Найти тему

Мой опыт работы с программой Софт Моцарт.

Доклад Егоровой О.М, преподавателя фортепиано с многолетним стажем, на XXII Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование – 2023: творчество, наука, технологии» в университете им. Герцена в С-Пб 13-15 декабря.

О.М. Егорова

«Мой опыт работы с программой Софт Моцарт»

Меня зовут Ольга Михайловна Егорова. Я - преподаватель фортепиано с высшим музыкальным образованием. У меня многолетний стаж работы, как с начинающими учениками, так и со студентами среднего и высшего звена. Среди моих учеников есть выпускники самых выдающихся музыкальных вузов России, победители фортепианных конкурсов.

В течение всей моей педагогической деятельности меня острее всего волновала проблема начинающих. Раньше я никогда не могла со 100% - точностью предвидеть, будет ли ученик продолжать занятия или нет. Часто бывало, что в твой класс попадает одаренный ученик, который в процессе обучения, сталкиваясь с трудностями первых шагов, бросает занятия. Это очень обидно, ведь в течение урока делаешь всё возможное, чтобы облегчить ученику работу с нотами. Однако, если у ребёнка нет музыкально грамотного окружения, то домашнее задание либо не выполняется совсем, либо выполняется неправильно. Сейчас в моей практике эта проблема осталась в прошлом. Проблема уроков, выученных неправильно, известна любому педагогу-инструменталисту. Между уроками ученик может заучить музыкальный текст неверно и все силы уходят на переучивание. В результате ученик чаще всего оставляет обучение. И это – не только проблема каждого учителя фортепиано, но и проблема всего нашего общества в целом. Подрывая мотивацию взрослых учиться играть по нотам, мы теряем и их детей, а также и внуков. Неэффективное обучение плохо для всех: и профессионалов, и учеников, и общества в целом. Если сравнительно недавно дети видели играющего пианиста достаточно часто на любых социальных мероприятиях, то сейчас это случается значительно реже. С приходом современных музыкальных технологий у детей исчезает пример исполнения живой музыки. Это также является значительным фактором в том, что наша профессия претерпевает огромные трудности и вымывается из социума.

Именно поэтому, уже в 2009 году я невольно стала искать в интернете новшества, которые бы позволили мне работать более эффективно и радостно. Так я нашла технологию «Софт Моцарт», с помощью которой работаю уже более 14 лет! Вместе с Еленой Владимировной Хайнер, автором нового подхода, я участвую в развитии академического аспекта этой удивительной системы. «Метод Хайнер» - это новая ступень в музыкальном образовании русской школы музыки. Мне посчастливилось не только принимать активное участие в развитии Академии будущего, но и внести свой практический вклад по разработке специальных упражнений для постановки рук и развития техники юных пианистов. Сегодня эти упражнения выполняют учащиеся из разных стран мира, что в значительной степени повлияло на их фортепианное развитие и постановку рук. Оказалось, что научить ребенка правильно сидеть за инструментом и правильно к нему прикасаться можно не касаясь его рук и не внедряясь в его личное пространство.

Считаю своим долгом донести до каждого преподавателя фортепиано, что система Софт Моцарт ни в чем не противоречит классической школе обучения музыке. Основа, полученная мною при обучении в вузе, осталась той же. К ней добавились важнейшие знания в области педагогики и психологии, особенностях зарождения, развития и совершенствования навыков начинающего. Оказалось, что в преподавании не достаточно самому уметь хорошо играть. Нужно чётко понимать, как работает восприятие ребенка, какие у него лимиты и какие сильные стороны. К моему изумлению, знания о физических возможностях ученика являются краеугольными в обучении игре на фортепиано. Вы можете достичь высокого качества обучения, низкого процента отсева учеников, а также значительного роста количества учеников, опираясь на те знания, которым нас не учили в вузах. Так, в моем классе успешно учатся сегодня дети от трёх лет, что я ранее не практиковала; взрослые быстро проходят начальные уровни обучения и начинают играть по нотам в двух ключах с первого урока (что тоже ранее не представлялось возможным). Особенно впечатляют результаты детей с особенностями развития.

