Справка «РП»
Михаил Григорьевич Петров (1938-2015) – прозаик, публицист, литературный критик, журналист, издатель и краевед. Родился в Омской области, но большую часть жизни провёл в Калининской (Тверской). С 1983-го – член Союза писателей СССР (России). Создатель и бессменный редактор журнала «Русская провинция», оценённого такими крупными литературными деятелями, как Александр Солженицын, Дмитрий Лихачёв, Василий Белов, Валентин Распутин. В 1999 году М.Г. Петрову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ».
КРАЕВЕД ЗЕМЛИ РУССКОЙ
– Его называли подвижником, и это не преувеличение, не фигура речи. Михаил Петров сделал очень многое для развития отечественной культуры, – напомнила Валентина Копылова, старший научный сотрудник Ржевского краеведческого музея. – В 90-е годы писатель «пробудил» русскую провинцию, внёс весомый вклад в издательское дело. На тверской земле Михаил Григорьевич создал журнал «Русская провинция» и одноимённое издательство.
А в Ржеве помнят Михаила Петрова как человека, искренне любящего наш город и немало для него сделавшего. Первый сборник ржевских авторов «Город над Волгой» вышел именно в издательстве «Русская провинция», и Михаил Петров стал первым редактором альманаха. Печатались у него не только именитые авторы, но и «поэты местные». Михаил Петров также был связан крепкими краеведческими узами с историком Олегом Кондратьевым.
НЕДООЦЕНЕННЫЙ
«Меня давно волнует механизм забвения. Есть в нём что-то неподвластное ни добродетели, ни сознанию, а зачастую несправедливое – даже жестокое. Того почему-то помнят, цитируют, а этого – забыли напрочь, хотя научная или художественная ценность его работ несоизмеримо выше...», – говорил один из героев Петрова.
– Но эти строки можно отнести и к самому Михаилу Григорьевичу, писателю-патриоту, защитнику русской провинции, пока не оценённому по достоинству, – отметила Виктория Кузнецова, литературный критик, член Союза писателей России и ведущая литературно-краеведческого вечера.
Прозвучала диктофонная запись, сделанная Викторией в 1999 году, во время интервью с Михаилом Петровым. «Талант – непрогнозируемое качество, – говорит Михаил Григорьевич. – Он может родиться и в столице, и в станице (Шолохов), и в Иркутске (Распутин), и в Вологде (Белов). У французов даже есть поговорка: таланты рождаются в провинции, а умирают в Париже. В XIX веке в русской провинции было много издательств, типографий, журналов, а вот в советские времена их отсутствие привело к тому, что талантливые, литературно одарённые молодые люди уезжали в Москву. Я ведь тоже из Омска перебрался в столицу, но Москва «отрикошетила» меня в Тверь...».
КОГДА ЩЕМИТ СЕРДЦЕ
Не случайно вечер проходил в музее: одно из главных направлений журнала «Русская провинция» – краеведение. На страницах журнала опубликован богатейший материал по истории и культуре Тверского края. «Прошло время, когда мы были вынуждены скрывать свою биографию, отрекаться от своих родичей. В катакомбы загонялась история многих казачьих, военных, купеческих, дворянских, священнических и даже крестьянских родов, и не здесь ли причина охлаждения современного человека к российской истории? – этим вопросом задавался Михаил Петров. – Но сегодня, когда патриотизм и российская государственность вновь выходят из подполья, особую роль приобретает знание местного края, хозяйства, природы, истории и культуры. Дело это хлопотливое, требует времени, профессионализма, культуры, знаний...».
Краеведческий опыт Михаила Григорьевича высоко оценили и Василий Белов, и Александр Солженицын. Александр Исаевич, в частности, писал: «Во многих публикациях журнала – краеведческая пристальность, от которой щемит сердце читателя. В краеведении, столько десятилетий гонимом, вижу я один из плодотворнейших путей восстановления русского сознания...». И далее: «В вашем предисловии к 1-му номеру оптимизм: молодое литературное поколение уже показало, что выстояло. Дай Бог! Да, трогательно, как эта молодёжь, защищаясь от нынешней скверны, ищет чистые пути и достойные средства художественного выражения...».
