Найти тему
Краюшкина. Поэзия. Живопись.

Метель в живописи. А еще о детстве и о нашем особенном характере

А вот давайте снимем с себя всю эту взрослую шелуху и снова станем детьми, дорогие читатели! Снова, как в детстве, будем восторгаться и упиваться медленно идущим снегом и бурной, деятельной метелью, любоваться пушистыми, не похожими друг на друга снежинками, их таланту вдруг изменять цвет и свойство, превращаясь в воду на варежке от нашего дыхания. А вот это вот всё – брюзжанье на снег, недовольство метелью, возмущение пробками – всё это лишнее, всё это шелуха. Но на самом деле окружающее пространство становится чище, легче дышится, мы вдруг замечаем, что энергия безгранична. И еще – у нас появляется время побыть наедине с собой (в пробках, да-да, именно в них). В пробках люблю надеть наушники, включить любимую классику. И вдруг вместе с музыкой нисходит радость. И сваливается, словно луковая шелуха, усталость, накопленная за день.

1. Сверчков Николай Егорович. В метель. Холст, масло. 55,2х75,6. 1800-е. Вятский художественный музей. Изображение: yavarda.ru
1. Сверчков Николай Егорович. В метель. Холст, масло. 55,2х75,6. 1800-е. Вятский художественный музей. Изображение: yavarda.ru
2. Изображение: papik.pro
2. Изображение: papik.pro
3. Юрий Пименов. «Фронтовая дорога». Изображение: 2-kartinki.ru
3. Юрий Пименов. «Фронтовая дорога». Изображение: 2-kartinki.ru
4. Изображение: 2-kartinki.ru
4. Изображение: 2-kartinki.ru
5. Ткаченко Владимир Александрович. Изображение: triptonkosti.ru
5. Ткаченко Владимир Александрович. Изображение: triptonkosti.ru
Когда снег идет, то взрослые под ним тоже идут, но каждый в свою сторону, а маленькие дети бегают с ним вместе. Поэтому маленькие дети являются естественным продолжением идущего снега, а взрослые уже нет. Маленький ребенок оставляет следов на снегу раза в три или даже в четыре больше, чем взрослый или даже два взрослых. Взрослые умеют ходить только поодиночке, а маленькие дети, как и снег, способны слипаться в огромные кучи, разлипаться и снова слипаться в другие, еще бoльшие, кучи. На маленьких детей, бегающих под снегом, можно смотреть бесконечно, а на взрослых…
6. Гладкий Виктор Иванович. Весенняя метель. Бумага, акрил. 33,4х44. 2002. Музей современного искусства ЕАО. Изображение: yavarda.ru
6. Гладкий Виктор Иванович. Весенняя метель. Бумага, акрил. 33,4х44. 2002. Музей современного искусства ЕАО. Изображение: yavarda.ru
7. Дочкин Николай Викторович. Метель. Холст, масло. 77,5х112,5. 1999. Тульский музей изобразительных искусств. Изображение: yavarda.ru
7. Дочкин Николай Викторович. Метель. Холст, масло. 77,5х112,5. 1999. Тульский музей изобразительных искусств. Изображение: yavarda.ru
8. Попов Алексей Николаевич. Часовой. На Шипке метель. Холст на картоне, масло. 26х17,4. Государственный мемориальный музей А.В.Суворова. Изображение: yavarda.ru
8. Попов Алексей Николаевич. Часовой. На Шипке метель. Холст на картоне, масло. 26х17,4. Государственный мемориальный музей А.В.Суворова. Изображение: yavarda.ru
9. Эрик Труггелин. Изображение: 2-kartinki.ru
9. Эрик Труггелин. Изображение: 2-kartinki.ru
10. Сверчков Николай Егорович. Изображение: 2-kartinki.ru
10. Сверчков Николай Егорович. Изображение: 2-kartinki.ru

А ведь мы с вами, дорогие читатели, сродни метели! Вот как могут быть связаны два таких понятия, как метель и русский характер? Ведь они принадлежат разным категориям, не пересекаются друг с другом. Будто с разных полюсов понятия. Но давайте сейчас, любуясь метелью в живописи, вдруг увидим связь, очень четкую связь, между двумя этими понятиями. Помните этот распространенный стереотип о хмурых, неулыбчивых русских? Насколько он соответствует истине? Ведь это лишь внешнее восприятие нас другими народами. Та самая шелуха, о которой писала выше… А сердцевина-то наша, наша суть, видна в фольклоре. Я написала три монографии, примерно полторы сотни научных статей, посвященных русским народным волшебным сказкам. Так вот, суть нашего характера – через преодоление трудностей к достижению целей. И знаете, герой ВСЕГДА достигает своей цели и становится счастлив. Преодолевать трудности и побеждать – ВСЕГДА побеждать – это в наших генах. По-другому и не бывает. И история XX в. нам о том же говорит.

