Дворец культуры имени И.В. Окунева
Для всех нас само сочетание букв «ДК» является чем-то совершенно обыденным. Кто-то выступал там в школьные годы, кто-то работает сейчас, кто-то приходит на концерты. Но так было не всегда, основные тагильские Дворцы культуры появились совсем недавно – им нет и ста лет. Сегодня мы познакомимся с одним из них – с Дворцом культуры вагоностроителей, более известным как ДК им. И.В. Окунева.
Ранее, в публикации ко Дню железнодорожника (https://dzen.ru/a/ZM4aPOQZIirOSrjs) мы упоминали, что в советское время у рабочих городских предприятий появились свои кружки, дома отдыха и дома культуры, которые могли размещаться некоторое время в реквизированных зданиях дореволюционной постройки. Однако, иная ситуация была в новых городских районах, появившихся при новых городских предприятиях. В начинавшем свою историю в 1930-е годы районе Уралвагонстрой (позже получившим название Дзержинский район) не было старых каменных зданий, а на строительство новых не хватало ресурсов: почти весь камень, машины и рабочие направлялись на строительство цехов. Большая часть клубов в районе были деревянными, к 1950-м годам у Уралвагонзавода не было ни одного каменного клуба.
По-настоящему широкие возможности для строительства в нашем городе возникли в послевоенное время. Советские граждане устали от строительства заводов, от лишений времен Великой Отечественной войны. Сформировался запрос на зримый образ светлого будущего в культуре и архитектуре. В том числе по этой причине архитектура в Советском Союзе становилась более торжественной, с богатым декором – впоследствии она получит названия стиль «Победитель», «Триумф», «сталинский ампир». Именно в это время и будет создан проект будущего ДК вагоностроителей.
Этот проект ДК, о котором мы сегодня говорим, был выполнен московским Горстройпроектом, архитектор Эмма Михайловна Залесская. Предназначался он первоначально для ленинградского Кировского завода, затем было решено построить такой дворец для Уралвагонзавода – в качестве признания неоценимого вклада вагоностроителей в Победу, а также в отсутствие каменных клубов на Вагонке. Можно сказать что дворец – это подарок рабочим за их трудовой подвиг.
История строительства ДК пришлась на интересное время. 1950-е – начало 1960-х – период перелома архитектурных стилей, перехода от пышного «сталинского ампира» (в самом его расцвете!) к аскетичному функционализму. От тщательного проектирования каждого фасада – к дешевым стройматериалам, промышленному производству отдельных частей (из которых можно будет собрать дом как конструктор), широкому применению типовых проектов. Все это позволило резко ускорить темпы строительства и гораздо оперативнее расселять граждан из временного жилья, но привело к внешней непривлекательности зданий и их неотличимости друг от друга.
Строительство ДК началось в 1952 году. В качестве застройщика выступал Строительный трест 88. Уралвагонзавод во главе с легендарным «народным директором» Иваном Васильевичем Окуневым по сути взял шефство над стройкой. В 1955 году было принято Постановление Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», однако стиль «Победитель» не хотел уступать, роскошные проекты жаждали своего воплощения, архитекторы раз за разом отстаивали необходимость высоких потолков, лепнины и других деталей декора. Директор Уралвагонзавода, который был также и заместителем председателя Верховного Совета 1951-1955 годов, обладал некоторым политическим весом и к его мнению прислушивались. Он обращался в соответствующее министерство с просьбой оставить проект таким, каким он был задуман – и ему пошли навстречу. Однако становилось понятно, что построить дворец следует как можно быстрее – правительство все более неодобрительно смотрело на «излишества», договариваться становилось все сложнее. Наконец в 1958 году строительство было закончено.
Архитектурный облик Дворца культуры им. Окунева строг и гармоничен. ДК состоит из трех частей: центральной и двух флигелей. Центральную часть подчеркивает мощный портик с двумя рядами колонн коринфского ордера, боковые флигели имеют свои маленькие портики, а также внутренние дворики.
Зрительный зал на 800 мест с вращающейся сценой (изготовлена самими вагоностроителями), малый зрительный зал на 200 мест, танцевальный зал, спортзал, библиотека, выставочный зал… Общая полезная площадь – 10000 кв. м. Стены и колонны облицованы мрамором (красным, розовым, белым); в декоре имеется множество лепнины; паркет, дубовые окна и двери из ценных пород ужгородского дерева. Для лепных работ приглашались художники и скульпторы из Москвы, Ленинграда, Свердловска. Во всем чувствуется большое внимание. Дворец, как говорится, «строили для себя».
Парк при дворце тоже весьма примечателен. Немало субботников ушло на его создание – рабочие занимались благоустройством, высаживали цветы и деревья. Тагильский градостроитель Валентин Соломеин, однако, отмечает, что стадион УВЗ нарушает планировочную структуру парка, разбивает ее – будь стадион не на этой территории, парк был бы еще прекраснее.
Работа построенного учреждения была в тесной связи с Уралвагонзаводом. Первым художественным руководителем ДК стал Эдуард Станиславович Иванский, который начинал свою трудовую деятельность на заводе, был диспетчером автоцеха с 1942 года, а с 1946 года возглавлял театральный коллектив в Центральном клубе УВЗ (старом, еще деревянном). Эдуард Станиславович, большой энтузиаст своего дела, возглавлял творческую работу дворца в период с 1958 до 1982 года (почти 40 лет, немногим меньше половины истории учреждения) и внес большой вклад в развитие художественной самодеятельности района. На сцене дворца постепенно начали ставить драматические и балетные постановки, сформировалось 43 творческих коллектива, в которых занималось 4,5 тысячи жителей района.
Долгое время ДК оставался без имени – просто Дворец культуры вагоностроителей. Имя человека, во многом благодаря которому он появился, Дворец получил 6 февраля 1973 года – через несколько месяцев после смерти Ивана Васильевича Окунева. Таким образом, было увековечено имя руководителя предприятия и партийного работника, много сделавшего для развития района, заслуженно ставшего почетным гражданином Нижнего Тагила.
История Дворца культуры продолжается в наше время. В 2001 году был проведен капитальный ремонт здания, в ходе которого здание было также приведено к современным стандартам для учреждения такого рода. Увеличена сцена и обновлено оборудование для нее, заменены полы и мебель, проведены модернизация и компьютеризация технологических процессов. При этом сохранены все основные архитектурные решения первоначального проекта.
Совсем недавно, 5 ноября 2023 года Дворцу культуры имени Окунева исполнилось 65 лет. «Цех культуры», как его называют жители района, по-прежнему способствует развитию творческой деятельности и художественной культуре района, да и города в целом. В настоящее время на площадке Дворца работают 16 творческих коллективов, среди которых певцы, музыканты и танцоры различных направлений.
Таким образом, Дворец культуры вагоностроителей и сегодня является важным культурным центром. Дзержинский район не застал того классицизма, каким он был в XIX веке, но зато получил один из самых потрясающих на Среднем Урале образцов неоклассицизма, который сочетает в себе традиции классической архитектуры, технологические возможности строительства середины XX века, триумф победителей и вообще стремление к культуре рабочих-вагоностроителей.
Никита Михайлович Ахтямов, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»