Сегодня мы расскажем о том, как можно проверить правильность начисления страховой пенсии по старости.
От чего зависит размер страховой пенсии?
Размер страховой пенсии напрямую зависит от размера официальной заработной платы и количества заработанных индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) или пенсионных баллов.
Несмотря на то, что расчет будущей пенсии проводится по специальным формулам, в них все равно может быть допущена ошибка. Поэтому, если у вас есть сомнения в правильности расчетов размера будущей пенсии, то у вас есть полное право проверить корректность данных.
Обращаемся к Индивидуальному лицевому счету
Узнать размер будущей пенсии и проверить корректность данных можно на Индивидуальном лицевом счете (ИЛС) в Социальном фонде России (СФР). ИЛС содержит информацию о страховом стаже, заработной плате и уплаченных работодателем страховых взносах и пенсионных баллах.
Чтобы проверить правильно ли начислили пенсию, нужно получить выписку из ИЛС.
Как получить? 3 удобных способа
Способ 1: Офлайн
1. В территориальном отделении СФР или МФЦ
Заполните заявление на выдачу выписки из ИЛС и предъявите паспорт для запроса выписки.
Сроки: до 10 рабочих дней.
2. В отделении банка
Если у вашего банка заключено соглашение с СФР об информировании застрахованных лиц о состоянии ИЛС, то выписку можно заказать через личный кабинет онлайн-банка или в ближайшем офисе.
Сроки: зависит от банка, но, как правило, в течение 1 рабочего дня.
Способ 2: Онлайн
1. Через личный кабинет на Госуслугах
На вкладке «Пособия, пенсия, льготы» перейдите в раздел «Извещение о состоянии лицевого счета в СФР», где появится «Выписка из лицевого счета СФР», нажмите «Получить выписку». В личном кабинете отобразится извещение о состоянии индивидуального пенсионного счета.
Сроки: до 1 рабочего дня
2. Через личный кабинет СФР
Перейдите в раздел «Индивидуальный лицевой счет» и нажмите «Заказать справку (выписку) о состоянии индивидуального лицевого счета». Результаты запроса будут отправлены на указанную электронную почту и отображены в разделе «История обращений».
Сроки: до 1 рабочего дня
Способ 3: Дистанционно
Направьте нотариально заверенное заявление на выдачу выписки из ИЛС Почтой России в СФР.
Сроки: до 10 рабочих дней.
Как проверить данные? Разбираем выписку
Сверху страницы находится техническая информация: реквизиты запроса и дата формирования сведений (1), а ниже указаны личные данные: ФИО, дата рождения и СНИЛС.
Далее вы увидите вариант выбранного пенсионного обеспечения – формирование только страховой или страховой и накопительной пенсий (2) и количество ИПК (3).
Внизу страницы вы найдете сведения о выработанном стаже, который учитывается для назначения пенсии (4). Если вы имеете право на досрочное назначение страховой пенсии, например, есть опыт работы на вредном производстве, то периоды специального стажа будут отражены в таблице (5). Если пенсия уже назначена, то сведения о стаже в указанных строках отражены не будут.
Раздел 1: Сведения о величине ИПК, его составляющих и стаже застрахованного лица
В первом разделе находится таблица с информацией о работодателе, периодах работы, сумме уплаченных страховых взносов и пенсионных баллах. Помимо этого, будут указаны основания для досрочного назначения пенсии (за каждый год работы).
Важная информация
До 2015 года: указывается общая продолжительность стажа и количество заработанных баллов за все периоды работы (6).
После 2015 года: продолжительность стажа и количество баллов разбивается по годам (7).
Раздел 2: Сведения, на основании которых рассчитана величина ИПК за периоды до 2015 года
Во втором разделе можно узнать свой среднемесячный заработок за 2000-2001 гг., общий стаж до 2002 года, а также получить полную информацию о работодателях, заработке и перечисленных страховых взносах.
Обращаем внимание на п. 2.5 (8) – в нем указана сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов с учетом индексации в период с 2002 г. по 2014 г.
Раздел 3: Сведения о сумме средств пенсионных накоплений, когда страховщиком является Социальный фонд России
Текущий раздел будет отображен в случае, если ваши накопления формируются в Социальном фонде России.
