Текущий всеобъемлющий кризис мироустройства, или скорее революция, обусловлен различиями в ожиданиях «нового миропорядка» между Западом и незападным миром после окончания Холодной войны, распада Советского Союза и роспуска Организации Варшавского договора. В то время, как повсюду в мире ожидали нового начала в международных отношениях на деидеологизированной основе «вестфальских» принципов Устава ООН, Запад при лидирующей роли Вашингтона сделал выбор в пользу инерционной политики, предполагая «автоматическое» распространение сферы своего доминирования на весь остальной мир как естественного следствия своей «победы в Холодной войне». Организация Североатлантического договора не была распущена и в Европе не была создана общерегиональная, инклюзивная система коллективной безопасности по смыслу Главы VIII Устава ООН, которой континент не знал на протяжении полутора веков. Не состоялось послевоенного урегулирования, как это бывало после любой «большой войны» в Европе, хотя западные столицы с некоторых пор на него ссылаются, косвенно признавая его необходимость.
В 1994 году США было принято решение о расширении НАТО на Восток, которое Джордж Кеннан тут же охарактеризовал как «самое роковое за весь период после окончания Холодной войны». В итоге, было положено начало новому этапу конфронтации между Западом и Россией, которая послужила катализатором разрушения послевоенного международного правопорядка с центральной ролью ООН, запустив процесс того, что можно назвать новой Тридцатилетней войной в Европе (на этот раз – в Евро-Атлантике). Как и совокупность двух мировых войн и межвоенного периода, она отсылает к Религиозным войнам, черту под которыми подвел Вестфальский мир 1648 года – он вывел религиозные (идейные и ценностные) разногласия за рамки межгосударственных отношений.
Спровоцированный США Украинский кризис, включая проведение Россией СВО на Украине с целью ее демилитаризации и денацификации, обозначает эндшпиль этого тридцатилетнего конфликта. Отказ Запада от радикальной трансформации миропорядка на коллективно согласованных принципах загонял болезнь вглубь, обещая резкое и не без потрясений течение данного процесса, отвечающего императивам мирового развития, топтавшегося на месте, если не пошедшего «в минус». Особенно если учесть новое качество общих вызовов и угроз нашего времени, которые требуют коллективных усилий всего мирового сообщества, что невозможно, как показывает опыт, без преодоления старой повестки дня мировой политики, ее инстинктов и идеологических предрассудков.
Генри Киссинджер в своей книге 2022 года «Лидерство», ссылаясь на опыт «трансформационной дипломатии» Р. Никсона, установившего дипотношения с КНР, пишет, что тот тем самым «ввел многополярность в глобальную систему». На его взгляд, сейчас Америка сталкивается с тем, что унаследовал Никсон от своих предшественников, имея в виду Войну во Вьетнаме. И в основе нынешнего кризиса американской дипломатии лежит, прежде всего, то, что наследие Никсона не стало «надежной школой американской внешней политики, что предполагало бы переформатирование не только стратегии, но и мышления». В числе прочего речь должна была бы идти о «согласованных рамках законности как наиболее прочной основы мира» и на этом фундаменте – о «глобальном равновесии/балансе сил».
США же через запущенный в оборот тезис о некоем «порядке, основанном на правилах» фактически отрицают и разрушают послевоенный миропорядок, основанный на коллективно согласованных, универсальных, то есть обязательных для всех международно-правовых инструментах, прежде всего Уставе ООН. От отрицания международного права один шаг до отрицания права вообще, включая основу англосаксонского рыночного капитализма – право на неприкосновенность частной собственности. И этот шаг США и их союзники делают, подрывая одно из фундаментальных оснований своего конституционного порядка, что говорит о наличии системного кризиса западного общества – еще одно измерение текущей глобальной трансформации, которое отсылает к его предшествующему кризису, нашедшему разрешение в событиях 1914-1945 гг. Как и тогда, все сопровождается кризисом либерализма и самой либеральной идеи, мутирующей в направлении тоталитаризма, покушения не только на свободу слова, но и свободу мысли.
Россия, в свою очередь, всегда последовательно выступала в защиту международной законности, будь то попытки предотвратить Первую мировую войну посредством созыва Гаагских конференций мира 1899 и 1907 гг. или усилия по созданию Восточного пакта во второй половине 30-х гг. с целью гарантирования границ восточных соседей Германии, что могло бы предотвратить новую Германскую агрессию и Вторую мировую. Еще Александр Горчаков в своей знаменитой («Россия не сердится. Россия сосредоточивается») циркулярной депеше от 2 сентября 1856 года писал: «мы высказывались во всех случаях, когда считали необходимым выступить в поддержку права». И что не менее уместно, в его депеше от 31 октября 1870 года мы находим: «Е. и. в-во убежден в том, что это спокойствие и это равновесие приобретут еще новое ручательство, когда будут опираться на основаниях более справедливых и прочных, чем при том положении, которого не может принять за естественное условие своего существования ни одна великая держава».
Таким образом, мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными исторически обусловленными подходами к созданию нового миропорядка. Эти фундаментальные различия, которых можно было избежать, поведи себя западные элиты иначе с окончанием Холодной войны, задали геополитическую динамику последних 30 лет и привели к нынешнему конфликту. Они обрели материальное обличье в давлении на Россию – военно-политическом, санкционном, на уровне идентичности и истории, включая «отмену» русской культуры, и информационно-пропагандистском, но также в противодействии ему с российской стороны. В фокусе этого противоборства и стоящих за ним идей о содержании современных международных отношений оказались все тренды мировой политики и мирового развития, о которых идет речь в предлагаемом докладе.
Картина нарождающегося мира: базовые черты и тенденции (полный текст) ПРЕДИСЛОВИЕ В предлагаемом анализе использовался обширный массив российских материалов и исследований, включая Доклад Валдайского клуба «Аттестат зрелости, или Порядок, какого еще не было» (октябрь 2023 г.), статьи и мнения ряда ведущих российских и западных экспертов. Разумеется, в докладе широко отражена политическая мысль стран БРИКС и других стран Мирового большинства/Глобального Юга. Прочитать