Найти тему
Московская газета

Беззащитные диссертации: почему в России не хватает аспирантов в вузах и учёных — на производстве

   Беззащитные диссертации: почему в России не хватает аспирантов в вузах и учёных — на производстве
Беззащитные диссертации: почему в России не хватает аспирантов в вузах и учёных — на производстве

Кадровый голод в России, о котором «Московская газета» уже писала, затронул и науку. Собеседники издания в научных кругах и в сфере кадрового консалтинга рассказали о том, почему в России сократилось количество защит докторских диссертаций и насколько серьёзно в стране не хватает учёных

По сравнению с 2010 годом количество аспирантов в российских вузах, сократилось втрое, как и число защит кандидатских диссертаций, сообщил ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. В последние годы намечается стабилизация ситуации с защитой кандидатских работ, но на данный момент этого недостаточно для простого воспроизводства научно-педагогических кадров, и одной из причин такой ситуации служит тот факт, что на протяжении многих лет аспирантура рассматривалась как третья ступень образования, с сокращением научной деятельности, передает заявление ректора МГУ «Интерфакс».

Любопытно, что основной спад в новых защитах кандидатских диссертаций пришёлся на 2013-2014 годы, когда в России активно обсуждались в публичном поле случаи плагиата в диссертациях, рассказал «Московской газете» российский учёный, доктор биологических наук Михаил Гельфанд.

«В итоге для чиновников, политиков и бизнесменов «липовая» степень перестала быть привлекательной, а диссертационные советы стали целенаправленно проверять диссертации на плагиат с помощью различных программ (не без перегибов, кстати). Ну и Минобрнауки, и ВАК предпринимали некоторые усилия по чистке диссертационных советов. Что до падения количества защит диссертаций в последние пару лет, то оно вызвано очевидными причинами», — сказал учёный.

Учёных в стране не хватает по всем направлениям, отметил Михаил Гельфанд.

«Я бы, конечно, выделил биологию, потому что это сейчас наиболее актуальная область во всем мире, тесно связанная и с медициной, и с сельским хозяйством, и, очевидно, с биотехнологиями, но и наиболее быстро развивающаяся сама по себе как фундаментальная наука, — говорит биолог. — А в СССР после сталинских разгромов (самый известный – в отношении генетиков, но не только) она так и не оправилась, и, в отличие от математики и физики, конкурентноспособной по большому счету не была, хотя отдельные группы учёных мирового уровня, конечно, были».

Российский бюджет на 2024 год предусматривает финансирование фундаментальной науки на довольно скромном уровне, отметил Михаил Гельфанд. «Это финансирование и раньше было невелико, а сейчас еще и приоритеты изменились», — добавил учёный.

«Стипендия аспиранта в России и странах ЕС отличается в 15 раз. Кому аспиранты нужнее?», — прокомментировал ситуацию «Московской газете» молекулярный биолог, академик РАН Сергей Нетёсов.

Дефицит научных кадров в России – проблема государственного уровня, сказала в беседе с журналистом издания партнёр компании «Визави Консалт» (Москва») – управляющей компании федерального кадрового холдинга «Визави Метрополис» Ольга Петрова.

«Очень часто в нашей работе мы сталкиваемся с тем, что в тех же научных лабораториях – профессиональные кадры не то что 50-60, а 70-80 лет. Это люди, которые являются носителями знаний, науки, технологий, но передать всё это им некому. Деньги, которые платятся в науке, до сих пор остаются неконкурентными по отношению к коммерческим структурам, куда молодые учёные часто уходят. Но коммерция – это всё-таки не научные разработки, там идёт гонка, скорее, за быстрой прибылью, чем за будущими результатами», — рассказала Ольга Петрова.

Промышленность, оборонка, фарминдустрия, агросектор – во всех этих сферах Россия пока что зависит от иностранных технологий, так как не хватает кадров ни на разработку, ни на, что важно, внедрение и тестирование своих технологий, отметила эксперт.

«Когда к нам обращаются НИИ за различными техническими кадрами, например, часто для химической промышленности, эти, зачастую бюджетные организации, могут предложить молодым специалистам только такие деньги, которые не в состоянии действительно их привлечь. В такой неконкурентной среде мы зачастую не можем помочь работодателям. За молодые научные кадры идёт соревнование между наукой и коммерцией, которая может предложить им деньги, но, опять же, для которой наукоёмкие разработки не всегда стоят во главе угла. Надо отметить, что советское образование, которое было одним из лучших в мире, мы потеряли, и этот уровень нужно восстанавливать. А это не только образование, это отношение к научным дисциплинам, их востребованность, это популяризация науки, программ трудоустройства, которые в советское время гарантировались молодым специалистам. Но теперь молодёжь с хорошими мозгами не идёт в науку, потому что надо на что-то жить, а в науке таких денег не платят. На что создавать семью, рожать детей, покупать квартиры? Из науки уходят даже те, кто осознанно выбрал эту профессию. Приходится признать, что изменение ситуации с дефицитом кадров в России, особенно научных, в различных отраслях производства пока не прогнозируется», — заключила партнёр компании «Визави Консалт».