Найти тему
My Side

Рубрика "легендарные альбомы". Звуки Му. "Простые вещи"

Моя сегодняшняя статья неожиданно будет про русский рок. Я поймал себя на мысли, что на моем канале нет материала про советский рок и мало про русский. Поэтому в качестве редкого исключения расскажу сегодня про один альбом одной группы, вышедший в непростое для страны время – в 1988 году. Группа называется Звуки Му. Альбом называется «Простые вещи». В свое время данный коллектив наделал немало шуму в советской рок-тусовке благодаря своему эпатажному лидеру Петру Мамонову. Петр Мамонов – это вообще человек-легенда, поэт, музыкант, мастер «бытового реализма», абсурдист, авангардист, артист музыкального перформанса, актер моноспектаклей, человек, снимавшийся активно в кино, посвятивший остаток своей жизни духовному развитию и оставивший разгульный образ жизни. Про него много написано статей, снято документальных книг. Его называли бесноватым, к примеру. Такой образ он себе выработал на долгие годы. Или же это был не образ? Кто не помнит его знаковую роль джазмена-саксофониста в легендарном фильме Павла Лунгина «Такси-блюз»? Его роль знатного гуляки, эдакового чудаковатого музыканта затем стала прочно ассоциироваться с самим Мамоновым. Там он был органичным, на своем месте. Его герой это и есть он. Ну или тот, каким он был до погружения в веру. Мамонов это тот, кто прославился своими эксцентричными спектаклями, где он давал волю своей внутренней экспрессии и первородной стихийности. Эту стихийность Петр выпускал и на концертах группы Звуки Му. Те, кто видели живьем эти выступления, не забудут их никогда. Мамонова можно сравнить с другим манчестерским чудаковатым поэтом Марком Э Смитом. Они оба транслировали свои абсурдисткие и сумбурные мысли через свою поэзию. Но Мамонов конечно, всегда действовал на пределе своих мимических способностей, пуская в ход всю свою физиологию как проводник между внутренним бытием своего лирического героя и аудитории, которой сие было адресовано.

Итак, группа Звуки Му. Путь у группы был непростой. Коллектив собрался в начале 80-х, пытался что-то сочинять. Затем их сооснователя и гитариста Алексея Бортничука арестовали за тунеядство, после чего группа распалась. Мамонов выступал один на различных квартирниках ленинградских рок-музыкантов. Через какое-то время коллектив был реанимирован. Они писали материал и вот, в 1988 году они выпускают свой дебютный альбом «Простые вещи». Команда Мамонова сильно выбивалась из колеи советского рока. Мамонов был единоличным автором всех песен на альбоме. Писал он достаточно авангардные абсурдистские тексты, в которых есть место описанию жизни чудаковатого героя. Это и своего рода символичный язык, благодаря которому слушатель пускается в некую "игру" с автором, в которой победу все равно одерживает "городской сумасшедший", бытописатель, "убиватель мух" Петр Мамонов. С точки зрения музыки, группа была под влиянием западного пост-панка, эстетики «новой волны», синти-попа. Это угадывается и на этом альбоме. Каркас многих песен с альбома из монотонного бита ударных и выпуклой партии бас-гитары заставляет провести аналогии с пост-панком. Вокал Мамонова - намеренно издевательски-искаженный - является тут отдельным инструментом. То он шепчет, то тянет слова... Его лирический герой как бы выброшен за борт нормальной жизни: вот он рассказывает, как он не курит натощак, вот он идет мимо витрин магазинов, описывает свою непритязательную жизнь и так далее. Тем у него много. Конечно, главный тут Мамонов с его своеобразной поэзией и голосом. Он присутствует здесь везде, в каждом вздохе и паузе. Музыка, конечно, тоже занятная, но на фоне мамоновской лирики несколько блекнет. Музыка на этом альбоме, как ни странно, довольно внятна с музыкальной и гармонической точки зрения - как я уже выше написал, много треков в жанре пост-панк (песни "Источник заразы", "Бутылка водки"), "новой волны". В таких песнях, как "Бумажные цветы", так вообще музыкальный фон контрастирует с абсурдизмом лирики. Отдельным шедевром, на мой взгляд, является песня "Источник заразы". "Сколько тебя кормил я - ругань одна в ответ. А сколько мух убил я - несчастных на свете нет". Кто до такого додумается кроме Мамонова? Поражает его остроумие. Однозначно, я бы порекомендовал данную пластинку всем любителям экспериментального подхода к музыке и лирике. Звуки Му пожалуй, единственная группа в своем роде. Особенно, на советском и постсоветском пространстве.

Обложка альбома
Обложка альбома

Примечательно, что в том же 1988 году именитый английский продюсер Брайан Ино решил продюсировать группу. Он искал в СССР самобытные группы. Ему понравился стиль группы и особенно ее фронтмен Мамонов. Альбом Zvuki Mu был записан в Москве, а сведение проходило в Лондоне. Вышел он на лейбле Opal Records, который курировал Ино. В процессе записи пластинки между Ино и Мамоновым произошел творческий конфликт. Брайан хотел добавить экспериментального звучания в пластинку, дабы подчеркнуть дикость и эксцентричность ее лидера Мамонова. Мамонов же хотел, чтобы диск был в стилистике Брайана Ферри и вообще, чтобы звучал более мягко и культурно. В итоге, Брайан пошел на уступки Петра и альбом вышел в 1989 году. Конечно, альбом этот считается неудачей как для Ино, так и для участников Звуки Му.

Но, как бы то ни было, предыдущий альбом "Простые вещи" вошел в историю советского и русского рока и является важным музыкальным документом той эпохи.

лидер группы Петр Мамонов
лидер группы Петр Мамонов

Мамонов, как я уже писал, в 90-е будет много сниматься в фильмах, ударится в веру, отойдет от бесноватого образа жизни.. Он был важным культурным символом не только музыки, но и вообще русскоязычной культуры. Как про него писал журнал "Роллинг Стоун" более десяти лет назад: "Мамонов искренне работает в амплуа юродивого, которому правду-матку рубить по канону положено". Но, я думаю, Петр всегда оставался самим собой - и будучи сумасшедшим лидером Звуки Му, и будучи отшельником, рассуждающим о христианской вере.