Найти в Дзене

Ребенок плохо себя ведет на уроках. Что делать родителям?

Оглавление

Поругать, наказать на телефон или запретить ходить на секции. Вариантов много, но они неправильные. Если хотите исправить ребенка, разберитесь в ситуации. В большинстве случаев неправильное поведение — это крик о помощи. Рассмотрим, почему подростки нарушают общепринятые нормы, и как разобраться в ситуации, чтобы не навредить своему ребенку.

Почему не стоит говорить «плохое поведение» в отношении детей?

Психологи не советуют упоминать слово «плохой» для описания поведения. Это негативная оценка. Если часто ее использовать, она переносится не на ситуацию, а на подростка. И «плохим» становится ребенок. А вот тут срабатывает эффект Пигмалиона: при общении с подростком мы подсознательно выражаем свое отношение, он воспринимает наши установки и начинает себя вести в соответствии с ними.

И это не просто слова: в 1968 году американские психологи Розенталь и Якобсон провели опыт в одной из школ Сан-Франциско. В качестве испытуемых они выбрали трех учителей, работающие в шести классах. Психологи объяснили преподавателям, что провели в классах тесты, которые выявили детей с высоким интеллектуальным потенциалом. На самом деле, результаты теста были фиктивными. Исследователи произвольно отобрали детей, которым предстояло играть роль «звезд».

В конце года психологи сравнили уровень знаний учеников испытуемых учителей. У «интеллектуальных звезд» результаты IQ оказались выше, чем у одноклассников. Авторы эксперимента доказали: если учитель ожидает от детей высоких интеллектуальных достижений, он начинает вести себя с ним более дружелюбно, стремится воодушевить их. И наоборот, считая ребенка «плохим», мы относимся к нему соответственно. А подросток изо всех сил старается оправдать наши ожидания.

-2

Почему подросток нарушает правила поведения?

В 1968 году американский педагог Рудольф Дрейкурс проанализировал поведение американских школьников и пришел к выводу: есть 4 мотива, по которым подростки нарушают общепринятые нормы.

  • Школьник привлекает к себе внимание. Он хочет стать заметным, выделиться среди одноклассников, получить внимание от сверстников и учителей. Проявить себя с интеллектуальной стороны могут не все, поэтому безобразничают, шумят, громко смеются.
  • Подросток хочет добиться уважения сверстников, но не знает как. Он создает негативные ситуации, в которых открыто подрывает авторитет взрослых, воюет со школьными правилами. Школьник пытается обезопасить себя: нападает первым, потому что боится стать жертвой.
  • Ребенок мстит учителям, родителям, одноклассникам. Негативные поступки — это выражение обиды. Она может иметь реальные причины или быть надуманной, но часто приводит подростка к жестоким поступкам: словесным оскорблениям, агрессии, физической расправе.
  • Школьник избегает неудачи. Он боится опозориться в глазах окружающих, поэтому предпочитает ничего не делать. Ребенок ведет себя пассивно, проявляет внешнее безразличие, отстраненность. Он становится «непробиваемым» для взрослых. Учителя жалуются, что такие дети ничего не делают на уроках, отказываются отвечать, занимаются своими делами.
-3

Чтобы понять мотив поведения своего ребенка, понаблюдайте за ним. Ненавязчиво поговорите с подростком об обстановке в классе, пообщайтесь с классным руководителем.

Как помочь ребенку наладить поведение?

Главное правило: будьте на стороне ребенка. Это не значит, что нужно оправдывать его поступки и нападать на учителей. Нет, нужно просто признать право подростка на ошибки и верить в его исправление.

Многие родители говорят ужасные слова, приходя в школу: «Да, он у меня такой. Дома бьемся, никого не слушает, ничего не хочет…» Они сами запускают эффект Пигмалиона, отнимают у ребенка все шансы на исправление. Ярлык «такой» будет преследовать подростка до конца школы.

Быть на стороне подростка — это не значит, вступать в конфликты со школой. Работайте в сотрудничестве: учителя заметят ваш интерес и желание исправить ситуацию, пойдут навстречу ребенку, не будут раздувать конфликт, а помогут его грамотно решить:

  • Если подросток привлекает к себе внимание, попросите учителя дать это внимание, но не негативное, а позитивное: отмечать положительные моменты поведения, спрашивать доступные задания. А дома покажите ребенку, что у него много возможностей выделиться, кроме безобразий на уроке.
  • Если ваш ребенок хочет, чтобы его уважали, объясните, как этого добиться положительными поступками. Покажите, что сами уважаете его мнение, нуждаетесь в советах. Он должен поверить в себя, почувствовать себя нужным и понятым.
  • Если школьник мстит окружающим безобразным поведением, он не умеет решать конфликты. Покажите, как это сделать грамотно. Найдите источник проблемы, помогите найти выход. Не обсуждайте учителей в присутствии детей. Это только усугубит конфликтную ситуацию.
  • Если подросток боится позора, значит, он неуверен в знаниях. Помогите ликвидировать пробелы, объясняйте незнакомый материал, учите домашние задания вместе с ним. Попросите учителя объяснить проблемные моменты или найдите помощь на стороне. Главное, чтобы ребенок обрел уверенность в своих силах, заинтересовался предметом и перестал стыдиться возможных ошибок.
-4

Помните, каждый ребенок хочет чувствовать себя компетентным и нужным. Если это не получается в положительных аспектах, он будет искать самовыражение в отрицательных поступках. Направьте его энергию в положительное русло: определите будущую профессию, выберите вузы, распишите, что нужно сделать, чтобы поступить на бюджет.

Хорошая новость для наших подписчиков! Лектариум открыл бесплатный доступ к курсам профориентации. Мы раскроем потенциал вашего ребенка, подберем профессию и так заинтересуем подготовкой к поступлению, что у подростка не останется ни времени, ни желания на безобразия.

Не упустите возможность записаться на бесплатную профориентацию в Лектариум.