Как написать классный отзыв на книгу

Все мы в школе писали сочинение. Кто-то умудрялся исписать несколько листов и жаловался, что не все успел рассказать, а кто-то с трудом вымучивал страничку, полторы.

Все мы в школе писали сочинение. Кто-то умудрялся исписать несколько листов и жаловался, что не все успел рассказать, а кто-то с трудом вымучивал страничку, полторы.
И все же в школе учили основам анализа произведения.

Все мы в школе писали сочинение. Кто-то умудрялся исписать несколько листов и жаловался, что не все успел рассказать, а кто-то с трудом вымучивал страничку, полторы.-2

Памятка-подсказка, которую я вам хочу показать, поможет написать и школьное сочинение, и студенческую работу, и отзыв в сети, и даже рецензию, скажем, для журнала. Писатель тоже может представить свою книгу по этой памятке.
В ней основы представлены в виде блоков. Все знакомо и понятно.
🔴 Но! Есть нюансы.
► Далеко не всегда, зная основы, человек может сформулировать то, что он хочет сказать о книге. Помогут вопросы, которые помогут это сделать. Главное, выразить в ответах собственное отношение к произведению.
► Можно отвечать кратко на все вопросы каждого блока – получится вполне нормальный отзыв. А можно на какие-то ответить кратко, а сосредоточиться на том, что вам как читателю кажется главным. Например, подробнее рассказать о сюжете, о героях или же отметить особенности стиля, языка.
► У каждого текста есть «обрамление» – о нем тоже не стоит забывать. Завязка и концовка – это обязательные элементы отзыва.

Попробуем?

🔵 Завязка (общие данные о книге):

► название и вид (рассказ, повесть, роман…)
► объем
► рейтинг (на какой возраст)
► аудитория (на какого читателя направлено произведение)
► сведения об авторе
► другое (год издания, издательство, похожие книги и т.д.)

1️⃣ Тема, проблема, идея

О чем книга?
Тема вечная, традиционная или новая?
Насколько она актуальна, животрепещущая?
Какими вопросами выражена проблема, которая лежит в основе конфликта?
Ради какой идеи (идей, смыслов) написано произведение?
Насколько идея (идеи) нова, оригинальна?

2️⃣ Жанр

К какому жанру (поджанру) относится произведение?
Соответствует ли содержание заявленному жанру.
Соблюдаются или нарушаются каноны (правила) жанра?
Соответствует ли язык произведения жанру?

3️⃣ Сюжет и композиция

Время и место основных событий?
Каков мир, описанный в произведении?
Можно ли выделить в сюжете главные конфликты, коллизии, интриги?
Можно ли говорить о логичности, закономерности, правдоподобности, художественной достоверности сюжета?
Каковы основные линии сюжета? Все ли завершены в финале?
К какому виду можно отнести композицию (линейная, кольцевая, хронология и т.д.)?
Если вы не знаете видов, этот вопрос можно пропустить.
Помогает ли композиция «развертыванию» сюжета?
Можно ли выделить завязку, основные события, кульминации, развязки?
Есть ли ретро-вставки, философские рассуждения, лирические отступления? Насколько они гармоничны в тексте?
Динамичен сюжет или статичен?
Какова степень завершенности сюжета? Последует ли продолжение?

4️⃣ Герои

Кто является главным героем книги?
Активен он или пассивен?
Даны ли портреты, раскрыты ли особенности характеров?
Типичны ли герои или оригинальны?
Какие эмоции вызывают поступки героя?
Степень участия героя в разрешении главного конфликта?
Какие силы противостоят герою и его окружению?
Кто является антагонистом?
Кто выделяется из второстепенных персонажей? Чем?
Насколько герой достоверен, «вписан» в мир произведения?
Насколько герой (его проблема, история) современен, актуален сейчас?

5️⃣ Стиль, язык

Какие особенности повествования можно выделить?
Какие образы показались вам интересными?
Какие детали в описании мира привлекают внимание (атмосфера, антураж, атрибуты, названия, имена и пр.)? Создается ли впечатление достоверности?
Насколько полно вы представляете портреты персонажей, пейзажи, описания мест и т.д.? Развернуты они или лаконичны?
Интересны ли диалоги, речь персонажей?
Какие языковые (изобразительно-выразительные) средства можно отметить?
(Сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и прочее. Если вы не знаете названий, классификацию всегда можно найти в сети).
Язык произведения эмоционален, экспрессивен или же сух, лаконичен?
Не страдает ли текст шаблонностью, клише, стереотипами, канцеляризмами?
Грамотен ли текст или есть недочеты?
(Обычно текст вычитывается, но в самиздате возможно все. Потому приемлемо показать какие-то ошибки. Нормальный автор только будет рад быстренько поправить).

6️⃣ Оформление

Ответы на вопросы этого блока можно включить в общие сведения о книге.

Как разбит текст? (На главы, части, наличие пролога, эпилога и пр.). Насколько это способствует чтению?
Есть ли иллюстрации, фото? Кто их автор?
Чем интересна обложка?
Нравится ли вам название книги? Почему?
Соответствует ли аннотация содержанию книги?

🔵 Концовка

Если в завязке вы сообщали главные сведения о книге, то в конце хорошо еще раз поделиться собственным впечатлением о ней.
Какие эмоции вы испытали?
Что почерпнули для себя?
Советуете (или нет) прочитать книгу другим. Кому именно? Читательская аудитория – она разная. Не забывайте об этом.

Еще раз замечу, что необязательно отвечать на все вопросы, кроме того, вы можете пополнять их собственными, которые непременно возникнут, если вы искренне хотите рассказать о книге. Постепенно вы выработаете свой стиль написания отзывов и, кто знает, даже станете отличными критиками.

Все статьи в подборке "Опыт, мастерство"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.