Всем привет!
В сегодняшнем выпуске "Drawing Forever" я немного отступлю от сложившейся многовековой традиции - с одной стороны, обзор книги по рисунку - будет, а вот моих рисунков - нет! Зато в следующем выпуске всё запланировано наоборот! Такая вот се ля ви... Ничего, что я по-французски?
Итак, вот о какой книге пойдёт сегодня речь: Бетти Эдвардс "Откройте в себе художника".
Назвать эту книгу скандальной - язык, конечно, не повернётся, но многие (если не все) знакомые мне художники, скажем так, классического направления или, вернее, образования, в один голос называют её крамольной, шарлатанской, вредной и чуть ли не еретической.
Дело в том, что автор - профессор и увенчанная кучей регалий, наград и премий Бетти Эдвардс ломает все мыслимые и немыслимые стереотипы, принятые в художественно-изобразительной среде. Если верить данной книге, то получается, что пройдя относительно короткий (порядка) одного месяца курс, ЛЮБОЙ человек может научиться классно рисовать!
В качестве подтверждения этого тезиса Бетти Эдвардс на своём сайте и в описываемой книге приводит "пары" рисунков своих учеников - автопортреты. выполненные ДО занятий и, соответственно, ПОСЛЕ прохождения курса.
Как говорится, комментарии излишни!
Кстати, об этой книге я узнал от одного своего хорошего знакомого, который, никогда не учившись до этого изобразительному искусству, после усердного штудирования всех предлагаемых в книге упражнений, начал рисовать довольно качественные портреты, и даже делал это за деньги - в парке культуры и отдыха, с натуры и за вполне ограниченное время!
Я также вполне ответственно позанимался с этой книгой (точнее, с электронной версией её первой редакции). Но со мной такого эффекта не получилось - всё-таки, как ни крути, а у автора данных строк за плечами высшее художественное образование! В этом нет ничего удивительного - сама Бетти Эдвардс говорит, что наилучший результат её метод причиняет новичкам. Аминь.
Ниже привожу несколько разворотов книги Бетти Эдвардс "Откройте в себе художника".
Если кратко, то суть метода Бетти Эдвардс заключается в "отключении" рациональной составляющей нашего мозга. Человек должен перестать сравнивать свой рисунок с мировыми шедеврами, комплексовать по поводу того, что "ничего не получается" а просто рисовать. то, что видишь - линии, контуры, пятна, тени... Что-то подобное, между прочим, происходит с актёрами, которые все без исключения могут вполне симпатично петь. А вот обычный человек (сужу по себе) когда пытается петь, то не находит ничего лучшего, как подражать кому-то известному, при этом видит (слышит), что получается, мягко говоря, "не очень" и прекращает это занятие совсем. Навсегда.
Ещё один аргумент в пользу метода Эдвардс: вовсе не обязательно всегда понимать "устройство" изображаемого объекта. Это ведь не инженерное искусство, а изобразительное! Да, для скульптора очень важно иметь полное представление об объёме и даже внутренней структуре (анатомии). Недаром даже одна из книг Готтфрида Баммеса так и называется - "Видеть и понимать". А вот при рисовании вполне можно обойтись и без этого! Например, все ведь знают, как устроен кубик. А вот реалистично нарисовать его сможет далеко не каждый.
Собственно, при рисовании очень часто бывает вполне достаточно создать ИЛЛЮЗИЮ похожести. Самый яркий пример этому - театральные декорации.
А если уж говорить о различных стилистических приёмах - линейном рисунке, рисунке пятном, точками, силуэтом и прочих декоративных выкрутасах...
...
В методике Бетти Эдвардс очень много оригинальных заданий. Например, рисование перевёрнутых портретов. Или рисование интерьера комнаты одной линией, не отрывая карандаша от бумаги и при этом не глядя на рисунок - то есть держа его под столом!
Разумеется, я не ставлю перед собой цель подробно рассказать о методике Бетти Эдвардс. Скорее - это просто попытка проинформировать всех интересующихся изобразительным искусством об одном оригинальном подходе к обучению этому виду деятельности, дать, скажем так, толчок для размышления. Между прочим, насколько я могу судить, многие популярные в сети Интернет (и за её пределами) аналогичные "ускоренные курсы обучения рисунку" других авторов, если не напрямую заимствуют методику Бетти Эдвардс, то, в любом случае, строятся на этом же самом подходе, который в научной литературе называется правополушарным методом рисования.
В общем, было бы очень интересно узнать мнение о методе Бетти Эдвардс от тех, кто занимался по нему. Пишите, прикладывайте к комментариям свои рисунки.
"Табышмак": деревянные авторские головоломки Андрея Устюжанина
Он-лайн магазин книг для художников Ars-Liber