Занимаясь с учащимися по так называемой «традиционной» системе, я рассматривала все составные музыкального обучения фрагментарно: ученики запоминали последовательность клавиш отдельно, расположение нот на скрипичном ключе отдельно, то же с басовым ключом. Потом мы разучивали длительности и теорию. Этот процесс был очень трудоёмким, долгим и тяжелым даже не смотря на то, что я старалась преподавать все элементы в игровой форме. Соединение всех частей этих знаний в единую картину – вот что составляло особую сложность для моих учеников!
Что же происходит на уроке фортепиано с технологией «Софт Моцарт»? Начинающий сразу, с первого прикосновения к клавише видит не только, как эта клавиша называется слогом сольфеджио, но и где находится на нотном стане. Нотный стан, перевёрнутый ключами вверх, помогает ученику сразу включить все каналы восприятия самостоятельно. До использования технологии Софт Моцарт я отвечала за этот процесс: показывала каждую ноту карандашом, контролировала нахождение соответствующей клавиши, пела детям мелодию пьесы. То есть я вторгалась в тот процесс, который ученик должен осваивать сам: ведь дополнительные звуки – звуки голоса педагога – являются помехой в извлечении учеником музыкальных звуков самостоятельно. Попробуйте вести автомобиль, когда рядом активный пассажир комментирует каждое ваше движение – и вы поймете, через какие сложности проходит ученик без технологии «Софт Моцарт». Нетрудно догадаться, что такой – стрессовый и устаревший подход в нашей профессии – и есть тот камень преткновения, от которого страдают и педагоги, и ученики. Ведь нас, музыкантов-профессионалов, школа готовила к решению артистических задач, а мы вынуждены работать живой указкой и регистратором ошибок своих учеников! Мне, как музыканту-профессионалу, было удивительно узнать, что нотный стан является неделимой и симметричной системой, которая включает линейки, пространства между ними - и белые клавиши, как единое целое. Басовый и скрипичный ключи зеркально отражают друг друга. Почему я не знала этого раньше? Почему сегодня этот факт не является частью каждого учебника музыки? Я считаю, что каждый ребенок или взрослый имеет право знать об этом, ведь это знание развивает и слух, и понимание теории, и возможность извлечь первые звуки по нотам даже дома, до начала занятий с учителем. Помешают ли такие знания людям? Уверена, что нет. Ведь дети, которые идут в школу, уже знают буквы. Многие даже умеют читать! Это не только не мешает им в обучении, но и продвигает в освоении любых предметов! С технологией Софт Моцарт я всегда уверена, что мои ученики будут заниматься с большим энтузиазмом, и выучат материал правильно. Переучивать их не придется.

Вот, например, пришла новая ученица с аутизмом. Занимались в присутствии мамы, чтобы и она познакомилась с программой. И как было приятно, когда ребёнок, осваивая свою 1-ю песенку, «Горячие булочки», неоднократно повторяла: «Ещё раз хочу, ещё раз…» И так раз 10, хотя девочке всего 8 лет. Сначала сыграли правой рукой, затем левой рукой и даже двумя руками получилось! Это говорит о том, что без ненужного вмешательства педагога между музыкальным текстом и его исполнением даже дети с РАС чувствуют себя комфортно и развивают все свои нейронные связи с помощью музыки как письменного языка. Это не первый ученик с таким диагнозом в моем классе. По свидетельству родителей одного из таких учеников, доктора, ведущие ребенка, отметили рост нейронных связей в коре головного мозга. Этот мальчик занимался у меня несколько лет.

