Представим такую ситуацию. Ты хочешь что-то поменять в жизни, что-то улучшить. Ты строишь планы и расписываешь цели. Сначала с энтузиазмом двигаешься вперёд. Чего-то достигаешь. Но с каждым шагом ты начинаешь уставать и в конце концов сдуваешься. Твои когда-то желанные амбициозные цели начинают казаться тебе недостижимыми. Мотивация падает, ты разочаровываешься… В первую очередь в себе… А затем и вовсе перестаешь ставить себе цели, довольствуясь ситуативными решениями проблем, которые внезапно начинают появляться одна за другой.
И вот, ты живешь свою серую жизнь от зарплаты до зарплаты, или перебиваешься бесперспективными халтурками. А чтобы как-то скрасить своё беспросветное существование, начинаешь подбухивать со своими единомышленниками. Такими же жертвами сложившихся обстоятельств.
Наверное каждый хоть раз в жизни что-то испытывал подобное. Я и сам неоднократно ставил себе непосильные цели, которые загоняли меня в эту ловушку, когда страх и ощущение вселенской несправедливости включает сценарий жертвы.
Как ты думаешь почему так происходит?..
Причин развития такого сценария достаточно много, часто они кроются глубоко в нашем подсознании и раскопать их быстро не получится. Но есть то, на что ты можешь легко повлиять уже здесь и сейчас - просто научиться правильно ставить цели.
В этой статье ты узнаешь о том, как правильно ставить цели по методу SMART, почему именно он является наиболее эффективным и всегда даёт высокий результат, а также ты узнаешь про различные вариации этого метода. Эта информация будет полезна для фрилансеров, маркетологов, экспертов и предпринимателей, а также для тех, кто просто хочет изменить свою жизнь в лучшую сторону. А в конце видео ты получишь готовый шаблон построения целей, благодаря которому ты сможешь их реализовать легко и быстро.
Что такое SMART
Часто наши цели остаются на уровне желаний и не реализовываются, поскольку не обретают какую-то форму и конкретику.
Хочу, чтобы всё было хорошо.
Конечно у кого-то возможно работают списки желаний, но это скорее что-то из уровня высоких материй. На них мы опираться сегодня не будем.
Для того, чтобы наши цели обрели форму и стали руководством к действию мы будем использовать метод SMART
Давай сразу определимся. SMART - не единственный метод постановки целей, существуют и другие, о них я рассказываю в другом видео, ссылку оставлю в подсказках и описании, обязательно ознакомься с ними, если тебя заинтересует эта тема.
SMART - это наиболее растиражированный и популярный метод для постановки целей. С его помощью можно сформулировать измеримую и реалистичную цель, обозначить необходимые ресурсы и сроки для ее достижения.
SMART впервые описал Пол Дж. Мейер в 1965 году. Она стала широко применяться в конце 80-х годов прошлого столетия. Сейчас подход используется в управлении проектами, бизнес-планировании, интернет-маркетинге, маркетинге и других сферах жизни, включая личный тайм-менеджмент. Детально его описал Александр Жакупов в книге “SMART 2.0. Как ставить цели, которые работают”, ссылку на книгу оставлю в описании.
К слову, по своему направлению деятельности методику SMART я сейчас применяю для составления календарного плана реализации маркетинговой стратегии в московском колледже. И если ты рассматриваешь для себя профессию маркетолога, то ознакомиться с ней ты можешь на бесплатном вебинаре от Skillbox, ссылку оставил в описании.
SMART хорошо подходит для постановки задач с предсказуемым результатом, он помогает действовать быстро и экономить время благодаря конкретике. И сейчас я вам расскажу, как ставить цели и задачи по SMART
Как ставить цели и задачи по SMART?
Для начала давайте определим, В чём разница между целью и задачей?
Цель это конечный результат. Решение задач – промежуточные этапы. Цель отвечает на вопрос «Что хочу получить (сделать)?», а задача — «Что делаю для этого? Через что достигаю?». SMART применяется обычно к целям, но никто не запрещает его применять и к задачам. Импровизируйте.
SMART является аббревиатурой, расшифровка которой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно.
Specific: Конкретный.
Цель по SMART должна быть конкретной, это увеличивает вероятность ее достижения. Чтобы сформулировать конкретную цель, ответь на следующие вопросы:
- Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?
- Кто вовлечен в выполнение цели?
- Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?
Всегда действует правило: одна цель — один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.
Measurable: Измеримый
Цель по SMART должна быть измеримой, нужно поставить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. Для этого ответь на вопросы:
- Когда будет считаться, что цель достигнута?
- Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?
- Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?
Achievable or Attainable: Достижимый
Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений (времени, денег, знаний и т.д.)
Relevant: Значимый
Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад она внесет в достижение твоих глобальных целей. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет мне, моей семье или моей компании достижение поставленной цели?
Time bound: Ограниченный во времени
Цель по SMART должна финальный срок достижения, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.
А вот пример постановки цели по SMART
- Выйти на личный доход 500 000 руб. в мес. от своего бизнеса до марта 2024 года.
- Увеличить количество постоянных клиентов в онлайн на 25% с помощью запуска контекстной рекламы до февраля 2024 года.
Но это еще не всё
Существуют Альтернативные расшифровки SMART
Технология постановки целей по SMART дорабатывалась все время своего существования. Добавлялись новые критерии и по-новому расшифровывались существующие. Они применялись и адаптировались для работы в командах.
Вот несколько примеров.
SMARTER – цель должна быть пересматриваемой (reviewed) и оцениваемой (evaluated). «Пересматриваемая» значит, что по мере изменения внутренних и внешних факторов цель можно и нужно корректировать и пересматривать. Характеристика «Оцениваемая» означает, что цель по SMART можно оценить на достижимость, адекватность и пр.
SMARTER – цель должна быть экологичной (ecological) и зафиксированной (recorder). Экологичность подразумевает безопасность достижения цели. Зафиксированная цель – та, которая записана на электронном или бумажном носителе.
SMARTTA – вариант с такими дополнительными критериями, как «Отслеживаемая (trackable)» и «Согласованная с прочими целями (agreed)». По факту, тут не появилось ничего нового. Просто сделан акцент на том, что за процессом достижения цели нужно следить, а также на том, что новые цели не должны идти вразрез с уже поставленными.
SMARRT – вариант с критерием «Реалистичная (realistic)», которому должна соответствовать SMART-цель. Это означает, что ее можно выполнить с привлечением адекватного количества ресурсов в указанные сроки.
В целом Методика SMART и различные ее вариации очень крутые и эффективные, однако есть один ньюанс
Метод SMART может не сработать у тебя! Почему?
SMART идеально работает в бизнесе, в работе с командами.
Но когда речь идет о жизненных планах и установках мы часто имеем дело с неопределенностью, с чем-то абсолютно новым и непонятным, с вызовами требующими полного пересмотра своих возможностей и методов.
Прежде, чем ставить цель задай себе два вопроса:
Что ты хочешь? К чему ты хочешь прийти?
А потом опиши свой идеальный день.
И если в твоем идеальном дне не окажется ничего, что связано с целью, то у неё нет будущего. Ты можешь написать миллион целей, но ты не будешь делать шаги к ним, либо будешь создавать имитацию бурной деятельности. И эти цели так и останутся у тебя на бумаге.
Поэтому важно осознавать, что твои цели - они во истину твои.
Тут я оставил ссылку на шаблон построения целей по SMART, который ты сможешь сохранить в избранное или на телефон и использовать в любой момент. Ставь лайк и подписывайся, если тебе было полезно. До скорых встреч!