Да, этот фильм в 1980-е смотрелся с интересом. Такие монстры во льдах. Хотя и было странно как это можно бегать в ковбойской шляпе в Антарктиде и летать на вертолёте. Но мы снисходительно ко всему относились и смотрели сам сюжет. В 1990-е было уже смешно, потому что бред в этом фильме начинается с самого его начала. Сейчас этот фильм служит наглядным пособием об американском невежестве - такое ощущение что в Антарктиде они не бывали также как и на Луне (что уже и дураку понятно). "Нечто" - обычный "трэш", снятый наспех и сделанный "на коленке".
Отчасти это ремейк фильма 1951 года "Нечто из другого мира", только там всё происходит не в Антарктиде, а в Арктике. Карпентер же полез туда, где вообще не имел понимания как всё устроено и в итоге фильм закономерно провалился. Хотя в повести Джона Кэмпбелла "Кто там ходит?", по которой и были сняты оба фильма и которая была написана в 1938 году, действие происходит как раз в Антарктиде. Но там не было собаки и норвежцев.
Про сюжет писать не будут. Он примитивен и известен наверное многим. Опять у американцев инопланетяне - это какие-то жуткие монстры без формы и содержания, имитирующие этих самых американцев - высшую расу на планете Земля. Собственно весь фильм они будут бороться с инопланетными монстрами как и во всех прочих американских фантастических фильмах, только теперь в Антарктиде. Но показанное в фильме могло произойти где-нибудь в Канаде, но никак не в Антарктиде. Всё бы ничего, фиг с ним, но сами американцы называют такой фильм ни много ни мало - "научно-фантастический". Но это позор для них. Самый настоящий. Потому что от науки здесь вообще ничего.
Слабость Голливуда всегда была в непрофессиональном отношении к делу. Да-да, вы не ослышались. Голливуд выпускал и выпускает непрофессиональные фильмы. Это всего лишь игровые видеоклипы, потому что кино обязано основываться на реальных фактах. Поэтому все профессионалы обращаются перед написанием сценария к специалистам. В данном случае к тем, кто действительно зимовал на станциях Антарктики.
Джон Карпентер - двоечник. Он решил по-быстрому сляпать страшненькую историю. Зритель всё равно, по его мнению, туп, а значит схавает картинку. Голливуд никогда не учил думать или задумываться. Он учил хавать.
Карпентеру следовало бы перед съёмками хотя почитать нашего Владимира Санина или посмотреть фильм "Антарктическая повесть", чтобы иметь представление о том, что он собирается снимать.
Для начала, в первых кадрах герой Курта Расселла, говорит о том, что начался первый день зимы в Антарктиде. А это 21 июня и там не может быть дневного света. У Карпентера же ясный солнечный день.
Герой Курта Расселла сидит себе в какой-то подсобке, пьёт с горла виски, легко одет. В следующих кадрах он выходит наружу в одной рубашке, а потом рассекает всю дорогу в короткой куртёшке и ковбойской шляпе. Более идиотского образа для зимующего на станции Антарктиды себе и представить было невозможно. У нас знал любой советский школьник, что на Южном полюсе в разы холоднее, чем на Северном. Опять-таки, читайте известного полярника Санина.
У норвежцев не было станций в Антарктиде. Первая сезонная у них появилась только в 1985 году. А фильм 1982 года выпуска.
Зато там было больше всего советских постоянных и сезонных станций. А американцы из фильма и их тупоголовый радист не могли ни с кем связаться.
Командир станции у американцев размазня и полный болван. Зато у них отчего-то всем рулит пилот-алкаш, которого играет Курт Расселл. Он постоянно квасит с горла. А ещё что-то они говорят про русских.
К тому же, зачем на станции зимовки пилот? Зачем вертолёт? Вертолёт нужен только для того чтобы перенести команду с ледокола на материк. Если он простоит там хоть пару часов - этот вертолёт можно выбрасывать на помойку. Поэтому персонаж Расселла тут вообще бесполезен. Лишний рот. Вот и в фильме он лишь беспробудно бухает и играет в карты.
Хотя в повести МакРеди - заместитель командира экспедиции, метеоролог. Карпентер же свалял дурака, сделав его бесполезным пилотом.
Да и вообще там куча непонятного народа. Столько и не нужно. Нам так и не озвучили цели и задачи американских полярников. Сама станция - смех да и только. Картонные стены, огромная кухня, длинный коридор с кучей комнат, баки с горючим, которое почему-то не замерзает. Зато ни слова о дизелях - сердце любой полярной станции. Только в конце говорится о том, что один (!!!) дизель сдох.
