Найти тему
Родина на Неве

Районный суд Узбекистана отменил решение Верховного суда РФ

Сотрудничество России и Узбекистана расширяется в разных сферах.  Так, председатель правительства России Михаил Мишустин недавно утвердил список из 25 стран, чьи граждане получили право вести операции на финансовом рынке России. Есть в этом списке и Узбекистан, что наверняка приведёт к активизации в России предпринимателей из этой страны. Но если не согласовать юридические вопросы, в том числе вопрос о взаимном признании судебных решений, предпринимательское взаимодействие России и Узбекистана будет омрачаться конфликтами. Да оно уже омрачается ими.

В условиях санкционной войны, объявленной России коллективным Западом, экономические связи нашей страны с Узбекистаном, которые и без того были очень важными, приобрели долгосрочное стратегическое значение. И судя по статистике, на этом направлении — всё хорошо. Взаимный торгово-экономический оборот России и Узбекистана превысил 612 миллиардов рублей, а объём взаимной торговли в январе – июле 2023 года увеличился на 14,5% и достиг 476,8 миллиарда рублей. Поэтому решение правительства России по части допуска граждан Узбекистана на наш финансовый рынок абсолютно оправдано.

По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, недавно побывавшего с визитом в Узбекистане, взаимная торговля между нашими странами демонстрирует ежегодный прирост в среднем на 20%. Российские компании уже вложили более одного триллиона рублей в развитие совместных проектов на территории Узбекистана. Помимо этого, сформирован перечень потенциальных совместных проектов в области промышленной кооперации, по экспортно-импортным поставкам промышленной продукции, нефти, газа, мазута, а также в сфере нефтесервисных и медицинских услуг. В настоящее время, подчеркнул Мантуров, прорабатываются более 60 таких проектов на общую сумму 2,2 триллиона рублей.

За последние пять лет число предприятий, созданных в Узбекистане с участием российского капитала, превысило 2,5 тысячи. В то же время узбекистанский бизнес зарегистрировал в России более 600 компаний. Руководитель отдела макроэкономического анализа Финансовой группы «Финам» Ольга Беленькая отмечает, что «Узбекистан стал одним из направлений ввоза в Россию параллельного импорта — бытовой техники, смартфонов, автозапчастей». Находит в России своего покупателя и продукция автопрома Узбекистана. Страны намерены наращивать торгово-экономическое сотрудничество в машиностроении, лёгкой промышленности и фармацевтике, появляются новые совместные предприятия, чтобы усиливать кооперацию российской и узбекистанской экономик.

Словом, статистика воодушевляющая. К сожалению, бурный рост экономической деятельности привлекает и недобросовестных субъектов, которые ради собственной наживы готовы не только обмануть иностранных партнёров, но и создать опасный судебный прецедент, способный вбить клин во взаимное уважение судебных систем друг к другу и помешать развитию добропорядочных отношений честных предпринимателей.

Взаимодействие судебных систем в первую очередь опирается на принципы вежливости и взаимности, применение которых связывается со взаимным интересом и полезностью, неудобствами, которые могут возникнуть при применении иной доктрины, и моральной необходимостью вершить справедливое правосудие.

Для Российской Федерации и Республики Узбекистан вежливость и взаимность в работе судебных систем — не пустые слова: страны подписали и ратифицировали Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанное членами СНГ, в том числе Узбекистаном, в Киеве в марте 1992 года, а также Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую членами СНГ 7 октября 2002 года в Кишинёве.

К сожалению, суды Узбекистана порой нарушают эти договоры. Например, Ходжаабадский межрайонный суд по гражданским делам (Андижанская область Узбекистана) в октябре 2023 года отказал «в признании и приведении в исполнение на территории Республики Узбекистан» решения судов Российской Федерации, в том числе Верховного суда РФ, о привлечении к субсидиарной ответственности узбекистанских предприятий АО «УзАвтоМоторс» и АО «Узавтосаноат», а также предпринимателя Хасанбека Музаффарова, которые, как установили российские суды, причинили убытки нескольким российским банкам и юридическим лицам на сумму почти три с половиной миллиарда рублей.

Основание для отказа формально до комичности и воспринимается не иначе, как вызов всей судебной системе Российской Федерации — узбекистанский суд установил, что хотя должники и участвовали в судебных заседаниях всех инстанций российских судов, но оказались не уведомлены об этих судебных заседаниях, в связи с чем были лишены возможности представить свои возражения по заявленным требованиям.

Очевидная абсурдность и противоречивость выводов Ходжаабадского межрайонного суда невольно наталкивает на мысль об отсутствии других хоть сколько-нибудь обоснованных доводов против признания и приведения в исполнение решений российских судов. Такое решение открыто декларирует возможность и готовность отдельных субъектов «порешать» свои экономические проблемы не только за счёт иностранных партнёров, но и за счёт демонстративного неуважения к судебной системе дружественного государства.

Подобный опасный прецедент должен получить не только мощный юридический отпор, но и громкое публичное порицание, иначе под угрозой окажется достигнутое годами упорной работы эффективное межгосударственное взаимодействие судебных органов, основанное на хрупких принципах взаимности и уважения.

В результате могут пострадать экономические интересы честных предпринимателей: как российских, так узбекистанских, что недопустимо в условиях взаимного стремления Российской Федерации и Республики Узбекистан наращивать торгово-экономическое сотрудничество.

Георгий Маев