Найти тему

Тема №196 «Загадочная медитация — часть 3 (выбор книг для практики)»

Предисловие для непостоянных (новых) читателей.

Статья, которую Вы собрались прочесть, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой объясняет мироздание (то, как мир был создан) и мироустройство (то, как мир устроен и функционирует).

Начало темы.

Сегодняшняя тема является логическим продолжением двух предыдущих, где мы начали исследовать загадочную медитацию. Ранее мы уже выяснили, что существует три уровня медитации в зависимости от тел, которые она предназначена развивать: а) малая - любительская, б) средняя — профессиональная, в) большая — высокопрофессиональная.

Мы пришли к логичному выводу, что любая деятельность обычно начинается от малого к сложному, от низшего к высшему. Подобную логику мы найдём везде, куда бы не взглянули. Ученик путешествует от 1-го к 9-му классу, затем переходит в ПТУ, а ещё позднее в ВУЗ. Нет ни одного Академика, который бы стал таковым, не проходя похожий путь. Начиная свою трудовую карьеру, человек постепенно путешествует от малых и низких должностей к большим и высоким. Есть хороший и наглядный тому пример: воинские звания в армии от рядового до генерала. Даже профессиональный спортсмен с мировыми рекордами или наградами когда-то начинал своё спортивное развитие с простых и лёгких упражнений, постепенно переходя к сложным и трудным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что человек, решивший заняться медитацией, начинает своё обучение именно с малой или любительской медитации.

Знакомство с предметом может осуществляться либо с помощью учителя, наставника, тренера, либо самостоятельно с использованием специализированной литературы. В Бхарате (старое название Индии) вследствие древности этой цивилизации существует как множество учителей по медитации, так и множество книг по этой теме. Но вот Западная цивилизация в силу своей молодости ещё не может соперничать с Востоком в этом направлении.

Множество времени потребовалось Западной науке, чтобы признать необходимость и важность исследования сознания человека. Как только это было сделано, появились целые отрасли науки в области сознания. Появилось громадное количество тренеров (психологов), а также громадное количество книг по этому вопросу. Сегодня Запад больше не думает, что сознание человека - это неизменная вещь. Оказывается, на него можно влиять и изменять в нужном направлении. Сегодня достижениями науки в области сознания пользуется бизнес, политики и СМИ.

А вот медитации и людям, желающим её практиковать, пока не повезло. Западная наука ещё не признала медитацию научной и имеющей практическое значение. Проще говоря, Запад пока не видит выгоды в изучении и использовании медитации, как когда-то не видел выгоды в исследовании сознания. Но когда ситуация поменяется, когда Запад обнаружит меркантильную выгоду, тысячи учёных и исследователей «разберут медитацию на атомы». С научной скрупулёзностью наука Запада исследует все нюансы и этапы медитации, опишет все происходящие процессы, трудности и возможные вредные последствия. Западная наука придумает множество профессиональных медитативных техник, приёмов и способов, дающих высокий результат для практикующего человека. Будет написано множество книг по этой теме и появится громадное множество тренеров. Вполне может быть, что Западные медитативные техники и практики превзойдут таковые на Востоке.

Когда же вышеуказанное произойдёт? К сожалению, неизвестно. Может быть, через десятки лет, а может быть, и через сотни. Что же делать людям, желающим практиковать медитацию сейчас? Брать книги Востока, пока нет своих? На этот вопрос мы уже отвечали в теме №194 Азбуки. Книги Востока не совсем подходят Западному человеку вследствие немалых цивилизационных отличий. Нужно пользоваться книгами, написанными «языком» Западной цивилизации. И на сегодняшний день таковые, хоть и в малом количестве, но всё же созданы Теософским обществом Адьяр (район г. Ченнаи, Индия).

-2

Всю литературу Теософского общества по медитации можно разделить на две отдельные группы. Первая группа. Это книги, вообще не содержащие в своём названии слова "медитация", но содержащие какую-либо информацию об этом внутри себя. Таких книг можно привести множество десятков. В одних медитации (йоге) посвящён всего лишь один абзац текста, в других - полстраницы, а в третьих - целая глава. Некоторые книги содержат лишь общие описания медитации, другие же дают некоторые практические советы к применению и предостережения об опасностях. Для наглядности ниже приводится неполный список таких книг.