Второй пример. Ребёнок с ДЦП, 5 лет. Еще полгода назад говорить толком не мог, пальчики практически не шевелились. А теперь, хотя и с трудом, но берет уже квинту и секунду в левой руке (в басовом ключе). Это происходит потому, что лёгкость зрительного восприятия ноты и клавиши, как единого целого, освобождает мышцы и дает им больше свободы и сил. Работа мышц человека тесно зависит от зрительного восприятия: чем сложнее человеку зрительно ориентироваться, тем в более напряженном состоянии его мышцы. Затрону еще один аспект, связанный с новым вызовом для учителей фортепиано: уроки онлайн. Если продолжать старый, традиционный подход, когда учитель должен быть рядом и буквально показывать, куда ученику смотреть и какую клавишу нажимать, то это очень ограничивает наши возможности. Начинающие и в нашем непосредственном присутствии-то беспомощны при чтении нотного текста. А если они находятся не в классе, а в Скайпе или Зуме? Именно поэтому технология Софт Моцарт – это практически панацея для организации эффективного дистанционного обучения даже для детей раннего дошкольного возраста. Роль педагога упрощается в разы при многократном увеличении эффективности: он просто наблюдает, как ребёнок сам справляется с музыкальным текстом, а потом, согласно результату, полученному в точных цифрах, делает выводы о том, в какой стадии становления навыков ученик находится. Разработка «маршрута прогресса» - именно это является главной задачей преподавателя фортепиано с технологией «Софт Моцарт». Если при «традиционном подходе» в Интернете педагог сталкивается даже с физической сложностью услышать звук без задержки, что тут говорить о том, чтобы выстраивать дорожную карту развития ученика? С помощью технологии Софт Моцарт мой маленький ученик с ДЦП уже подготовил несколько пьес для нашего зимнего академического концерта «Бал Бабочек». А ведь мы занимаемся с ним по Скайпу в присутствии его бабушки, (т.к. живут от меня очень далеко) сравнительно недавно. И, тем не менее, музыкальное развитие моторики ребенка налицо. Родители очень довольны: это ли не показатель мотивации для меня, как педагога, преподавать, а для них продолжать занятия? Я даже не говорю о том, что в данном случае уроки игры на фортепиано – это тренажер для развития мышц больного ребенка и о том, что такая система должна стоять в каждом учреждении для детей с особенностями развития, а не только в классах учителей фортепиано! Как педагог, получивший классическое образование на основе русской школы музыки, хочу отметить, что Метод Хайнер включает в себя все основные составляющие программы музыкальной школы:

1) Развитие моторики (упражнения за инструментом и вне его).

2) Теория музыки (нотный алфавит, работа с карточками и пр.)

3) Фортепиано (разучивание новых пьес и чтение нот с листа).

4) Музыкальная литература, история музыки и другие.

В Методе все эти элементы взаимосвязаны между собой и преподаются с активным вовлечением ученика в процесс обучения, с помощью чтения нот с листа на фортепиано. Так, дети учатся играть темы из произведений, прежде чем слушать их исполнение. Они учатся транспонировать, подбирать аккорды, писать музыкальные диктанты и делать множество других сложных действий, опираясь на клавиши фортепиано и знание нотного текста. Такая самостоятельность при работе с музыкальным текстом приносит удивительные плоды: дети не боятся выступать ни на сцене, ни в семейном кругу. Уважение к их границам помогает им преодолеть боязнь сцены, а самостоятельное развитие навыков развивает уверенность в своих силах и внутренние опоры. Такие ученики успешны всегда и везде, даже если поступают на бюджет в престижные учебные заведения страны. Работа с синтезатором и технологией Софт Моцарт по Методу Хайнер никак не портит руки учеников. Недавно один мой ученик увидел орган. Ему очень захотелось на нем сыграть. Как раз рядом стоял преподаватель из другой музыкальной школы, и он спросил его разрешения. Ребёнок сыграл пьесу, которую мы сейчас готовим к «Балу Бабочек». Преподаватель была в восторге и сказала его маме: «Надо же, как правильно держит руки, теперь это большая редкость!».

Подводя итог, хочу сказать, что программа Софт Моцарт является недостающим звеном в классическом музыкальном образовании. Я предлагаю всем педагогам-музыкантам, особенно преподавателям фортепиано, обновить свои знания в области музыкальной педагогики и ознакомиться с этим новшеством. Так мы ликвидируем музыкальную безграмотность, повысим музыкальную культуру в нашей стране и в мире, а также сделаем нашу профессию опять востребованной и популярной.

Видеоверсия доклада: