей же по времени продолжительности всего данного оккультного поиска и пути, которые наиболее характерны для нашего современника, стоят - активное чтение духовно-эзотерической литературы с адекватными размышлениями и практические эксперименты со своим собственным сознанием. И здесь имеется несколько типов духовных искателей... Так, один из них стремится к разнообразию спонтанно попадающих в поле его внимания каких-то учений и путей, на которых искатель не зацикливается долго; - его влечёт новизна последующих знаний и свежесть очередных впечатлений и открытий.
Иной, напротив, - на длительный срок задерживается на чём-то одном, например, на индийской йоге.
В этих двух обозначенных типах, по сравнению друг с другом, есть свои минусы и плюсы, но больше минусы. Лично я принадлежал к первому ряду духовных искателей - "разнообразие" и "всеохватность"!
Однако не будем забывать о наших уважаемых Гурджиеве-Успенском...
"...На вопрос, с чего начинается путь? - ответить невозможно. Путь начинается с чего-то, совершенно не относящегося к жизни, и поэтому установить точку его начала нельзя. Иногда говорят, что, двигаясь по лестнице, человек ни в чём не уверен и может сомневаться во всём: - в собственных силах, в правильности своего дела, в руководителе, в его знании и силах.
Вместе с тем, его достижения очень неустойчивы; даже если он поднялся по лестнице достаточно высоко, он в любой момент может упасть, и ему придётся начинать с самого начала. Но когда он перешагнул последнюю ступень и вступил на путь, всё меняется.
Во-первых, исчезают все сомнения в руководителе, которые могли существовать; в то же время сам руководитель становится для него гораздо менее необходим, нежели раньше. Во многих отношениях он навсегда обретает независимость и знает, куда идёт.
Во-вторых, он уже не может так просто утратить плоды своей работы, не окажется вновь в подчинении обыденной жизни. Даже если он оставит путь, он не сможет вернуться туда, откуда начал своё движение".
Да, это сказано, очевидно, через глубокое мистическое познание и личный опыт самого Георгия Ивановича, но сказано об учительстве и ученичестве. Хотя сам Г. Гурджиев, по всей видимости, своего постоянного гуру не имел, и поэтому наши с ним истории совпадают в позиции личного самостоятельного оккультного поиска и приверженности некой своей интегрированной духовной системе.
О своём же "четвёртом пути" в целом Гурджиев рассказывает, как исключительно коллективном, где все ученики в своём развитии зависят друг от друга, что, на мой взгляд, создаёт скованность и зависимость, т.е. отсутствие личной свободы. Хотя групповое духовно-энергетическое поле способно на мощный толчок и прорыв в сознании одного человека, что мне известно, опять-таки, в своём личном опыте...
"...Пути существуют разные. Например, на четвёртом пути существуют условия, которых нет на других путях. Так, на этом восхождении по лестнице, человек не в состоянии подняться на более высокую ступень, пока не поставит на свою ступень другого человека. Таким образом, чем выше поднимается человек, тем более он зависит от тех, кто следует за ним. Если они останавливаются, останавливается и он".
В общем, подводя свой итог под вышеобозначенными положениями в аспекте типичного самостоятельного духовного поиска с учётом моих личных поправок, исходя из своего собственного личного опыта я определяю гурджиевские и уже не совсем гурджиевские "порог" и "лестницу" следующим образом...
"Порог" и "переступить порог" - это когда человек, который начал интересоваться духовными темами, и всё больше и больше - и с какого-то момента понимает, что для него пути назад и никакого возврата к своей прошлой жизни (вне оккультной ориентации) - уже нет и что это невозможно!
Порог пройден...
Такое осознание-переживание было лично у меня.
"Лестница" - этот как раз непосредственно тот самый активный и разнообразный самостоятельный духовный поиск. Но это ещё не настоящий духовный путь!
Да, это прогрессия, местами с застоем, это восхождение вверх по лестнице - лестнице определённого опыта и понимания. Но...
Помнится, я лет через пять уже прилично "набрался" и "наелся" разной поп-эзотерики и уже имел определённый мистический опыт и, при этом, воображал, что я уже давно и успешно двигаюсь по духовному пути...
Гурджиев-Успенский однажды мне помогли осознать, что это у меня была только подготовительная "лестница"! И ещё ДО вступления на подлинный путь. Но лестница очень важная...
Эту преинтересную тему, как проявляется настоящий путь ПОСЛЕ лестницы, и многое другое по Гурджиеву я ещё продолжу.
Следуйте за мной дальше!
...
Авторская книга "Посвящение в Путь": -
"Эта работа впервые (!) во всей психологии и т.н. "эзотерике" раскрывает такое важное понятие, как "духовный путь" или "трек"...
А вне пути - нет и не может быть прогрессирующего духовного развития! Однако существуют треки правильные и ложные - их обязательно надо различать..."
https://www.cibum.ru/book/show/44968862