1). Ледбитер Ч.Э. 1899 год. «Ясновидение».

2). Ледбитер Ч.Э. 1903 год. «По ту сторону смерти» (несколько глав о медитации).

3). Ледбитер Ч.Э. 1911 год. «Внутренняя жизнь (2 тома)» (несколько глав о медитации).

4). Ледбитер Ч.Э. 1913 год. «Скрытая сторона вещей» (глава о медитации).

5). Ледбитер Ч.Э. 1914 год. «Благородный восьмеричный путь».

6). Ледбитер Ч.Э. 1918 год. «Учителя мудрости».

7). Ледбитер Ч.Э. 1919 год .«Трудности ясновидения».

8). Ледбитер Ч.Э. 1920 год. «Монада» (глава о медитации).

9). Ледбитер Ч.Э. 1925 год. «Учителя и путь».

10). Ледбитер Ч.Э. 1927 год. «Чакры» (глава о медитации).

11).Ледбитер Ч.Э. 1930 год. «Как Теософия пришла ко мне».

***

Кришнамурти Джидду .1910 год. «У ног Учителя» (глава о медитации).

***

А). Безант А.В. 1893 год.. «Строение Космоса».

Б). Безант А.В. 1895 год. «Путь ученичества».

В). Безант А.В. 1897 год. «Древняя мудрость».

Г). Безант А.В. 1901 год. «Сила мысли».

Д). Безант А.В. 1904 год. «Теософия и новая психология».

Е). Безант А.В. 1907 год. «Исследование сознания».

Ё). Безант А.В. 1908 год. «Введение в йогу» (глава о медитации).

Ж). Безант А.В. 1912 год .«Посвящение - совершенствование человека».

З). Безант А.В. 1912 год. «Духовная жизнь».

И). Безант А.В. 1914 год. «Внутренняя цель Теософского общества».

Й). Безант А.В. 1917 год. «Исследование кармы».

К). Безант А.В. 1919 год. «Оккультизм».

***

1). Безант А.В. и Ледбитер Ч.Э. 1901 год. «Мыслеформы».

2). Безант А.В. и Ледбитер Ч.Э. 1926 год.«Беседы о пути оккультизма (3 тома)».

***

Несомненно, существуют и другие авторы Теософского общества, в чьих книгах имеется информация о медитации в том или ином объёме. Но у нас нет задачи перечислять их всех. Вторая группа. Это книги, полностью посвящённые медитации и содержащие это слово в своём названии. Эта вторая группа уже не может похвастаться величиной. Их с трудом набирается пару десятков.

Но и это ещё не все плохие новости. Помимо малого количества, имеются ещё «три ложки дёгтя»: А) Некоторые книги имеют общеописательный характер, и только часть из них является полноценной настольной практической книгой для каждодневного применения; Б) Большая часть книг описывает профессиональный этап медитации, а вовсе не малую и любительскую, которая необходима начинающим; В) Почти все книги на Английском языке, а некоторых из них вообще нет в свободном доступе. Ниже приводится список книг о медитации, которые имелись в библиотеке Теософского общества по состоянию на 1941-ый год.

-3

К сожалению, более нового справочника книг по медитации, имеющегося в библиотеке Теософского общества. у меня сегодня нет:

***

1). Allen G.W., 1908г. «Meditation».

2). Bailey Alice A. 1922г. «Letters on Occult Meditation» (есть на Русском языке).

3). Besant A.W. 1922г. «Daily Meditations on the Path and its qualifications compiled by E. G. Cooper».

4). Bosman Leonard A., год неизвестен, «Meditation».

5). Codd Clara M 1930г., «Meditation».

6). Disciple A., 1913г. «In the Hours of Meditation».

7). Fenelon Archbishop, год неизвестен «Meditations for a Month».

8). Govindas Lodd, 1935г. «Meditation of Lord Govinda».

9). Kempis T.A., 1908г. «Prayer and Meditations on the Life of Christ».

10). Lounsbury G.C., 1935г. «Buddhist Meditation in the Southern School».

11). McNeile A.H., 1917г. «Self-training in Meditation.

12). Perowne E.H., 1800 г. «Savonarola's Meditations».

13). Rudolph H., 1933г. «Meditation».

14). Reeve William and Collier, Jeremy, год неизвестен «The Apology and Meditations of Tertullian and Aurelius».

15). Server A., 1923г. «Meditation».

16). Stacey Louie, год неизвестен «Thoughts for Meditation».

17). Wedgwood J.I., 1913-1915г. «Meditation for Beginners».

18). Джапма Тинлей, год неизвестен «Шаматха — основы тибетской медитации».

***

Многие читатели спрашивают: " А есть ли что-нибудь современное, не из прошлого века?" Вопрос сам по себе не вполне правильный и корректный. Научная книга - это не автомобиль или смартфон, которые устаревают через несколько десятилетий. Законы математики и геометрии, например, изложенные в книгах тысячелетней давности, неспособны устареть в принципе. Изложенное в старых книгах остаётся истинным и сегодня. В отношении медитации дело обстоит похожим образом. Многие вещи о медитации являются неизменными на протяжении веков и тысячелетий.

Нижеприведённые книги мной выделены в отдельный перечень, так как они вполне подходят для любительской медитации в качестве дополнительной литературы. К сожалению, эти книги частично отсутствует в открытом доступе и продаются Теософским общество в их интернет магазине:

***

1). Poutz Marie, 2007г. «Art of Meditation».

2). Rinpoche S. 2015г. «Buddhist Meditation».

3). Beechey Katherine A., год неизвестен «Daily Meditations».

4). Codd Clara M., год неизвестен «Meditation: Its Practice and Results».

5). Hodson Geoffrey, год неизвестен «Meditations on the Occult Life».

6). Bailey Alice A., 1922г. «Письма об оккультной медитации» (есть на Русском языке).

7). Besant A.W., год неизвестен «Meditations on the Path and Its Qualifications SC».

***

Теперь мы переходим к самой главной книге о малой или любительской медитации, которая должна стать настольным пособием или ежедневным практическим руководством каждого человека, решившего заниматься медитацией. Автором этой книги (нескольких книг) является малоизвестный теософ под именем Вуд Э.Э. (Эрнест Эрингтон — Wood Ernest Egerton). Почему именно его книги являются фундаментальными в области малой медитации?

А). В теме Азбуки №194 говорилось, что руководители Теософского общества, находясь как в Индии, так и путешествуя по разным странам мира, наблюдали множество болезней, трудно поддающихся лечению, а иногда и неизлечимых, вызванных некомпетентным использованием профессиональных книг по медитации. Б). Также там сообщалось о желании многих взрослых теософов, не принадлежащих к закрытой эзотерической группе Теософского общества, практиковать медитацию. В). Помимо этого, под патронажем Теософского общества находится множество учебных заведений для детей, которым полезно практиковать медитацию. Принимая вышеуказанное во внимание, руководство Теософского общества решило создать безопасную книгу о малой медитации, и эта работа была поручена Вуду Э.Э. как самому подходящему кандидату.

Теософ Вуд Эрнест Эрингтон и его личный автограф
Теософ Вуд Эрнест Эрингтон и его личный автограф

Вуду Э.Э. оказывалась всевозможная помощь и вдохновение. Он хорошо изучил тему, немало путешествовал для сбора материала и общения с профессионалами. В конечном итоге Вуд Э.Э. написал несколько книг о йоге вообще и о её семи видах в частности.

***

1). Wood E.E. 1931г. «The Occult Training of the Hindus» (Оккультное обучение Индусов), переиздана в 1976г. как «Seven Schools of Yoga» (Семь школ Йоги). Также является частью книги «Raja Yoga: the Occult Training of the Hindus» (Раджа-Йога: оккультное обучение Индусов).

2). Wood E.E. 1954г. «Great Systems of Yoga» (Великие системы йоги).

3). Wood E.E. 1956г. «Yoga Dictionary» (Словарь Йоги).

4). Wood E.E. 1957г. «Zen Dictionary» (Дзенский словарь).

***

Помимо этого Вуд Э.Э. создал несколько похожих книг о малой медитации (урезанная, средняя, большая), которые регулярно переиздаются в Америке, Европе и Индии по сей день. Именно эти книги и стали практическим учебником для взрослых теософов и детей внутри самого Теософского общества.

***

А). Wood E.E. 1915г. «Memory Training. A Practical Course» (Тренировка памяти. Практический курс) 120стр.

Б). Wood E.E. 1923г. «Concentration: a practical course» (Концентрация: практический курс) 94стр., множество переизданий в разные года.

В). Wood E.E. 1936г. «Mind and Memory Training» (Тренировка ума и памяти) 204стр., множество переизданий в разные года.

***

Книги Вуд Эрнест Эрингтон
Книги Вуд Эрнест Эрингтон

Многие читатели, конечно же, обратят внимание на то, что в названии трёх вышеуказанных книг Вуда Э.Э. вообще нет слова "медитация", и они посвящены тренировке ума. Пусть неудачные названия не вводят Вас в заблуждение. Эти книги посвящены не только концентрации (тренировке ума), но медитации и даже созерцанию. К радости читателя, одна из этих книг (Concentration - Концетрация) не только находится в публичном доступе, т.е. является общедоступной, но даже переведена на Русский язык. На этой книге мы остановимся более подробно, так как она является учебником по малой медитации в самом Теософском обществе. Пояснение. Книга Вуда Э.Э. «Тренировка ума и памяти» содержит более широкое и глубокое описание, чем его же книга «Концентрация», но она не переведена на Русский язык.

Книга Вуда Э.Э. "Концентрация" или его же книга "Тренировка ума и памяти" являются именно тем, что ищет обычный человек, желающий практиковать медитацию. Само собой разумеется, что эти книги содержат несколько глав общеописательного характера, но основная часть этих книг посвящена практическим вопросам с графиком тренировок и подробным описанием упражнений, которые необходимо совершать.

Теперь несколько слов о теории. Читатели, искавшие информацию о медитации, например, в Википедии или на других сайтах, часто могли встречать утверждение, что медитация содержит в себе концентрацию и созерцание. Причём созерцание - это сама суть и главный смысл всех действий. Но если мы посмотрим на высказывания профессионалов, то обнаружим совсем иное. Они отделяют друг от друга термины концентрация, медитация и созерцание.

Для профессионалов - это три отдельных и независимых друг от друга термина или действия. Проще говоря, концентрация - это самостоятельное и автономное действие. Она может использоваться человеком сама по себе, т.е. отдельно от медитации. Например, человек, рассматривающий картину в музее, находится в состоянии слабой концентрации.

Медитация - это тоже самостоятельное и автономное действие, которое может использоваться человеком само по себе, т.е. отдельно от созерцания. В состоянии слабой эмоциональной медитации находятся церковнослужащие или прихожане, например,во время молитвы. В состоянии слабой умственной медитации находится ученый, рассматривающий интересующее его явление. Без умения концентрироваться и без ухода внутрь себя полезный эффект от эмоциональной или умственной медитации будет слабым или малозначительным.

Созерцание - это автономное и самостоятельное действие. Оно может быть вызвано разными способами, но медитация обычно является главным из них. Вывод следующий. Концентрация и созерцание не являются частью медитации, как об этом часто утверждается. Но медитация связана с концентрацией, а созерцание связано с медитацией и концентрацией.

Для того чтобы читатель не запутался, приведём следующий пояснительный пример. Представим себе спортсмена, который занимается прыжками с разбега в высоту с шестом. Данное спортивное упражнение состоит из: а) умения стоять и держать равновесие, б) умения бегать и быстро разгоняться, в) умения держаться за шест и сильно от него отталкиваться.

