Во время путешествия по Европе в ноябре 2023 нам нужно было перебраться из Берлина в Париж. Самый простой способ самолет, но не смогли найти удачных вылетов по адекватным деньгам и прилететь так чтобы не тратить на дорогу весь день. Раньше ходил ночной поезд Берлин-Париж, можно было купить купе от двух до шести человек, но в ноябре такой возможности не было. Лет восемнадцать назад первый раз мы ездил этим ночным поездом. Тогда самый дешевый билет был в шестиместном купе. Купе было точно такое же, как в советско-российских поездах, только вместо четырех полок шесть. Аналог нашего плацкартного вагона. Тогда путешествие прошло довольно интересно. Поезд шел из Парижа в Берлин, при посадке кондуктор у всех пассажиров отбирал паспорт и отдавал только по прибытию. Находится на полке, то есть сесть полностью, было не возможно, не хватало высоты. Пассажирам выдавалась подушка и мешок, в который можно было залечь. На остановке в Брюсселе к нам сели новые европейцы из севера Африки, вообще без паспортов, только с какими-то справками. Они первый раз увидели, что в поезде можно лежать, а не сидеть, у них было столько радости и детского восторга. В остальном поездка прошла спокойно, все были вежливы и никто никому не мешал. В другой раз, лет десять назад, мы ездили в двухместном купе со «свой раковиной» и прочими барскими атрибутами. Поэтому и в этом году нам хотелось снова окунуться в атмосферу ночного поезда, который колесит по городам Европы. Но, к большому сожалению, билеты не продавались и даже непонятно было, ходит ли поезд вообще или нет. Решили поехать ночным автобусом сети Flixbus. Стоимость проезда меняется довольно динамично, но мы купили билеты примерно за семьдесят пять евро за место.
Мы решили уезжать в понедельник вечером. Думали, что мало кто поедет в Париж. Из Берлина автобус в этот день должен был отходить в восемь вечера, в Париж прибыть в девять утра по расписанию. Билеты купили за наличные на автовокзале. В Берлине автобус отходит от Zentraler Omnibusbahnhof Berlin, ближайшая станция метро U Kaiserdamm, пешком не более пяти минут. В Париж Flixbus приходит на Bercy Seine (Париж) рядом метро Métro Bercy. Автовокзал в Берлине открытый, то есть вы ждете на улице свой автобус, в отличие от Парижа, где он окружен стенами и не так дует ветер в плохую погоду. Конечно и в Берлине есть зал ожидания, но он как всегда мал для всех , кто хочет в нем согреться. Наш рейс был единственный в Париж этим вечером с пометкой прямой, но, как выяснилось, он все равно делает остановку в Ганновере. Мы не предали этому значения, считая, ну кто будет почти ночью, садиться в автобус.
И вот уже приближалось время отправления. Однако наш наземный лайнер не стоял у своей стойки, хотя автобус даже с более поздним временем отправления, например 20:15, уже загружал своих пассажиров. Не смотря на то, что людей было не много, те, кто приехал раньше и хотел заранее выбрать свои любимые места у окна или в конце автобуса, начинали нервничать, понимая, что их предусмотрительность пройдет зря. Конечно, можно купить конкретное место, которое вам нужно, и, наверное, так правильно делать, но, как потом выяснилось, из примерно восемнадцати человек, так никто не сделал, хотя доплата к билету была не большая, около десяти евро. Среди наших попутчиков преобладали выходцы из пространства бывшего СССР, человек примерно двенадцать из восемнадцати. Были также арабы и бывшие жители Африки. Автобус все же прибыл точно к своему времени, и все деловито распространились по нему, реализуя свои замыслы для комфортного пути. Отдельно остановлюсь на водителях, их было двое, наверное бывшие жители Украины, не говорящие ни на одном языке, кроме русского. К всеобщей скрытой радости, пассажиры разместились, как хотели. Кто-то один на двух сиденьях, кто-то у окна, кто-то сразу начал пытаться заснуть, кто-то смотреть на своих гаджетах фильмы. В автобусе был бесплатный Wi-Fi , но тянет ли он YouTube не знаю, сам лег спать . Просыпался несколько раз на технических остановках. Проснулся, когда автобус остановился в Ганновере, и увидел огромную толпу у него. Сразу пришла мысль, что наверно лишусь своего второго места, на котором лежал. Даже показалось, что людей на улице на столько много, что они не поместятся в автобусе. Закрыл глаза и сделал вид, что глубоко сплю. Как оказалось человек семь начали собирать свои вещи и выходить в Ганновере. В автобус хлынула толпа с улицы, состоящая в основном из африканцев и арабов, но как оказалась там была семья из трех человек очень хорошо говоривших по-русски. Они единственные в автобусе обладали купленными местами и сразу предъявили свои права на них. Проверить зарезервировано место или нет очень просто, на верхней полке зеленый квадратик место свободно, другой цвет выкуплено. Наши люди эмоционально сцепились с арабами, которые сидели на их местах. Попытка убедить покинуть уже насиженные и обогретые места проводилась на средне-европейском языке. Арабы были французами, и кроме их родного языка, отказывались понимать какой-либо другой. Позвали водителей, которые тоже жестами пытались уладить конфликт, но не получилось . Водитель сказал, как будто голос из далекого прошлого, что он отвечает за руль, а вы разбирайтесь как хотите, скажите, когда можно ехать. Появился другой житель Французской Республики, довольно крупный негр, и с помощью Google переводчика, быстро и уверенно навел порядок. Наши люди оказались на своих местах, а арабы пошли искать свободные места уже в разнобой. Чудом на меня никто не обратил внимание, так как битва за места была прямо за мной, и вокруг моих мест стояло столько людей, что протиснутся было не реально. Удачно получилось, что негр, который все разрулил, встал на мое полусвободное место, и когда все разошлись, мне осталось моих два места. Автобус успокоился, новые пассажиры стали почему-то массово жевать, забыв о том, что ночью есть вредно и смотреть свои гаджеты. Я уснул. Проснулся уже в Париже. Были жуткие пробки, как говорят обычные для утреннего Парижа. Как ни странно приехали мы точно по расписанию. Метро от вокзала находится в минутах десяти пешком, удачно купили билеты в автомате. Пока смотрели карту, куда нам ехать, оглянулись, а в автоматы по продаже билетов стояла такая очередь, как будто несколько поездов подошло, что наверное и случилось, потому что рядом вокзал Gare de Paris-Bercy-Bourgogne-Pays d'Auvergne.
Поездка была не обременительная, довольно интенсивная и с хорошими эмоциями, учитывая то что, она хорошо закончилась.
Dmitry Corsac.