Как ислам оказался в Удмуртии? Какая связь у древнего булгарского надгробия XIV века и выставкой «Миллиард.Татар» «Qr-код по-татарски»? На эти и другие вопросы в интервью «Миллиард.Татар» ответил историк-краевед Ильмир Касимов. Подробнее – в нашем материале.
«Булгарская керамика в Удмуртии находится массово, и она могла быть не привозной»
– Ильмир Харисович, в Ижевске провели выставку с тамгами татарских и золотоордынских правителей. Как они связанны с Удмуртией?
– Выставку «Миллиард.Татар», посвященная тамгам правителей Золотой Орды и татарских ханств организовал Абдурашид хазрат Газизуллин, заместитель муфтия Удмуртской Республики по социальным вопросам. Во время существования этих государств территория современной Удмуртии была в зоне влияния Золотой Орды, а позже татарских ханств. Возможно, она была частью Улуса Джучи, но данных, подтверждающих этого, у нас нет.
Недавно мы отпраздновали 700 летие первого письменного упоминания ислама в Удмуртии. Дата в 700 лет была взята не с потолка. Дело в том, что в 1870 годах в д. Гордино (совр. Балезинский район Удмуртии) была найдена булгаро-мусульманская надмогильная плита, которой в 2023 году как раз исполнилось 700 лет, и мы отпраздновали это событие в августе нынешнего года. А на открытии выставки я рассказал слушателям, в чем связь Удмуртии, Волжской Булгарии, Золотой Орды и причем тут тамги.
Древние жители, населявшие территории современной Удмуртии, контактировали с Улусом Джучи в период использования тамг. Тамга – это символ письменности. У них есть четкое оформление и правила написания. А надмогильная плита показывает, что арабская письменность в те стародавние времена присутствовала и в нашем родном крае. Особый акцент выставки заключался в том, что ханская тамга начиналась с упоминания имени Аллаха, показывая, что золотоордынские ханы в первую очередь позиционировали себя как мусульманские правители. То же самое мы видим на мусульманской эпитафии 1323 года – текст надмогильного камня начинается со слов «Ля иляха илляЛлах» – значит в наших краях уже проживали мусульмане-булгары, предки современных поволжских татар.
– Как ислам попал на территорию Удмуртии?
– Ислам мог распространиться за счет торговли и ремесла. Булгарская керамика в Удмуртии находится массово, и она могла быть не привозной: ремесленники и купцы могли основывать здесь свои торговые фактории. Их привлекала в наших краях пушнина, сбором которой они активно занимались.
Удмуртия делится на северную и на южную часть. Юг изначально входил в зону влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Северная Удмуртия была связана с Вяткой, и там располагалось татарское Каринское княжество. Северная часть Удмуртии находилась в зоне интересов этого государственного образования. Еще до взятия Казани в 1489 году Великий князь Московский покорил Вятку и каринских татар, после чего эти земли вошли в состав его владений. После падения Казани южная Удмуртия также перешла под власть московских государей.
«Надмогильная плита не относится ни к каринским татарам, ни к удмуртам и бесерянам»
– Кто такие каринские татары?
– Ученые до сих пор ломают голову над этим вопросом. Есть гипотеза, что они являются потомками кипчакского населения. Я предполагаю, что на Вятку они пришли из Крыма, пройдя через территорию современной Оренбургской области, Башкирии и Удмуртии. Следы этого переселения мы находим в родословных, где встречается упоминание этих мест. Также есть подтверждения и в историографии: в Казанском ханстве присутствовала знать кипчакского происхождения.
Осели переселенцы на Вятке в XIII веке. После присоединения к Московскому государству в 1489 году они вошли в сословие служилых татар. Когда при Петре I каринских татар лишили княжеского статуса, они потеряли земли вдоль реки Чепца и их начали занимать удмурты и бесермяне, жившие до этого на Вятке. Вслед за ними переселись и потомки каринских князей – это территория современных Балезинского, Ярского, Глазовского и Юкаменского районов. Следует отметить, что надмогильная плита не относится ни к каринским татарам, ни к удмуртам и бесерянам. Они начали переселяться в место обнаружения камня лишь в начале XVII века.