-6

Ни один человек не родился со способностью стоять и ходить. Это навык, который нарабатывается со временем. Мы сравним его с концентрацией. Умение бегать и быстро разгоняться мы сравним с медитацией. Умение висеть на шесте и отталкиваться от него мы сравним с созерцанием. Теперь Вам наглядно понятно, что нельзя начать бегать (медитация) раньше, чем человек научиться держать равновесие и стоять (концентрация). При этом равновесие и бег - это разные и отдельные друг от друга умения. К прыжкам с разбега (созерцание) также нельзя приступить раньше, чем человек научится стоять и бегать (концентрация, медитация). Все три явления (равновесие, бег, прыжки) по сути, отдельные умения и навыки, существующие самостоятельно друг от друга. Человек может заниматься бегом, но не обязательно должен уметь прыгать в длину. Человек может ходить, но не обязательно должен учиться бегать.

-7

Приведём другой пояснительный пример. Опять же из спорта. Что делает спортсмен перед самим состязанием? Правильно. Он выполняет различные упражнения для разогрева мышц. Все профессиональные спортсмены делают это. В медитации дело обстоит похожим образом. Перед началом медитации человек использует приёмы успокоения и концентрации, как спортсмен занимается разогревом мышц. Затем наступает само спортивное состязание, которое сравнимо с эмоциональной или умственной медитацией. Если состязание дружеское, то победа не была его целью. Само состязание и есть главная суть происходящего. Если целью медитации не являлось достижение состояния созерцания, тогда эмоциональные и умственные упражнения есть главная цель медитации. Как Вы видите, всё просто.

Если же целью спортсмена в состязании была победа, то, добившись её, он получает сладкую награду. Он поднимается на пьедестал почёта и торжественно получает соответствующую медаль или кубок. Если же спортсмен проиграл, то он ободряет себя утверждением, что необходимо пытаться завоёвывать победу дальше. Если целью человека было добиться созерцания с помощью медитации и концентрации, и это удалось, то человек получает удовольствие от своего достижения. Если же созерцания получить не удалось, человек не отчаивается и снова продолжает трудиться в этом направлении.

-8

Суть вышеуказанных примеров следующая. Есть шаги, последовательность которых изменить нельзя. Сначала идёт концентрация, затем медитация и потом созерцание. Созерцание может как быть целью медитации, так может ею и не быть. Это зависит от выбора человека и целей, которые он перед собой ставит. Человек может добиться больших успехов в медитации, ни разу не получив опыта созерцания и вообще не пытаясь действовать в этом направлении. Точно так же спортсмен может накачать мышцы в спортзале, но никогда не участвовать в соревнованиях. Медитация не означает созерцание. Это два разных и самостоятельных действия, как тренировка мышц и наслаждение от вручения награды по окончании соревнования.

Теперь вернёмся к книгам Вуда Э.Э. «Концентрация» или «Тренировка ума и памяти». Практическая часть книг и упражнения в них разделены на три части или этапа: а) обучить человека концентрации, б) затем медитации в) только потом созерцанию. Тот, кто желает перемешать эти этапы или, минуя упражнения по концентрации, сразу же перейти к медитации или ещё дальше к созерцанию, достигнет в этом такого же успеха, как спортсмен в прыжках с разбега, не имеющий при этом даже стоять и ходить. Логичным является вопрос: Сколько времени может потребоваться для обучения концентрации? Ответ на него дать нельзя, так как люди отличаются друг от друга и живут в разных внешних обстоятельствах. На это может уйти месяц, полгода, год или даже несколько лет.

Первые упражнения в книге Вуда Э.Э. "Концентрация" содержат в себе хитрость. Вуд Э.Э. просит ученика наблюдать за ходом своих мыслей, записывать длительность концентрации и место, в котором мысли убежали прочь от объекта наблюдения. Цель такого упражнения - наглядно показать человеку, что ум не так уж сильно слушается своего хозяина, что ум похож на самостоятельное существо со своим собственным характером. Это первое открытие, которое делает ученик в медитации, и очень многих оно сильно потрясает и шокирует. Как же так? Мой ум на самом деле мне не подчиняется: он брыкается, пытается убежать. Я вынужден заставлять и понуждать его делать то, чего я хочу. Примерно так рассуждает человек, делая первые шаги в концентрации.