11. Изображение: 2-kartinki.ru
11. Изображение: 2-kartinki.ru
12. Сверчков Николай Егорович (1817 - 1898). Изображение: dzen.ru
12. Сверчков Николай Егорович (1817 - 1898). Изображение: dzen.ru
13. Илья Горгоц. Изображение: fast.vk.com
13. Илья Горгоц. Изображение: fast.vk.com
14. Сверчков Николай Егорович (1817 - 1898). Изображение: rossaprimavera.ru
14. Сверчков Николай Егорович (1817 - 1898). Изображение: rossaprimavera.ru
15. Изображение: 2-kartinki.ru
15. Изображение: 2-kartinki.ru

А метель – одна из тех трудностей, которые преодолевали наши предки. Александр Николаевич Степанов (1860-1911 гг.), написавший в 1895 г. картину «Метель» (16), тоже был в этом уверен. Смотрите, какой сюжет: сильная метель, мужчина идет разведывать дорогу, а в дровенках, которые тянет лошадка, жена. Не получается точно рассмотреть, но положение рук женщины говорит о том, что в них – драгоценный сверток. Эгиль Карлович Вейдеманис написал метель в другом пространстве – в пространстве города (17). Его работа называется «Москва в ноябре 1941 года (Метель в Москве)». И вот о чем говорит природа стране, городу и людям, над которыми летают особенные дирижабли: вы столько метелей преодолели и эту, что растянется почти на 4 года, преодолеете.

16. Степанов Александр Николаевич. Метель. Холст, масло. 39х61. 1895. Таганрогский художественный музей. Изображение: yavarda.ru
16. Степанов Александр Николаевич. Метель. Холст, масло. 39х61. 1895. Таганрогский художественный музей. Изображение: yavarda.ru
17. Вейдеманис Эгиль Карлович. Москва в ноябре 1941 года (Метель в Москве). Холст, масло. Изображение: yavarda.ru
17. Вейдеманис Эгиль Карлович. Москва в ноябре 1941 года (Метель в Москве). Холст, масло. Изображение: yavarda.ru
18. Корнелиус. Изображение:  triptonkosti.ru
18. Корнелиус. Изображение: triptonkosti.ru
19. Художник Дмитрий Чепурной. Изображение: ВКонтакте.
19. Художник Дмитрий Чепурной. Изображение: ВКонтакте.
20. Рэй Хендершот. Изображение: 2-kartinki.ru
20. Рэй Хендершот. Изображение: 2-kartinki.ru

Современные работы продолжают традицию писать метель. Перед нами предстает то заснеженный, окутанный вихрем, лес, то деревенька, то город. И эти работы тоже о преодолении. Вот девушка (22) кутается в воротник. Вот люди любуются красотой стихии (23). А еще работы, в которых главной героиней выступает метель, они не только о метели – они о защите от нее. О победе над ней. Вот почему в сюжет попали каменные и деревянные дома. Там тепло и уютно. Там родные люди, которые непременно ждут, согреют чаю тем, кто только что победил метель. И встретят с распростертыми объятиями.

21. Дмитрий Кустанович. Изображение: 2-kartinki.ru
21. Дмитрий Кустанович. Изображение: 2-kartinki.ru
22. Изображение: 2-kartinki.ru
22. Изображение: 2-kartinki.ru
23. Метель. Художник Владимир Куликов. Изображение:  papik.pro
23. Метель. Художник Владимир Куликов. Изображение: papik.pro
24. И. Медведев. Изображение: 2-kartinki.ru
24. И. Медведев. Изображение: 2-kartinki.ru
25. Изображение: 2-kartinki.ru
25. Изображение: 2-kartinki.ru

Вот уже и середина декабря. Зима вступила в свои права. Желаю вам, дорогие читатели, преодолеть то, что необходимо преодолеть. У каждого это преодолеть – свое. И обязательно обрести счастье. Свое собственное счастье.

А вот статья Зимний дворик деревенский: в сердце и в живописи.

Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.
26. Генин Давид Пейсахович (Павлович). Метель. Бумага на картоне, акварель, пастель. 38х53,3. 1958. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева. Изображение: yavarda.ru
26. Генин Давид Пейсахович (Павлович). Метель. Бумага на картоне, акварель, пастель. 38х53,3. 1958. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева. Изображение: yavarda.ru

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц