Найти тему

Крымские татары и лошади

Воспоминания британца Эдмунда Спенсера, который под видом местного жителя колесил по полуострову в первой половине XIX века, изучая быт и обычаи народов Крыма.

"Лошадь (дьелка) – любимица каждого татарина, он никогда не покидает дом, кроме как на ее спине, и, привыкнув кататься с младенчества, неизменно является отличным всадником. Скитаясь по бескрайним равнинам, вы можете увидеть новое и интересное зрелище – мириады скота – от ничейного верблюда до игривого ягненка, пасущихся отдельными стадами и стаями. Каждое из животных пасется только вместе со своим видом. Но, пожалуй, самое благородное животное – это лошадь. Здесь мы видели их тысячами в стадах, еще не укрощенных человеком. Они демонстрировали в каждом движении свой гордый дух и естественный огонь. Но эти животные настолько легко поддаются дрессировке, что даже мальчика достаточно, чтобы повести их, словно стадо овец, на водопой утром и вечером".

"В степи лошади никогда не едят во время жаркого летнего дня. Я часто видел, как они соединяются между собой, прижав головы близко друг к другу, и машут хвостами, чтобы повеяло немного прохладным воздухом, а уже когда сама природа дает им облегчение, они мгновенно разделяются и демонстрируют свой полный восторг. Во время урагана, который нередок в степи, овцы, волы, верблюды, лошади – все разделяются и дико бегают взад и вперед, а так как кони всегда бегут против ветра, тогда как остальные только по ветру, пастух знает, где их найти. Превосходную лошадь можно приобрести в степи за шестьдесят рублей (три фунта), стоит почти в три раза больше в упомянутых мною странах. Когда лошади бродят в диком состоянии по этим огромным равнинам, для их отлова используется лассо".

-2

"Татарин сразу узнает, хромают ли его лошади или больны, с легкостью определит – не болен ли он сам. В таких случаях он не поедет дальше и, следовательно, путешественнику придется подчиниться судьбе, а точнее желанию своего татарина. Тот начнет подготовку к ночлегу. Сняв седла с лошадей, он свяжет им передние ноги, чтобы животные не могли уйти слишком далеко. Затем он соберет сорняки и сушеный навоз, чтобы развести костер, а вам стоит не забывать, что во всем этом огромном районе, именуемом степью, нет даже призрака дерева или кустарника. Когда любимая шурпа приготовлена и съедена, а чубук выкурен, татарин падает лицом на землю в сторону востока, произнося короткую молитву Аллаху, затем закутывается, как змея в бурку, и спит более комфортно и мирно, чем князь на троне. Путнику, который окажется в таких обстоятельствах, надо следовать примеру татар, особенно стараясь защитить себя от воздействия ночного воздуха, полностью закутываясь в складки своих одеяний, а в противном случае он рискует заболеть прерывистой лихорадкой или офтальмией".

Из путевых заметок Эдмунда Спенсера, впервые переведенных на русский язык для публикации в Крымском познавательном журнале "Полуостров сокровищ", выпуск №35.