Доклад Грунюшкиной И.В., преподавателя фортепиано, на XXII Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование – 2023: творчество, наука, технологии» в университете им. Герцена в С-Пб 13-15 декабря.
И.В. Грунюшкина
Софт Моцарт - эффективная система развития детей с особыми образовательными потребностями.
Меня зовут Ирина Владимировна Грунюшкина, я сертифицированный педагог «Софт Моцарт» в г. Зеленограде. В 1990 г. я с красным дипломом окончила Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова по классу фортепиано. Имею высшее гуманитарное образование. Около 20 лет я отдала концертной и педагогической деятельности: работала концертмейстером в камерном хоре Республики Мордовия и Мордовской филармонии, педагогом фортепиано в музыкальной школе и детских центрах Саранска и Зеленограда.
Я уже не помню, по какой счастливой случайности летом 2020 г. на экране моего монитора появилось видео с трехлетней девочкой, старательно играющей упражнение Ганона № 1. «Такая маленькая. Разве это возможно?» – подумала я... Видео заинтересовало. Любопытство привело на сайт «Софт Моцарт». Компьютерная игра? Я не была поклонницей этого направления в музыкальном обучении. Все, что я видела до этого, казалось несерьезным. Но чем больше я читала, тем яснее понимала: это не просто очередная компьютерная игрушка. За каждой фразой – обоснованные знания, а вся программа – это целая система обучения музыкальной грамотности, выверенная, четкая, опирающаяся на достижения мировой педагогической мысли. Желание обучиться методу Е. Хайнер прочно поселилось в моем сознании. Курс, организованный учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, стал тем мостом, по которому я шагнула в мир «Софт Моцарт».
На сегодняшний день в моем классе 16 учеников, 11 из которых с особыми потребностями в образовании. Среди них дети с синдромом Дауна, с синдромом Вильямса, с ДЦП в слабой форме, расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития. Такое количество «особенных» учеников отнюдь неслучайно. У «Софт Моцарт» есть все возможности для работы с такими детьми.
В своем докладе я раскрою, как метод «Софт Моцарт» способствует музыкальному и умственному развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Основное положение метода «Софт Моцарт» и его создателя Е.В. Хайнер: нотный стан – это неделимая симметричная система. Нотный стан, перевернутый ключами вверх, объединяет клавиши с линейками и пространствами между ними. Визуальное соединение клавиши и нотной записи с добавлением цветовой кодировки и «азбучных» картинок – пространство, понятное даже для самого маленького «особенного» ребенка.
Василиса, три года. Огромное удовольствие девочке доставляет процесс взаимодействия со звуками и экраном монитора, какая радость от того, что у нее получается.
Следующее важнейшее положение метода заключается в том, что длительность – это не форма, а процесс. Проработав много лет преподавателем фортепиано, я знаю, насколько непросто дается детям понимание системы длительности нот.
В методе Хайнер зарождение звука, его длительность и окончание можно не только увидеть, но и ощутить кончиками пальцев. Видим ноту, нажимаем на клавишу – на экране начинает распускаться цветок. Бабочка – окончание звука. Нотозвук – термин, который ввела Е. Хайнер, – представляет соединение ноты, звука и его длительности. С первого дня обучения ребенок погружается в активное взаимодействие с каждой нотой в трех измерениях сразу.
Такого рода «опоры» помогают ребенку перенести внимание с того, что понятно, на то, что пока не получается. Таким образом, за счёт сильных, развиваются его слабые навыки.
В мой класс поступила девочка, которая почти не говорила. С началом музыкальных занятий речь начала «запускаться», и первыми отчетливыми словами Виктории стали названия нот сольфеджио. Так дружественный ребенку текст, c опорой на голос и зрение, взаимодействуя с другими нейронными соединениями мозга, собирая их в единый узел, учит фокусироваться на задаче, развивает внимательность и создает множество возможностей с нуля.
Работая с различными модулями программы «Софт Моцарт», ребенок сразу имеет возможность включить обе руки, игру в обоих ключах, все звуки, ноты, длительности, речь в работе с музыкальным текстом, что включает оба полушария ребёнка, активно развивая межполушарные связи (мозолистое тело – corpus callosum).
