Деревенский травник поделился секретами активного долголетия
Вообще-то дядя Ваня мне всё это рассказывал весной 2017-го. Я тогда заметку в газету сделала. Не знаю, много ли кто её прочитал. Прошло шесть с половиной лет - герой "на ходу", полёт нормальный. Так что без сомнений берите на заметку. И травы, травы запасайте в сезон!!!
«Зачем понадобился?» – спрашивает Иван Антонович Горбунов. Рыбу удить собрался, а тут пресса, что паут, доняла...
Завидные про дядю Ваню легенды ходят: чай магазинный не пьёт – травы собирает, под 80 накашивал зароды, всем видам колёсных предпочитая.... велосипед.
Про другое мужики толкуют в тесном кругу, качая головами – кто уважительно, кто сокрушённо. Вот вам и дед под 90 лет!
Мифы развенчивать или подтверждать – не наша забота, но огород Горбуновых с морем цветущей картошки и зароды-великаны всё детство были перед глазами (соседствует с родственниками). И такая дюжесть даже на фоне других деревенских, крепких и спорых в работе до седины – его, отличительная.
Местные уверены: дело в травах, в которых Иван Антонович знает толк.
Рождённый в 1930 году, он вдосталь хлебнул военного лиха. Война заставила и травку щипать, и есть то, на что в мирное время не посмотрели бы.
– Траву собирали всякую. Саранки копали, щавель рвали, багульника цвет…
– Ели-то всё, – соглашаюсь, – но травников по пальцам перечесть можно. Значит, ещё что-то или кто-то сподвиг?
– Да какой я травник! – искренне удивляется Иван Антонович, а в звучном голосе ни старческого дребезжания, ни слабины. – Я по книжке смотрю. Послевоенное издание, редкое. Авторы – отец и сын. 700 рецептов в ней. Отдал на время знакомым в соседнее село «науку перенимать». Вот в ней и вычитываю. Как тогда начал, с той поры такая ерунда и идёт!
Про «ерунду» шутит, конечно: всем бы на девятом десятке рыбу в реке тревожить и в аптеки не заглядывать. Книжка стала настольной на несколько десятилетий. Первое время ходил с ней по лесам и полям – сверял картинки с оригиналом.
Заинтересовавшись, стал выискивать литературу, прислушиваться к старожилам. Какие-то советы выуживал из разговоров с врачами, попутчиками...
🌱🌿☘️
Жить на земле поколениями и не быть травником, хоть в малой степени, невозможно. Или, может, на вашем чердаке не пылится на гвоздике связка сушёного тысячелистника или бадана?
А среди пакетиков с крупами не хранится полотняный мешочек с сушёной черёмухой? (Вяжущие средства, повкуснее горьких аптечных «левомицетин».)
От хворей «женского рода» с лугов приносят траву кошачьи лапки, выручавшую ещё наших прабабок.
В глубине шкафов заткнут «от моли» сухой болотный багульник – дикий розмарин, который у нас называют далеко не так романтично – свинячьим.
Лесная ромашка сушится впрок для красоты и здоровья.
В балаганах и зимовьях в «золотинку» завёрнута чага (берёзовый гриб), которую заваривают не столько для лечения, сколько в подмену заварки, если вся вышла.
С осторожностью применяют в народной медицине настои подснежников, чистотела (ядовиты).
По капелькам пьют настоянные на спирту или мёде панты.
Много всего растворено в деревенском бытовании, если приглядеться и поскрести по сусекам памяти...
– Богородскую тоже испокон веков собирали и пили, – рассказывает Иван Антонович о том, чего не по книжке набрался, а так – от стариков.
– Когда собирать?! – восклицает, будто раздосадован моей непонятливостью. – Все травы, когда цветут, собирают, а корни – осенью, во время увядания растений. Для богородской сейчас ещё рано: сушь, она не растёт из-за неё и не цветёт.
Если погода не подводит (вовремя греет и сдабривает дождём), в начале лета у травников начинается «рабочий сезон». В траве-мураве прячется скромница-земляника, в которой полезно всё – от ягод до корешков.
