В декабре исполнилось ровно 10 лет, как семья Листопадовых из Молдовы обрела свой второй дом в Беларуси. А уехать были веские причины. Но самая главная — постоянное притеснение русскоговорящего населения. Признаются, что даже фамилия их семьи была клеймом. Переживали не за себя, за сына — будущего там у него не было. За спокойной жизнью поехали в Беларусь. Говорят, здесь не насаждают чуждые ценности и соблюдают социальные гарантии. О долгом пути к своим корням — в нашем материале.
— Честно признаться, давно хотели переехать. Дело в том, что мои корни здесь. Мама родом из белорусской деревни Мостиловичи Клецкого района. И мое детство прошло в этом прекрасном местечке, — вспоминает Алла Листопадова. — В Беларуси я жила с 1 года до 7 лет, а потом мы с братом приезжали каждое лето на каникулы. И мои все самые трогательные детские воспоминания связаны именно с Беларусью. Здесь все родное. Понимаете? Может поэтому и в мужья выбрала себе человека, в котором белорусская кровь. Отец мужа из Могилева, а его мама россиянка — родом из Ленинградской области. Наши отцы были военнослужащими и часто переезжали. Поэтому мой муж родился в Германии.
«Чтобы рассчитаться за коммунальные услуги — экономят на еде»
Семья жила в городе Бельцы. Это второй по численности населения, площади и экономическому значению город после Кишинева. Иногда его еще называют «северной столицей» Молдовы. Имели свою «трешку» в центре. Воспитывали сына Сергея.
— Разные времена пришлось пережить. Помню, как в 90-е годы из еды была только жаренная картошка и помидоры. Вот вы, белорусы, можете себе представить, что целую зиму мы жили без отопления, — задает мне вопрос Алла. — А такое было! Хорошо, что у нас был камин. Воды горячей там до сих пор нет. Людям так и не подключили. Вообще, там очень дорогие коммунальные услуги. Больше половины зарплаты нужно отдавать. К примеру, моя свекровь (нет уже в живых) получала пенсию 1 200 лей, а квартплата приходила в 900 лей. А за что купить лекарства, одежду? Экономили на еде. Там у всех огромнейшие задолженности по квартплате.
«А как ты рожать собралась, не зная молдавского языка?»
Самым сложным в Молдове для Аллы стало притеснение русскоговорящих.
— Я работала продавцом и мне постоянно делали замечания, что говорю на русском, — вспоминает Алла. — Покупатели в грубой форме говорили мне: «Где ты живешь? На каком языке ты должна говорить? Вы должны говорить по-молдавски». Я грубость очень тяжело воспринимаю — переживала. В 1991 году рожала сына. Задала врачу вопрос на русском языке, он мне ответил на молдавском. Я попросила извинения и сказала, что не поняла. Так он мне говорит на русском: «А как ты рожать будешь?» Нормально? В начале 90-х в Молдове и начался национализм. Да и фамилия Листопадовы уже означала, что на тебе клеймо. Будущего у твоих детей не будет.
Для Аллы, как и любой матери, будущее ее ребенка на первом месте. Сыном она очень гордится. Показывала его фотографии, статьи о нем. Сегодня он преподает в Институте информационных технологий БГУИР.
— А самая первая статья вышла, когда Сережа ходил в детский сад, — с улыбкой вспоминает мама. — Такой интересный случай был. В саду журналисты делали сюжет. Говорили с самыми коммуникабельными детьми. Моему Сергею задали вопрос, был ли он где-нибудь помимо города Бельцы. А он ответил: «Да, я был в Беларуси». У него опять спрашивают: «А где лучше? Там или тут». Он так эмоционально ответил: «В Беларуси лучше, лучше, лучше…» В газете так и написали, несколько раз слово «лучше».
Спустя время сын пошел в первый класс лицея имени Гоголя.
— Нам повезло, тогда еще были русские школы, — делится Алла. — Закончил 12 классов, учился хорошо, защитил бакалавра. Детям очень поздно выдали аттестаты, и мы никуда не успевали поступить, только в университеты Молдовы. Он поехал в Кишинев и поступил на бюджет в Государственный институт международных отношений. И здесь повезло, в университете была русская группа.
Алла с гордостью говорит, что сын с отличием закончил университет и ему предложили пойти в магистратуру, тоже на бюджет. Но он отказался, сказал, что переезжает в Беларусь.