Огнемёты так жечь в Антарктиде тоже не будут. Да и зачем на станции такое количество огнестрельного оружия, взрывчатки и т.п.? С какой целью они вообще там находились опять же?
Когда герой Расселла говорит о том, что снаружи очень холодно, аж минус сорок, то для Антарктиды это очень тепло, потому что на самом деле там было бы -60 или -70 градусов по Цельсию. Слабо Расселлу вместе с Карпентером пробежаться в курточках да шляпках к вертолёту, запустить его и слетать туда-обратно к норвежцам? Карпентер весь этот трэш снимал, а Билл Ланкастер сочинил всю эту чушь как сценарист. Так что отсутствие финала в этом фильме на его совести. Финала нет вовсе. Фильм заканчивается также бредово как и начинается. Ничем. Нечто не побеждено, американцы все сдохли. Ну и зачем было снимать?
После одного из показов во время маркетинговых исследований, Карпентер поинтересовался у зрителей, что они думают о фильме, и один из зрителей спросил: "Ну и что же произошло в самом конце? Который из них был "Нечто" ...?" Когда Карпентер ответил, что это зависит от их воображения, зритель ответил: "О Боже. Я это ненавижу". И я могу его понять. Когда у сценариста и режиссёра не хватает собственных мозгов, они предпочитают всё перекладывать на зрителя, а себя при этом считать непонятыми гениями.
Съёмки, кстати, велись в студии Лос-Анджелеса, а также в Джуно на Аляске, где климат сравним с нашим Петербургом.
Отдельно хочется сказать про спецэффекты. Они снова отвратительные. Почему-то все ужасы в Голливуде представляются как бесформенная куча сами знаете чего. И на это тратятся деньги. Вот и здесь монстр выглядит как-будто его кто-то... выдавил из себя. Такая бесформенная биомасса. Из всего фильма, даже в 1980-е, запомнился лишь момент с проваливающейся грудной клеткой одной из жертв этого Нечто.
Что касается актёров, то на роль персонажа МакРеди, которого сыграл в итоге Расселл, рассматривались самые разные актёры. Кто-то отказывался, кто-то был готов. Платить им должны были 50 000 долларов. Но когда Карпентер решил взять своего кореша Расселла, то зарплата Курта стала вдруг аж 400 000 долларов.
В фильме присутствует 12 персонажей, но они все никакие. Их не запомнить, они ничем не примечательны. Их не жалко. Когда кого-то убивают, то даже не поймёшь кого именно. Это опять-таки низкий уровень сценариста и режиссёра.
Сам фильм не сделал кассу, но и совсем не провалился. Он заработал ровно столько же сколько и ушло на затраты по производству. И в принципе, это скорее провал безусловно, потому что даже отзывы были в целом негативные. "Нечто" прямо называли "трэшем", снятым наспех. И на сегодняшний день он уже прочно засел в этой нише истории.
Кстати, после провала "Нечто", Карпентер потерял место режиссёра в фильме "Воспламеняющая взглядом", вышедшем в 1984 году. Студия "Юнивёрсал" вообще выкупила у него все контракты на несколько фильмов, которые Карпентер должен был снять.
Фильм был номинирован на премию Раззи за худшее музыкальное сопровождение. А занимался этим, к слову, Эннио Морриконе и сам Карпентер со своими вставками.
Как и многие неудачные и провалившиеся в прокате фильмы, "Нечто" позже обрело популярность на домашних видеокассетах, таким образом обретя даже некий круг поклонников. Уже в наши дни, маразм некоторых изданий дошёл до того, что "Нечто" называют лучшим фильмом не только в 1982 году, но и за все времена. Ну тут, как говорится, без комментариев.
Фильм демонстрируется ежегодно в феврале, чтобы отметить начало зимы на станции Амундсена–Скотта. О чём тогда можно говорить, если даже ихние полярники такие "валенки", что смотрят эту чушь с ковбойской шляпой, вертолётами и прочим? Если уж они об этом молчат, то кто скажет?
Но американцам в этом больном мире можно всё. Пилот-алкаш будет не просыхать и командовать здоровыми мужиками, ведущими себя как истеричные бабы, разгуливая налегке. Представьте если бы такое было снято нашими.
Но у нас снимали действительно сильные фильмы и правдивые. А научную фантастику снимали, не забывая о науке. "Нечто" же - это обыкновенный "трэшак", без сюжета, характеров героев и без финала. Впрочем в фильмах Карпентера никогда и не было финала. Видимо опять всё должно зависеть от воображения зрителя, который должен объяснить бредни режиссёра.