– Это надгробие могло оставить финно-угорское население, принявшее ислам?
– В древние времена на севере Удмуртии проживали предполагаемые предки современных удмуртов. Там находились городища со следами проживания финно-угорского населения чепецкой археологической культуры, сформировавшейся в VIII веке. В XIV веке их городища приходят в упадок, население исчезает. Возможно они переселяются в другие края, потому что не были найдены следы боевых действий или массовой гибели.
– Есть ли более древние упоминания булгаро-мусульманской культуры на этой территории?
– Ибн Фадлан, Абу Хамид аль-Гарнати упоминают, что есть область Ару, куда ездили булгарские купцы. Современные историки склонны отождествлять это название с Арской землей, бывшей под властью булгар, а позже и Казанского ханства. Возможно, чепецкие городища тоже входили в северные владения Арской земли. Поэтому не удивительно, что на территории северной Удмуртии нередко находили и до сих пор находят арабские дирхемы и золотоордынские монеты. Буквально два года назад в Глазовском районе на севере Удмуртии нашли поселение, неизвестное науке. Оно пока подробно не исследовано: были проведены лишь предварительные раскопки, входе которых обнаружена булгарская керамика и золотоордынские монеты XIV века.
– Есть ли еще такие заброшенные поселения – древние городища и селища?
– Да. На севере Удмуртии их много. Например, в Балезинском районе, рядом с деревеней Гордино, есть городище Гурьякар. В средние века оно пришло в запустение, но в XVII веке туда переселились бесермяне. Они являются отдельным народом, и история его происхождения до сих пор не разгадана.
«Среди местного населения эта история быстро распространилась, и могила начала почитаться как "аулия кабер"»
– Ильмир Харисович, камень был найден в этом городище?
– Да. История его обнаружения весьма интересна. После своего переселения и основания деревни некоторые бесермяне приняли православие, но многие остались в исламе. Предположительно в 1870-е годы в Гордино переселился мулла Мухамедрахим Касимов. Он был потомком арских князей. В деревне он построил мечеть. Приблизительно в это же время один из местных крестьян, распахивая поле около деревни, наткнулся на непонятный плоский камень. Крестьянин был не мусульманином, а бесермянином. Возможно именно поэтому он не догадался, что камень является надмогильным. Этой истории мы можем доверять, потому что она зафиксирована дореволюционными источниками спустя десять лет.
– Что он сделал с надгробием?
– Он решил использовать его для закладки фундамента дома. Незадачливый строитель пытался расколоть его на четыре части, но получилось пять. Потом он подложил куски под четыре угла своего жилища, но дом перекосило. Тогда он достал камни и положил их в каменку банной печи. Потом, согласно сообщениям, от камней при топке бани начал исходить едкий запах и дым. Крестьянин разозлился и все пять кусков выбросил в туалет. После этого вся его семья заболела.
Понимая, что ситуация необычная, он обратился к мулле и поведал ему о предшествующих их встрече событиях. Мухамедрахим быстро сообразил, что дело в камне, а неприятности у крестьянина из-за того, что он его осквернил. Они вместе достали его из выгребной ямы, отмыли и увидели на нем арабскую вязь. Мулла собрал фрагменты камня и принес их во двор мечети, где они лежали до 1930 года на так называемой святой могиле.
– Что за святая могила?
– До событий с расколотым камнем при приезде Мухамедрахима тоже произошла странная история. Когда мулла решил построить около мечети дом и начал подготовительные работы, ему во сне пришел седобородый старик, сказавший ему: «Не строй здесь дом. Здесь моя могила». Сон повторился несколько раз, и только тогда мулла понял, что сон не простой и под его домом может действительно находиться чья-то могила. Мухамедрахим перенес сруб дома, а место предполагаемой могилы на примечетской территории оградили забором. Среди местного населения эта история быстро распространилась, и могила начала почитаться как «аулия кабер» – могила святого. История на этом не заканчивается. Советские археологи в 1960-х годах, проводя раскопки в этой селении, сумели доказать, что на месте святой могилы находился древний могильник.
«Приехав в деревню, он смог уговорить Абуталип муллу передать камень в Москву»
– Известно кто похоронен в святой могиле?