На каменистые кручи взбирается тимьян ползучий (чабрец, та самая богородская трава).
– Наши сибирские травы – самые ценные, потому что растут долго, успевают накопить полезные вещества, – уверен он. – Только собирать их надо подальше от дорог, сушить – где-нибудь на вышке, хранить – в тряпочных мешочках, чтоб не заплесневели.
Про места спрашиваю. «Какие места?! Везде всё есть. Надо – бери».
С цветками боярышника Иван Антонович советует успевать, пока бутоны не распустились. Осенью заготавливает и ягоды. «Для сердца. Лет сорок уж пью. Если бы не поддерживал, однако, давно меня бы не было».
Цвет боярки и ягоды, а также (отдельно) золотой ус идут у него ещё на настои.
«Можно на водке. А если на спирту, то спирт не крепче 70 градусов. Все настойки обязательно встряхивать каждые три-четыре дня. Затем половину чайной ложки настоя боярки, столько же – золотого уса раз в день (можно растворить в воде, можно так). И тоже хотя бы с недельными перерывами».
Берёт листья мать-и-мачехи («от лёгких»).
Бадан, змеевик, черноголовник (кровохлёбка): «Их от расстройства хорошо, тысячелистник – при отравлениях».
Перелойка (по науке белозор болотный) предотвращает рак желудка.
Особо хвалит дядя Ваня горец птичий, который всюду растёт «Камни растворяет, песок из организма выводит».
В качестве тонизирующего средства – золотой корень (родиолу розовую). «Но я ею мало пользуюсь, – говорит. – С большой аккуратностью её надо – если давление высокое, то опасно».
Сохранять мужское здоровье помогает молодая осиновая кора.
«Вот она, ещё перелойка и клюква – естественные антибиотики. Я же всю жизнь шофёром проработал в Лестранхозе. Даже «газгены» (газогенераторные автомобили в военные и послевоенные годы, работали на дровах) застал! Потом на Урале. Да и сейчас за рулём… В общем, отправили нас на медосмотр. Пожилой врач (женщина) мне тогда и присоветовала для профилактики гипертрофии предстательной железы. В книжке тоже про это есть. С той поры нарежу молодой осиновой коры, в тряпочный мешочек (она там высохнет), два три кусочка на стакан кипятка. Попьёшь неделю – перерыв, постоянно не надо».
Вместо магазинной заварки ежегодно пополняет запас полезного сбора: плоды шиповника («можно корень, можно и цвет»), богородская, лист смородины. Зимой смородиновую веточку с почками сщипнёт. В Чите на рынке «Витэн» запасается зелёным плиточным чаем – и его тоже к витаминной компании в заварник. Гости привыкли, пьют да нахваливают.
Ягоду запасает. Клюкву, голубицу, бруснику, жимолость. Перемалывает с сахаром. «Не варю ни одну».
И главное, что в это верное, проверенное веками здоровое течение жизни не вмешаны ни алкоголь, ни табак. До армии, признаётся, курил, а там прихватил желудок. Хирург, старший лейтенант, обронила: «Куришь? Желательно бросить». И бросил. Тут же. В 1952 году.
Деревенские относятся с Ивану Антоновичу с большим уважением. За советом приходят, только всё чаще, когда приспичит уже: как, какие травы попить?
Разбирались в них, сказываются, из старожилов ещё дядя Миша Лукьянов, дядя Ваня Кодолов. Последний, мол, никогда таблетки не пил и чай с молоком – только со смородиной.
***
О том услышишь, о сём прочтёшь… Информации к каждому из нас приходит много. Но кто-то пропустит её мимо ушей, а кто-то намотает на ус и станет применять. Не время от времени. Не когда жареный петух клюнет. А постоянно.
Чтобы вплелось в жизнь, стало привычным, как баня по субботам или заготовка дров на зиму.
Чтобы в 87 и 93 односельчане прежде, чем к вам наведаться, уточняли: не на рыбалке ли, а то, может, по ягоду убежал?..
Будьте здоровы🙏