РЖЕВ – НА ОСОБОМ СЧЕТУ
Татьяна Жукова, руководитель краеведческого отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Островского, рассказала, что писатель, который оставил заметный след в культуре Тверского края, дебютировал как поэт в газете «Молодой сибиряк» в 1962 году. Печатался во многих толстых журналах – таких, как «Сибирские огни», «Наш современник», «Смена».
В 1991-м Михаил Григорьевич становится учредителем и главным редактором литературно-художественного и историко-публицистического журнала «Русская провинция» и очень трепетно относится к талантливым людям из глубинки. Ржев был у него на особом счету. При его поддержке ржевские авторы Любовь Соломонова, Георгий Степанченко и Виктория Кузнецова стали членами Союза писателей России.
Познакомившись с историей ржевской земли, он написал большую статью «Ржевский, Старицкий, Зобниковский», в которой изложил житие архимандрита Троице-Сергиевой лавры Дионисия Ржевского. Вместе с другими краеведческими очерками эта статья была опубликована в книге Михаила Петрова «Отвергнутый камень» в 2003 году. Издавал Михаил Григорьевич и другие книги по ржевской истории. Так, издательством «Русская провинция» в 2005 году была напечатана документальная повесть ветерана войны Юрия Ивановича Качанова, написанная на основе воспоминаний и писем его фронтовых друзей из разведроты 11-й гвардейской дивизии. Книга рассказывает о трагических страницах жизни советских солдат в ржевском лагере военнопленных.
ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПИШУТ
Вновь звучит фрагмент аудиозаписи: зачем люди издают книги? «Мой стол завален прекрасными рукописями, мы могли бы выходить 6 раз в год! Человека поглощает могила, но даже на кресте написано его имя: человек не может смириться с забвением, с тем, что он уйдёт. И это замечательно, когда человек издаёт свою книгу. Нужно поддерживать этот писательский зуд. На любое ремесло, не только писательское, зуд должен быть!».
Однако не одним журналом занимался Михаил Петров. Будучи одновременно директором одноимённого издательства, в 1996 году в серии «Поэты русской провинции» он начал выпускать стихи начинающих поэтов. Идея получила поддержку (в том числе материальную) со стороны Солженицына. Начало серии положили книги «Заветный сад» Алексея Мальцева, «Сахарный снег» Юлии Гнатышак. Всего в этой серии было издано несколько десятков стихотворных сборников.
НАРОДНЫЙ, РУССКИЙ
Тогда в его жизни были периоды относительного благополучия, но бывали времена полного отчаяния и нищеты. В конце концов, не получив необходимой финансовой поддержки для издания журнала «Русская провинция», Михаил Григорьевич вынужден был остановить выпуск любимого детища. Писателям, видящим свою роль в государственном служении, просто оказалось не по пути с теми, кто нашёл удобный для себя компромисс с вороватой властью. Собственно, и сама русская литература с её традиционными представлениями о добре, совести, справедливости, оказалась не в чести. Зато ещё активнее расплодилась массовая литература «одноразового пользования».
«Многотысячными тиражами издаётся и читается то, где убивают, грабят, насилуют, берут в рабство, расчленяют. А также то, где продают надежду на изменения в обществе, на сатисфакцию в социальной и политической жизни, чаще всего скороспелую и ложную...» – написал Михаил Петров в очерке «Прощание с «Русской провинцией».
Сегодня, спустя годы, ещё более очевиден тот факт, что в атмосфере смуты и уныния 90-х годов «Русская провинция» стремилась сохранять традиции русской культуры и литературы, укрепляя веру в их лучшее будущее. За 11 лет существования журнала (с 1991-го по 2002 год) увидели свет 44 номера. На его страницах печатались известные литераторы, но, помимо них, «Русская провинция» предоставляла такую возможность учителям, домохозяйкам, священникам. Это был по-настоящему народный, русский журнал...