– Нет. Святая могила до сих пор окутана атмосферой загадочности. Ведь после того, как мулла Мухамедрахим перенес на это место осколки камня, родились локальные легенды. Люди долго гадали, кому мог принадлежать камень. Одни считали, что камень был поставлен на могиле основателя деревни. Другие утверждали, что он до разрушения стоял на могиле святого старца Дземирхана. Одним словом, версий было великое множество. Все эти домыслы возникли из-за того, что местные не могли разобрать эпитафию надгробия.
– Когда удалось разгадать загадку?
– В 1929 году из Казани приехала экспедиция. Они сделали фотографии и, вернувшись в Казань, передали материалы Гали Рахиму. Гали Рахим сумел расшифровать письмена на надгробии и объяснить, почему никто не мог их прочитать. Оказалось, что камень булгарский. Татарские имамы булгарский не знали. Гали Рахим установил, что камень был поставлен над могилой женщины по имени Яхам, а отчество усопшей не сохранилась из-за разрушения камня. Женщина, согласно дате на камне, умеряла в 723 году по хиджре. – это 1323 год согласно григорианскому летоисчислению. Этому камню как раз 700 лет. Религиозный текст написан на классическом арабском языке, а имя, годы и прочая информация на булгарском. Дата смерти была также написана булгарскими словами, из-за чего местные не могли разобрать ее.
– Что произошло с камнем после исследований Гали Рахима?
– В 1930 году московский археолог Алексей Смирнов, проводивший раскопки Кушманского городища в Ярском районе, получил информацию об этой загадочной надмогильной плите. Приехав в деревню, он смог уговорить Абуталип муллу (сына Мухаммедрахима Касимова) передать камень в Москву для изучения историкам. Сначала осколки камня (три фрагмента) перевезли в Глазовский краеведческий музей, а вот отправить их в Москву не получилось. Камень так и остался в Глазове. В связи с ликвидации музея в 1954 г. плита была передана Удмуртскому республиканскому краеведческому музею (ныне Национальный музей УР им. К. Герда) на постоянное хранение. С тех пор камень хранится в Ижевске.
«В дореволюционных источниках сохранились сведения, что похожий камень так же был найден в южной Удмуртии»
– Было же пять фрагментов. Куда делись остальные?
– В 2020 году в деревне Гордино мы установили мемориал с указанием, что булгарка Яхам была похоронена на этом месте. В ходе подготовительных работ мы нашли 4-й фрагмент. Он находился в ограде могилы на поверхности, немного присыпанный землей. Мы передали его в национальный музей, где хранятся 3 основных куска. 5-й фрагмент до сих пор не найден, и мы не знаем, где он находится. Когда мы нашли 4-й кусок, на его обратной стороне присутствовала тамга, и ижевский археолог Таисия Останина установила, что подобного рода тамги ставили булгарские гончары на своих изделиях. Это также является неоспоримым доказательством, что камень относится к периоду Волжской Булгарии.
Еще одним доказательством принадлежности к Волжской Булгарии является сам камень. Порода, из которого он сделан, не встречается в наших краях. Он сделан из известняка. В Удмуртии доминирует песчаник.
– Есть ли упоминания, что ислам в Удмуртии мог появится раньше 1323 года?
– Да, ислам в Удмуртии присутствовал и до XIV века. В чепецких городищах встречаются булгарские вещи и мусульманские захоронения XII-XIII веков. То есть на самом деле ислам проник в Удмуртию еще 8-9 веков назад. Поэтому мы и говорим, что надмогильная плита Яхам, где присутствует четкая дата, является первым письменным упоминанием и неопровержимым доказательством, что ислам присутствовал у нас как минимум 700 лет. В дореволюционных источниках сохранились сведения, что похожий камень так же был найден в южной Удмуртии, на территории города Сарапула. Кроме того, в 1909 году там нашли массовое мусульманское захоронение. Некоторые исследователи склонны к тому, что оно возникло во время Золотой Орды, в период буйства чумы, поразившей Улус Джучи во второй половине XIV века.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/bulgarskaya-epitafii-1323-goda-v-udmurtii-nacinaetsya-so-slov-lya-ilyaxa-illyallax-4640