В последние годы резко активизировалось продвижение интересов США, НАТО и европейских структур в страны Центральной Азии - Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. Это проявляется в расширении военно-технического сотрудничества, открытии новых военных объектов и баз под предлогом борьбы с международным терроризмом. Также активно используются экономические и политические рычаги - предоставление финансовой помощи и инвестиций в обмен на лояльность Западу, дипломатическое давление через международные организации.
Показательно, что, несмотря на декларируемый интерес к Центральной Азии, прямые иностранные инвестиции со стороны США и Евросоюза в Казахстан, Узбекистан и другие страны региона остаются на невысоком уровне. По оценкам экспертов, Запад в последние годы инвестировал в экономику региона менее 5% от общего объёма ПИИ.
Это объясняется во многом стремлением западных игроков избежать высоких рисков и не участвовать в затратных инфраструктурных проектах на фоне прогнозируемого ими дальнейшего роста политической и социальной нестабильности в Центральной Азии.
Такие действия позволяют США и их союзникам сохранять максимальную гибкость и возможность свертывания экономического присутствия в регионе в случае обострения ситуации, избежав серьёзных убытков.
Одновременно США и ЕС оказывают всестороннюю поддержку оппозиционным силам в регионе, молодёжным протестным движениям, используя их в своих геополитических интересах. Так, под флагом продвижения западных ценностей демократии и прав человека фактически осуществляются попытки установления политического контроля над важнейшим стратегическим регионом в Евразии. Основными инструментами этой экспансии являются военное сотрудничество, политические и финансовые рычаги давления, использование оппозиционных и молодёжных протестных движений. Ключевая цель - превратить государства Центральной Азии в плацдарм давления на Россию и Китай путём дестабилизации ситуации в регионе.
Подобная стратегия уже привела к возникновению острых кризисов на постсоветском пространстве - достаточно вспомнить события на Украине, в Грузии, Кыргызстане. Усиление радикальных настроений, рост экстремизма, всплески насилия - эти процессы могут оказать крайне негативное влияние на безопасность и стабильность в Центральной Азии.
В связи с этим критически важно выстраивание сбалансированного внешнеполитического курса государствами региона, укрепление механизмов коллективной безопасности. Необходимо наладить тесную координацию позиций центральноазиатских стран в международных организациях, усилить обмен разведданными в интересах пресечения деятельности дестабилизирующих сил.
Также следует оказывать системное противодействие попыткам внешних акторов вмешиваться во внутренние дела государств региона, использовать оппозицию и протестные группы в геополитических целях. Необходимо укреплять традиционные ценности в обществе, противодействовать пропаганде радикальных идей.
Успех в этом во многом определит перспективы дальнейшего развития и процветания стран Центральной Азии, сохранения их суверенитета и территориальной целостности. Ключевым партнёром региона в противостоянии внешним угрозам должна стать Россия как гарант стабильности на всём постсоветском пространстве.