К КОРНЯМ!
Всевозможные неурядицы не сломили Михаила Григорьевича. Вопреки всему, он продолжал творить. В 2003-м, после закрытия журнала, увидела свет его очередная книга с евангельским названием «Отвергнутый камень» (издательство «Русская провинция»). Этот сборник пронизан болью за состояние культуры и сельского хозяйства тверской провинции, на каждой странице – плач по забытым именам и промыслам. В книгу вошли очерки об основателе сыроделия Н.В Верещагине, создателе первой сельскохозяйственной школы для крестьян Д.П. Шелехове, собирателе частушек В.И. Симакове и другие, открывающие нам новые подробности истории родного края.
«Велика и обильна на таланты тверская земля, – не без восхищения писал Петров в очерке «Лесков Калязинского уезда». – Начни-ка только вспоминать, и припомнятся Николай Львов и Иван Крылов, Фёдор Глинка и Вячеслав Шишков, Сергей Клычков и Владимир Соколов, Николай Тряпкин и Иван Васильев. А сколько поэтов и писателей так называемого второго ряда? А сколько тех, кого мы не знаем?»...
В своих, иногда совсем небольших по объёму, но ёмких очерках-зарисовках Михаил Петров развивал лучшие традиции русской публицистики – обращённой к простому человеку, к нашим корням, к тому, без чего России не найти своё место в жестоком современном мире. Особенно волновало его бедственное положение, в котором оказалась русская глубинка: «Мерзость-то и запустение не сами собой появились в провинции. Никогда за всю историю России отношения провинции и столицы не были столь драматичны, как в последние времена. Это тоже факт, не требующий сегодня доказательств. Преступление столицы перед провинцией состоит в том, что под видом борьбы с местничеством была блокирована всякая попытка провинции жить самобытной культурной и хозяйственной жизнью», – отмечал он в очерке «Клевретизм».
В последние годы Михаила Петрова часто публиковали журналы «Москва», «Наш современник», «Нева», «Роман-газета», но более всего его радовала постоянная работа в столичном независимом литературном журнале «Человек на Земле», где ему поручили заведовать разделами «Православие» и «Краеведение». Это были его любимые темы, и впервые за много лет он почувствовал себя востребованным.
Писатель не терял надежды, что когда-нибудь наступят для его героя Михалыча, как и для всех простых людей, лучшие времена. И продолжал трудиться. Выходили новые книги публицистики «Вотчина или Отечество?», «Мост через бездну». Для творчества Петрова по-прежнему было свойственно то, что отметил в предисловии к его книге «Отвергнутый камень» Владимир Куницын: «Он очень конкретный, очень живой, тысячью нитей связанный с этой землёй человек. Он не любит бить себя в грудь и клясться в патриотизме, но он настоящий, подлинный патриот своего Отечества, конкретно и осязаемо любящий его». 21 мая 2015 года Михаила Григорьевича Петрова не стало...
ПРЕМИЯ ИМЕНИ М.Г. ПЕТРОВА
Литература – самая фундаментальная часть нашей культуры, главная «мягкая» сила России. И слова о том, что сегодня Россия самоопределяется, что культура находится в центре геополитического противостояния, не должны оставаться только словами. И тогда замечательные книги Михаила Петрова будут востребованы, повести и рассказы порадуют не одно поколение любителей изящной словесности, а его очерки помогут политикам и краеведам беречь и помнить «провинциальную Россию».
А пока писатели, библиотекари, краеведы, музейщики Ржева выступили с предложением – учредить литературно-краеведческий конкурс для молодёжи Тверской области имени М.Г. Петрова. Писателя, душа которого находилась в постоянном терзании за происходящее в родном Отечестве...
Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото автора и из личного архива.