Найти тему
Ada Knight

Райнер Мария Рильке и Огюст Роден: дружба поэта и скульптора. Восхищение, преданность, духовная связь и расставание

Оглавление
Райнер Мария Рильке и Огюст Роден
Райнер Мария Рильке и Огюст Роден
"Художественная вещь должна быть определенной: удаленная от всех случайностей, далекая от всяческих неясностей, вынутая из времени и отданная пространству, она становится постоянной, пригодной для вечности."
"Кто видел эти образы, тот чувствовал, что они рождены не прихотью, не игривой попыткой найти новые, неслыханные формы. Их создала нужда. Люди, напуганные незримыми судами тяжкой веры, спасались в зримом, от неопределенности бежали к этому воплощению. Его все еще искали в боге, не измышляя больше кумиров, не пытаясь больше представить себе бога, слишком далекого; принести его в дом, отдать ему в руки, положить ему на сердце весь страх, всю бедность, всю робость, все жесты малых сих - вот в чем заключалось благочестие. Это было лучше рисования, ведь живопись оставалась введением в заблуждение, красивым, умелым обманом; жаждали более действительного и простого. Так возникла удивительная скульптура соборов, этот крестный ход зверей и обремененных."

Всем привет🙃

Представьте, какую мощь способен выдать союз двух настолько больших личностей - Рильке и Родена! Впечатления от этого симбиоза Райнер Мария Рильке описал в своем произведении "Огюст Роден", где рассказал о глубинных смыслах этого неземного скульптора (очень советую прочитать, красота безумная). Текст наполнен почти религиозным трепетом перед великим человеком и вдохновителем поэта.

В этой статье я расскажу вам побольше о дружбе двух творцов, связанных даром высшим, чем голубизна неба.

Знакомство

Роден, Роза и Рильке в Медонском саду в компании двух собак
Роден, Роза и Рильке в Медонском саду в компании двух собак
"Теперь я осмелюсь назвать вам имя, которого нельзя замалчивать дольше: Роден. Как Вы знаете, это имя бесчисленных вещей. Вы спрашиваете о них, и я в растерянности, так как не могу показать Вам ни одной."

В августе 1902 года молодой Райнер Мария Рильке поехал в Париж, где мог встретиться лично с Огюстом Роденом, который в те годы был уже на пике своей славы. Двух мужчин познакомила Клара Вестхофф (жена Рильке), обучавшаяся в те годы мастерству у французского скульптора. Восторженный поэт предложил Родену написать книгу-эссе о его творчестве, произведение "Огюст Роден" было опубликовано в 1903 году. Также Рильке в 1905-1906 годах работал личным секретарем Родена.

Отношения Родена и Рильке представляли собой интереснейший союз художников, стремящихся прикоснуться к вечности через свои порождения. На момент знакомства Райнер Мария Рильке был еще не особо популярным писателем, устойчивой известности он еще не обрел и зарабатывал написанием статей в газеты на заказ, постоянного источника заработка у молодого человека не было.

Роден же к 1900-ым годам достиг такой славы, что ему даже позволили выставлять скульптуры в собственном павильоне во время Всемирной выставки в Париже. Скульптор работал над каждым своим творением с таким усердством, будто хотел освободить живую фигуру из бесформенного каменного куска.

Ожившие камни Родена

Скульптуры Огюста Родена потрясают своим движением и пластичностью, будто людей застали врасплох и обратили в камень. Они представляют из себя не просто бездушные фигуры, а целые истории трепещущих некогда сердец в момент боли, любви или шага.

"В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда, которая становится зримой."
"Всякая жизнь возникает внутри себя, но затем развивается, раскрывается изнутри вовне. Равным образом и в хорошей скульптуре всегда угадываешь сильный внутренний импульс. В этом секрет античного искусства."
"То, что в человеческом теле притягивает нас больше, чем столь прекрасная форма, - это внутреннее пламя, которое, кажется, просвечивает сквозь сосуд."
- Огюст Роден

Я в восторге от каждой скульптуры! "Поцелуй" переполнен чувствами, в каждой мышце возлюбленных чувствуется напряжение, нежность и страсть, пронизывающая тела. "Тень" же будто согнута под невыносимой ношей, человек потерян, но я чувствую оставшиеся в нем силы, которые еще могут стать осязаемыми. "Собор" особенно трогателен - две руки переплелись в едва ощутимом касании, в котором заключается божественный замысел и любовь.

Дружба

Роден и Рильке вели долгие беседы, результат которых отображен в вышедшем после тексте "Огюст Роден". Поэт превосходно проанализировал суть творчества скульптора, невероятно глубокий синтез был произведен! Он был поражен человеческой мощью, заключенной в скульпторе. Роден безустанно работал, создавая все новые и новые шедевры, высекал людей из глыб, давая им жизнь и душу.

После этого Рильке предложили стать личным секретарем Родена, чему он был однозначно рад. Он занимался перепиской Родена, улучшая свои знания французского. Правда, к сожалению, спустя 9 месяцев (в апреле 1906) союз был на время расторгнут из-за письма поэта, адресованного Уильяму Ротенштейну (клиент Родена). Скульптор разозлился из-за содержания письма и выгнал Рильке с должности. Представляю, как разбит был изгнанник! Ведь так грустно потерять дружбу с таким близким по духу человеком, своим кумиром и наставником.

Кстати, Рейчел Корбетт в своей книге о союзе Рильке и Родена ("Ты должен изменить свою жизнь") связала это печальное событие со стихотворением, написанным поэтом в июле 1906 года, называется оно "Уход блудного сына".

"Уйти от всей этой неразберихи вздорной,
Что нашей сделавшись, не покорилась нам.
Так отраженье погибает в речке горной,
Дробясь в угоду нами поднятым волнам,
И, как репейник в нас впивается упорно,
Так хаос будничного держит нас, - уйти,
Чтобы прозреть в пути
И все увидеть - вдалеке и в свете новом
(слепой рутине повседневной вопреки),
И с тихой нежностью, без злобы и тоски
Опять приблизиться к своим основам;
Понять: безлики, хоть и велики
Страданья - ими, словно сеть уловом,
Наполнено все детство до краев…
И все-таки уйти, сорвавшись вновь.
Боль разбудив в зажившей ране без труда,
Уйти: куда? Неведомо, куда.
В страну далекую, чей нрав не так суров,
И неизменна декорация всегда:
Не то стена, не то цветение садов.
Уйти: зачем? Нужда и нетерпенье
Торопят, гонит в темноту томленье,
Непониманье, непонятность снов и слов.

Взвалить на плечи все, чем жил в отчизне,
И все в дороге ненароком растерять,
И на чужбине одиноко смерть принять… -

Не это ли начало новой жизни?"

Спустя два года (в 1908) Райнер Мария Рильке пригласил Огюста Родена в отель Бирон. Это был парижский особняк XVIII века, который перестроили в жилой дом, там поэт с женой Кларой Вестхофф снимал комнаты. Бирон так сильно понравился скульптору, что он снял первый этаж, перевез туда свою студию и жил все последние годы.

Безумно интересный союз был у двух мужчин, связанных духом и тягой к высокому! По отдельности они представляют из себя гигантов искусства, но сложно даже представить, насколько плодотворным было общение друг с другом для них обоих. Эмпатия и разговоры этих двоих достойны еще множества книг и разборов, сегодня мы открыли лишь первую страницу из истории Рильке и Родена😉

Поделитесь в комментариях впечатлениями от статьи! Какая скульптура вам нравится больше всего? Как думаете, что было в том письме, что разделило их?

Спасибо каждому за внимание!