— На тот момент Сергей принял решение о переезде в деревню в Мостиловичи. А уже потом следом за ним переехали и мы, — рассказывает Алла. — К большому сожалению, моя бабушка не дождалась нас. Умерла в 93 года, за год до нашего переезда. Но она знала, что мы собираемся переезжать. Там у меня много родственников. Вообще, сын всегда хотел жить в Беларуси. Помню, когда у него были каникулы после 11 класса, мы поехали в гости к моей тети в Минск. Мой Сергей погулял по Минску и сказал: «Знаете, тетя Нина, мне так нравится этот город. Я здесь буду жить».
Поэтому семья стала искать съемное жилье в Минске. А вместе с тем и работу:
— Я уже на третий день устроилась на работу. Смотрю объявление — нужны продавцы, зарплата 3,5 миллиона (на тот момент). Меня сразу взяли. Я долго привыкала к тому, что тебе никто не хамит, относятся с уважением. Хотя мы не граждане Беларуси. Я до сих пор говорю с акцентом и понятно, что откуда-то приехала. Здесь люди другие, добрые.
Сложнее с работой было мужу. В Молдове он работал неофициально, в частной фирме по производству окон. Помыкавшись по фирмам, тоже устроился в магазин.
— Я его уговорила, — признается Алла. — Следом в этот же магазин устроился и мой сын. Он не брезговал, только подшучивал: «Все великие с этого начинали». Мы жили на улице Козлова, рядом БГУИР. Как-то сын говорит: «Ну их этих гуманитариев, пойду учиться в университет информатики и радиоэлектроники». Заново выучил физику. И поступил на вечернее отделение. Второе высшее в Беларуси платное, это для всех. Денег не хватало, сын нашел подработку. Пошли нам на встречу и в деканате — разрешили платить не раз в квартал, а каждый месяц. И уже ближе к концу учебы ему предложили пойти работать в этот же университет. Он и сейчас там работает, преподавателем. Ему нравится. Гордимся сыном.
«В Борисов влюбилась с первого взгляда»
Пришло время задуматься о своем жилье. Алла признается, что в Молдове они продали свою квартиру дешево. На жилье в Минске им не хватало. Поэтому стали искать варианты в других городах Минской области.
— В Борисове рассматривали квартиру в центре города. Когда я приехала в этот город — обалдела. Мне так понравилось, — Алла до сих пор с любовью рассказывает о Борисове. — Широкие улицы, чистота везде. Это был август месяц — все вокруг цвело. Это была любовь с первого взгляда. И сама квартира мне понравилась. Она двухкомнатная, уютная, солнечная сторона. И мы переехали. Уже 4 года живем в Борисове. И если муж так и ездит на работу в Минск, то я решила искать работу по месту жительства. Моя тетя всю жизнь проработала на заводе, как и ее сын. И я подумала, надо и мне поискать работу на заводе. В Борисове их много. Начала с тех, что рядом с домом. А это завод «Автогидроусилитель». Поискала в интернете, какие вакансии здесь есть. Оказалось, только уборщицы. Подумала: «Ничего, все великие с этого начинали» — и пошла устраиваться на работу.
Уже на предприятии Аллу пригласили в отдел кадров и спросили, почему хочет быть именно уборщицей. Как оказалось, ее могли взять в цех. Она с радостью согласилась.
— Я даже не ожидала, что меня возьмут сразу на работу, — признается Алла. — И сразу в цех. Я работаю консервировщиком на участке окраски, консервирования и упаковки. Я довольна. Здесь хороший соцпакет. Теперь меня не пугает завтрашний день. Дают больничный, отпуск большой (33 дня). Рабочий полностью защищен. И если в поликлинике для граждан Молдовы за обслуживание нужно платить, то здесь для меня все бесплатно. Прививку сделали бесплатно. На нашем заводе есть стоматолог и я могу бесплатно полечить зубы. Вы представляете? А еще в этом коллективе меня приняли, как свою. Мы дружим. Поддерживаем один одного. Здесь я не чужая, люди с уважением относятся.
Алла поделилась, что сейчас они собираются получать гражданство Беларуси:
— Маму я перевезла сюда, свекрови уже, к сожалению, нет в живых. С Молдовой нас уже практически ничего не связывает. Мы свободны. Наш дом теперь здесь. В Молдове остался только мой брат, который тоже мечтает переехать в Беларусь. Да и не отпускают нас просто так. Отказ от молдавского гражданства стоит 400 евро на человека. Сумма немаленькая. Но мы настроены серьезно. Хотим стать гражданами Беларуси. Это наша страна, тут наши корни.
Автор статьи: Алёна Дроздовская.