Человек привык, что его собственность подчиняется ему беспрекословно. Он хочет сделать движение рукой, и она делает это. Рука не противится движению, если только она не уставшая. Она не пытается сделать другое действие, нежели приказанное ей. Она не прекратит действие раньше, чем это разрешит человек. С эмоциями и умом дело обстоит совсем иначе. Их поведение категорически не похоже на полную покорность руки или ноги физического тела. Поведение эмоций и мыслей больше похоже на некое живое существо, например, на собаку.

Человек высказывает желание к эмоциональной или умственной концентрации, т.е. даёт собаке команду сидеть. Она повинуется. Но по прошествии некоего времени собака теряет интерес к приказу хозяина и уже бежит прочь в игривом настроении. Человеку приходится звать собаку обратно и снова требовать от неё выполнить веленое ей действие. Так происходит много и много раз, пока собака не будет выдрессирована и не начнёт беспрекословно слушаться своего хозяина. В этом и заключается один из смыслов концентрации. Второй же заключается в способности так сильно абстрагироваться от внешнего мира и своих органов чувств, чтобы ничего не могло побеспокоить человека в момент концентрации.

Теперь скажем несколько слов о медитации. Какой бы путь не выбрал ученик, эмоциональный путь «мистика» или умственный путь «оккультиста», без навыков концентрации ничего не получится ни у первого, ни у второго ученика. Что же такое медитация? Это способность исследовать выбранную эмоцию (мистик) или мысль (оккультист) до самых больших глубин, найдя все нюансы и аспекты эмоции или мысли. Куда бы нюансы не уводили ученика, центральная эмоция или мысль всегда будет находится в поле его внимания. Когда они будут исследованы без остатка, тогда человек переходит к изучению следующей эмоции или мысли.

Другими словами, медитация - это: а) Умение опустошить до конца одну мысль (эмоцию) до перехода к другой; б) Контроль над предметом и направлением движения нашей мысли (эмоцией). Медитация и визуализация очень тесно связаны. Очень многие идеи могут быть визуализированы и тем самым изучены более полно и детально. Эмоциональная медитация тоже тесно связана с визуализацией. Мистик визуализирует объект своего почитания или поклонения, а наблюдение этого объекта приводит к появлению и поддержанию желанных эмоций.

Книги Вуда Э.Э. больше подходят "оккультистам", чем мистикам примерно на 2/3. Это есть субъективная особенность автора. Но и для мистиков в книгах Вуда есть немалое количество упражнений как по медитации, так и по техникам достижения созерцания. В дополнение к вышеуказанным книгам Вуда Э.Э. человек мистического характера (эмоционального) может использовать книги: а) Beechey Katherine A. год неизвестен, «Daily Meditations»; б) Безант А.В. год неизвестен, «Meditations on the Path and Its Qualifications SC».

Последнее, о чём необходимо сказать, заканчивая группу тем о медитации, заключается в следующем. Вовсе не обязательно, что у ученика всё получится с первого раза или попытки. Концентрация, медитация и созерцание - это крайне сложные вещи, требующие усердия и терпения. Если не получилось достигнуть успехов с первой попытки, нужно сделать паузу и повторить весь курс упражнений, описанный в книгах Вуда Э.Э. снова от самого начал и до конца. А если потребуется, то пройти курс заново ещё раз. Рано или поздно наступит момент, когда ученик станет полным хозяином своих эмоций и мыслей. Даже если ученик так ни разу не достигнет стадии созерцания, это категорически не значит, что он не добился успеха. Ведь медитация и концентрация - это разные действия!

Справочная информация.

Данная статья является неотъемлемой логической частью большого трёхтомного сборника статей о Теософии автора Петра М. Сейчас Вы читаете третий том под названием «Азбука загадок человечества» (темы №100 - 196). Второй том называется «Азбука Теософии» (темы №27-99). Первый том называется «Азбука Астрального мира» (темы №1-26).

Навигационные ссылки: содержание первого тома; содержание второго тома; содержание третьего тома.

При создании данной статьи использовались частично или полностью изображения следующих авторов: 1) фото с сайта https://beatysaveworld.art/