В нем будет указана информация о выбранной управляющей компании (УК) и инвестиционном портфеле. Также в третьем разделе отображена сумма накоплений с учетом инвестирования, в том числе указывается распределение по источникам накопительной пенсии.
Раздел 4: Сведения о сумме средств пенсионных накоплений, если страховщиком является негосударственный пенсионный фонд (НПФ)
Четвертый раздел выписки отобразится у всех, кто формирует свои пенсионные накопления в НПФ.
Представленные данные: название НПФ; общая сумма взносов, поступивших на накопительную пенсию. (). Фактическая сумма и результаты инвестирования будут также отображены в выписке.
Раздел 5: Данные о назначенной пенсии
Раздел отобразится только у пенсионеров, в котором будут указаны дата установления и сумма страховой пенсии по старости, учитываются фиксированная выплата к пенсии, а также сумма накопительной пенсии (при ее наличии).
Что будет, если в ИЛС закралась ошибка?
Ошибки в ИЛС могут повлечь следующие проблемы:
- отказ в назначении пенсии при наступлении пенсионного возраста;
- размер выплат будет в меньшем размере.
Выписка из ИЛС должна содержать полные и достоверные сведения о стаже, заработной плате и нестраховых периодах, т.к. все эти данные учитываются при назначении пенсии. Мы рекомендуем периодически изучать и проверять достоверность сведений из выписки. Оптимально проверять сведения из ИЛС раз в несколько лет.
И как проверить достоверность сведений?
Сверьте записи из трудовой книжки с данными, указанными в выписке. Сведения о периодах работы вносятся в ИЛС ежеквартально.
Я обнаружил ошибку, что делать?
Если вы обнаружили, что периоды работы не учтены или учтены неполностью – нужно скорректировать данные в ИЛС. Способ исправления недостоверных данных зависит от того, в каком году был неподтвержденный период. Подробности ниже.
До 2002 года
Куда обратиться: территориальный орган СФР или МФЦ; личный кабинет СФР.
Что нужно предоставить: заявление о корректировке сведений в ИЛС, а также документы, которые подтверждают недостающий стаж, например, трудовая книжка.
Срок оказания услуги: в течение 10 рабочих дней.
Какие еще документы можно предоставить: трудовые договоры, выписки из приказов, лицевые счета или зарплатные ведомости.
Документы можно запросить у работодателя, подав заявление о выдаче документов. Согласно ст. 62 Трудового кодекса работодатель обязан в течение 3 рабочих дней бесплатно предоставить заверенные копии запрашиваемых документов.
Что делать, если предприятие ликвидировано? Можно направить запрос в городской или районный архив, куда сдаются на хранение все кадровые документы.
После 2002 года
Куда обратиться: к бывшему работодателю, у которого вы трудились в неучтенный период.
Что нужно предоставить: заявление на имя руководителя с требованием предоставить в СФР достоверные сведения за спорный промежуток времени.
Срок оказания услуги: в течение 5 рабочих дней работодатель обязан предоставить достоверные сведения в СФР.
Что делать, если предприятие ликвидировано? Запросите документы в архиве и предоставьте их в СФР.
Нестраховые периоды
К нестраховым периодам, за которые начисляются ИПК, относятся: уход одного из родителей за ребенком до 1,5 лет или прохождение военной службы по призыву.
Если данные в выписке ИЛС отсутствуют, то вы можете предоставить подтверждающие документы самостоятельно, например, военный билет или копию приказа о «декретном» отпуске.
В случае, если нужные документы находятся в государственном органе, то запрос оформит СФР самостоятельно, но срок рассмотрения заявления может быть увеличен до 3 месяцев.
Пенсионные накопления
Если вы не заключали договор на перевод средств, то необходимо оформить возврат средств. Для этого необходимо обратиться в НПФ, чтобы тот разъяснил, на каком основании распоряжается вашими накоплениями.
Что делать, если СФР отказывается исправить данные?
При отказе в корректировке данных СФР должен указать причину отказа, например, не достает каких-либо документов. Тогда нужно будет собрать недостающие документы и направить их заново в СФР.
Если вы не согласны с причиной отказа, то можете обжаловать решение – в досудебном порядке, направив жалобу в СФР (в письменном виде или онлайн через личный кабинет на Госуслугах или на сайте СФР), или обратившись в суд.