Илья, первый год обучения. У мальчика ДЦП в слабой форме, аутистический спектр. Играет двумя руками с сольфеджированием, используя все пальцы обеих рук.
«Софт Моцарт» – это система обучения, а значит все ее элементы не случайны и взаимо-дополняют друг друга. Одно из направлений на начальной ступени обучения по системе – работа с карточками с азбучными картинками, Алфавитная песенка-речевка, проговаривание нотных рядов вперед и назад от каждой ноты. Все это помогает развитию навыка «чтения» нотного текста. А в работе с «особенными» детьми это еще и дополнительная возможность для выстраивания коммуникативных навыков взаимодействия ребенка с педагогом, развитие памяти, внимания, мышления и речи.
Задачи развития навыка осознания своих пальцев, мелкой моторики и координации рук – очень актуальны для большинства моих «особенных» учеников. В системе «Софт Моцарт» есть базовые упражнения, способствующие развитию этих навыков. Работа с такими упражнениями на каждом урок неизменно дает хороший результат и пополняет копилку полезных умений и навыков ребенка.
В курс обучения «Софт Моцарт» входят уникальные компьютерные игры, каждая из которых решает свои образовательные задачи. Например, игра «Guess Key» (Угадай клавишу) обучает находить правильную клавишу музыкальной клавиатуры в соответствии с указанной нотой или символом. Игровой модуль «Note Duration» (Длительности) развивает чувство ритма и формирует правильную координацию между руками и зрением, требуемые для различения длительности нот. «Note Alphabet» (Нотный алфавит) учит распознавать ноты в любых комбинациях и последовательностях.
Развитие концентрации восприятия – важный аспект в обучении детей с особенностями развития. Каждый педагог «Софт Моцарт» имеет возможность проверить интеллектуальную активность ученика, опираясь на конкретные цифры в левом и правом углах экрана. Это показатели количества правильно сыгранных нот и отставания по времени – зрительно-моторной задержки (ЗМЗ). Эти показатели помогают понять, насколько ученик готов к наращиванию сложности нотного материала, а для самого ученика это дополнительный стимул показать наилучший результат.
Невозможно в одном докладе охватить все обучающие возможности «Софт Моцарт». За кадром остались различные варианты работы с нотным текстом, курс транспозиции, слуховые ритмические диктанты, Театр Теории с письмами из Государство Лад, «дневники прогресса» учеников, система поощрений (медали, дипломы, бабочки), работа форума с обширной информацией по обучению.
В методе Хайнер очень важным моментом завершающей фазы работы в учебном полугодии являются академические концерты, которые проводятся в интернете с помощью платформы «Youtube». Это «Зимний бал бабочек» и Отчетный Выпускной концерт в конце учебного года. Академические концерты онлайн проводятся с целью празднования достижений ребенка и способствует поддержке и усилению мотивации в обучении музыке. А еще такие концерты позволяют наглядно проследить прогресс в развитии ребенка, что также создает дополнительную «мотивационную среду» для родителей «особенных» детей.
Мои ученики Степан и Полина – обладатели медали королевы Тоники, прошедшие уровни подготовительного обучения «Софт Моцарт». Есть задокументированные видео их выступлений с разницей в два года. Прогресс очевиден! Координация пальцев, концентрация внимания, музыкальная грамотность, внутренняя уверенность увеличились в разы.
По моему мнению, «Софт Моцарт» – единственная на сегодняшний день платформа, способствующая качественному и достаточно быстрому музыкальному развитию «особенных» детей. Дети с особенными потребностями взаимодействуют с дружественным нотным тестом в пространственно-временной среде при помощи нотозвука, интерактивной мультипликации, понятной «дорожной карты» клавишного пространства, что приводит к активной работе обоих полушарий мозга, формируя новые нейронные соединения. В результате активно развивается слух, речь, мелкая моторика, повышается концентрация внимания.
Мое горячее желание, чтобы обучение по системе «Софт Моцарт» набирало обороты, чтобы появлялись педагоги, готовые работать по этой системе, а родители «особенных» детей узнавали о «Софт Моцарт» и увидели все неоспоримые достоинства такого образования.
Видеоверсия доклада: