Найти тему
Aнастасис Ανάσταση

ТАЙНА МЕЛЬХИСЕДЕКА

Оглавление

МЕЛЬХИСЕДЕК – один из самых загадочных персонажей Священной истории, который на страницах Ветхого Завета появляется единожды (Быт. 14). В переводе с древнееврейского имя Малкицедек означает "праведный царь" ("малки" – мой царь, "цедек" – справедливость). Согласно тексту Священного Писания, Мельхиседек – царь Салимский, священник Всевышнего во времена патриарха Авраама. Мельхиседек – царь народа, жившего на территории современного Иерусалима. Эта территория уже в те времена называлась Салимом (местом мира). Мельхиседек там царствовал и священствовал. Он вышел навстречу Аврааму, возвращавшемуся с триумфом после сражения, и вынес ему хлеб и вино. Потом Мельхиседек исчез и больше не появлялся в Священной истории. Таинственно возник, благословил Авраама и исчез. Тем, что он благословил Авраама, он показал, что он выше его.

Мельхиседек выносит Аврааму потрясающие дары – хлеб и вино. Это дары евхаристические! Встреча Авраама и Мельхиседека – литургическая история. Это первый образ Евхаристии.

Апостол Павел скажет, что Мельхиседек – образ Христа, пребывающего вовеки:

"Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда" (Евр. 7: 1).

Мельхиседек – царь и священник. Невесть откуда взявшийся священник, царь правды, царь мира. Священство Мельхиседека, согласно тексту Псалма 109, – священство вечное (Пс. 109: 4). Так что, Мельхиседек – это пророческая личность Ветхого Завета, указывающая на Христа.

В появлении на страницах Библии загадочной фигуры Мельхиседека видится таинственное явление Христа в ветхозаветные времена.

В Новом Завете единственным вовеки веков священником является Христос. Христос – и царь, и священник, "первосвященник навек по чину Мельхиседека" (Евр. 6: 17). Христос, как первосвященник, приносит в жертву Самого Себя. Сын Божий приносит Свою плоть и кровь, как приносит Мельхиседек Аврааму хлеб и вино.

В раннехристианском искусстве головокружительная глубина этого сравнения находит свое воплощение в мозаиках. Мы видим образ Мельхиседека, подносящего дары Аврааму, в мозаиках базилики Санта Мария Маджоре (432–440 гг.).

Встреча Авраама и Мельхиседека. Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим
Встреча Авраама и Мельхиседека. Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим

Мозаики середины VI века базилик Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне с изображением Мельхиседека, Авеля и Авраама являются своеобразной иллюстрацией фразы из чина благословения даров в геласианском сакраментарии:

"Прими эту жертву, подобно тому, как ты принял жертву Авеля праведного, священника Мельхиседека и праотца нашего Авраама" (Prex Eucharistica I Canon Romanus).

Это символический образ крестной смерти Христа во имя спасения.

Жертвоприношение Авеля и Мельхиседека. Середина VI в. Мозаика. Базилика Сан-Витале, Равенна
Жертвоприношение Авеля и Мельхиседека. Середина VI в. Мозаика. Базилика Сан-Витале, Равенна
Жертвоприношение Мельхиседека, Авеля и Авраама. Середина VI в. Мозаика. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна
Жертвоприношение Мельхиседека, Авеля и Авраама. Середина VI в. Мозаика. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна

❤️ Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить. Будем рады вашим вопросам и комментариям!