Найти тему
Реальное время

Майя Кучерская: «Многие наши писатели недостаточно образованы»

Оглавление

Гостья нового выпуска «Книжной полки» — писательница и художественный руководитель литературных мастерских Майя Кучерская

Фото: предоставлено realnoevremya.ru Майей Кучерской
Фото: предоставлено realnoevremya.ru Майей Кучерской

Сегодня в книжной индустрии можно наблюдать бум русскоязычных авторов. Отчасти это связано со сложностями сотрудничества с западными издательствами. Представителям книжной индустрии пришлось переключить внимание на русскоязычных авторов. С другой стороны, уже несколько лет процветают писательские курсы, которые выпускают все больше и больше студентов. Последние, в свою очередь, не только учатся писать, но и приобретают уверенность в своих силах. Результат мы все наблюдаем. В новом выпуске «Книжной полки» литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова побеседовала с писательницей, профессором Высшей школы экономики и художественным руководителем литературных мастерских Creative Writing School Майей Кучерской. Они поговорили об истории развития писательских курсов в России и о том, можно ли в принципе научить писать.

Целованные в темечко

Существует такое мнение, что писатели — это люди, с рождения обладающие талантом. А талант — это вещь неприобретаемая. Его нельзя получить упорными занятиями. Майя Кучерская считает, что не стоит противопоставлять талант и ремесло. «Поцелованных в макушку тоже можно учить писать. Это нормально. Если у человека есть писательский талант, то он может обойтись без школ. Но если он будет учиться, то его путь к литературному мастерству будет гораздо короче», — говорит Майя Кучерская.

Идеальная ситуация — та, при которой человек с литературным талантом дополнительно обучается писательскому ремеслу. Аналогично с любым другим видом искусства. Можно иметь склонность к изобразительному искусству или к музыке, но если не учиться, то талант не раскроется во всей своей полноте.

Майя Кучерская. предоставлено realnoevremya.ru Майей Кучерской
Майя Кучерская. предоставлено realnoevremya.ru Майей Кучерской

При этом Майя Кучерская отмечает, что очень сложно научить писать с нуля человека, которому вообще ничего не дано, который не слышит и не понимает, как устроены слова и как они звучат. А вот человека, склонного к писательству, с литературным дарованием, научить легко.

Как дар превратился в ремесло

Так сложилось, что именно обучение творческому письму появилось гораздо позже, чем в других видах искусства. К примеру, первые музыкальные школы и школы живописи открылись в эпоху Возрождения. А вот первые программы по творческому письму появились в США только в 1920-е годы. В 1933 году в СССР открылся Литературный институт. Действительно, по сравнению с другими видами искусства понимание, что можно и нужно учить писать, пришло на несколько веков позже. Майя Кучерская видит две причины у такой ситуации.

Художественный руководитель литературных мастерских Creative Writing School Майя Кучерская:
— Чтобы научиться живописи, нужны краски и холсты. К тому же это действительно сложный путь. Невозможно с рождения рисовать шедевры. А дар слова дается человеку от рождения. Кажется, если умение говорить и писать дается от рождения, то чему тут учиться?! Нет видимых признаков ремесла, которое нужно осваивать. Это первая причина. А вторая заключается в том, что у слова был очень высокий статус. Право говорить было у пророков, затем у поэтов. И в эпоху романтизма сложилась такая модель, что поэт — это и есть, по сути, пророк. Это человек, который отмечен свыше, избранник, и божественный глагол льется из его уст. Учить чему-то избранника? Сажать за школьную парту человека, который отмечен Богом? Это казалось странным.

Эта романтическая модель, при которой писательский талант воспринимался как божественный дар, действовала очень долго. Да и до сих пор действует.

«Фабрика писателей»

Но в XX веке с развитием капитализма в США и Великобритании эта модель начала рушиться. В Америке появилось кино. Голливуду и Бродвею нужно было как можно больше вымышленных интересных историй. Тогда и стали искать «рабочие руки». А как следствие, начали открываться школы по литературному мастерству.

Майя Кучерская. предоставлено realnoevremya.ru Майей Кучерской
Майя Кучерская. предоставлено realnoevremya.ru Майей Кучерской

В России движения по обучению письму начались еще до революции 1917 года. Но всплеск интереса произошел в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Правда, причины были не такие, как в США, хотя тоже понадобились рабочие руки. В буквальном смысле. Стране нужны были новые люди, которые с новой идеологией и философией будут описывать ту чудесную жизнь, которая на их глазах строится в советском государстве.

Художественный руководитель литературных мастерских Creative Writing School Майя Кучерская:
— Так понадобились те, кто будет прославлять достижения советской власти, кто объяснит простым, малограмотным людям, чем так прекрасно строительство социализма, и станет частью большой пропагандистской машины. Прошлые писатели не подходили по идеологическим соображениям. Они выросли в усадьбах, читали книги на французском. И чтобы создать писателей нового типа, правительство открыло Литературный институт, «фабрику советских писателей».

Но кроме писателей, который занимались сугубо прикладными задачами партии, прибавились еще и те, кто не служил власти, а просто писали книги. Правда, у них вечно возникали проблемы.

«Многие наши писатели недостаточно образованы»

В советское время литературное образование развивалось очень хорошо, поскольку его поддерживала власть. Существовало множество литературных объединений и домов творчества, при которых были литературные кружки для школьников. Когда СССР распался, эту часть образования поддерживать стало некому. Исчезло государство, которое было заинтересовано в поддержке лояльных к власти авторов. А потом наступило своеобразное безвременье. Пока уже в середине «десятых» не открылась первая литературная школа, художественным руководителем которой и выступает Майя Кучерская.

Майя Кучерская. предоставлено realnoevremya.ru Майей Кучерской
Майя Кучерская. предоставлено realnoevremya.ru Майей Кучерской

Современные писательские курсы и литературные школы стараются придерживаться западных моделей обучения писательству, выпуская ремесленников. При этом в последний год в нескольких регионах России при академических вузах появились программы литературного мастерства. Но пока они далеки от совершенства и даже от практики. Большая часть их обучения сводится к теории, в то время как на писательских курсах это в первую очередь практика. В этом, кстати, главное отличие российских писательских программ от западных. Там задача обучения — написать законченный текст, а не освоить сценаристику, литературную критику и теорию литературы. Хотя отдельные теоретические курсы тоже есть. Майя Кучерская говорит, что в современной реальности без дополнительной теории в академических вузах все-таки не обойтись.

Художественный руководитель литературных мастерских Creative Writing School Майя Кучерская:
— Меня ужасно огорчает, что многие наши писатели недостаточно образованы. Просто неграмотные. Книжек не читали. Если уж ты идешь в писатели, то книги почитай. Поэтому российские программы литературного мастерства в вузах в большей степени ориентированы на то, чтобы дать общее гуманитарное образование в области литературы.

Кроме этого, в новом выпуске «Книжной полки» мы поговорили о том, какими качествами должен обладать писатель, нужно ли ему вдохновение, что читать писателю и почему сейчас бум женщин среди русскоязычных авторов.

Спасибо за внимание!

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ "Реального времени"

Еще материалы на канале: Болезнь других