На концерте симфонического оркестра, перед началом программы, после общего оркестрового гула - разыгрывания, всегда слышно высокую ноту какого-то инструмента, которую подхватывают все остальные и начинают по ней настраиваться. Инструментом-заводилой является гобой, о котором мы рассказали в статье. Возникает вопрос, почему именно он отвечает за настройку в оркестре? Есть несколько возможных объяснений.
Во-первых, высота звучания гобоя регулируется только положением трости, которая непосредственно вставляется в стакан для трости в верхнем колене инструмента.
Таким образом, из-за отсутствия механизмов позволяющих исполнителю изменять высоту строя как, например, у остальных духовых, при помощи увеличения или уменьшения длины воздушной струи внутри инструмента или как у струнных – из-за натяжения струны, регулировать строй гобоя непросто.
Во-вторых, первые оркестры, появившиеся в конце XVII века, состояли в основном из струнных. Со временем гобои стали добавлять для усиления звучания первых и вторых скрипок. Строй гобоев был более совершенным: тогда струны для скрипок изготавливали из жил, которые быстро теряли натяжение и, следовательно, строй "плыл".
В-третьих, долгое время состав оркестра не был схож с современным. В основном он состоял из струнных инструментов. В зависимости от сочинений композиторы вводили и другие инструменты – флейты, кларнеты, фаготы, валторны и трубы, но это было на определённые программы. И только гобой был в составе оркестров наравне со скрипками на регулярной основе.