Все знают эту прекрасную картину, портрет Яна Вермеера, "Девушка с жемчужной сережкой", написанный им около 1665 года. А хотите увидеть её ресницы? Чуть позже я вам их покажу.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Всеми любимая наша барышня, загадочная незнакомка... А я её облюбовала, страшно сказать, для препарирования. Давайте изучим её не только как зрители в музее, которые любуются исключительно внешним изображением и подходят к восприятию живописи с точки ценителей прекрасного. Я вам хочу рассказать, какой она предстаёт перед экспертами, исследователями и реставраторами, и взглянуть на неё под другим углом... другими углами.
Но сначала отдадим дань автору, счастливчику, имя которого поглотила тьма веков, а потом он, как феникс, восстал из небытия.
Ян Вермеер (1632-1675)
"Сфинкс Делфта"
Ян Вермеер (в наших традициях он именовался Вермеером Делфтским) сегодня один из самых любимых и узнаваемых голландских художников 17-го века. Он известен благодаря своей неповторимой цветовой гамме и удивительному световому наполнению. Картины Вермеера, в основном жанровые и несколько исторических, аллегории и городской пейзаж, отличаются тонким использованием цвета и идеальной композицией. Иногда он использовал исключительно дорогие пигменты. В таких картинах, как наша героиня с жемчужной сережкой и "Вид на Делфт" ему удалось создать спокойную, почти вневременную атмосферу.
На каждую картину Вермеер тратил много времени, поэтому некоторые картины он не завершил. Нам известно всего 34-37 картин. В девятнадцатом веке, когда интерес к его творчеству рос, ему ошибочно приписывали несколько картин других художников. Ганс Конингсбергер писал: "По-видимому, действие на его картинах происходит в двух небольших комнатах в его доме в Делфте; на них изображена одна и та же мебель и украшения в разных вариантах и часто изображаются одни и те же люди, в основном женщины".
Вермеер также был торговцем произведениями искусства и экспертом-оценщиком живописи.
Он всю жизнь жил и работал в Делфте. Нам неизвестно о нём практически ничего доподлинно: сохранились только некоторые записи юридических и цеховых документов. Возможно, его обучал коллега - делфтский художник Карел Фабрициус (1622–1654), самый талантливый ученик Рембрандта. Но Фабрициус был всего на десять лет старше, прожил короткую жизнь и трагически погиб в 1654 году, во время взрыва порохового погреба в Делфте.
20 апреля 1653 года Вермеер женился на Катарине Болнес. Он, вероятно, был воспитан как кальвинист, но ради женитьбы принял веру невесты, католическую. Его набожная и убежденная тёща - католичка Мария Тинс, происходившая из богатой семьи торговцев кирпичом, согласилась на брак только на этом условии и после посредничества художника Леонарда Брамера. Вся семья жила у тёщи, в её большом богатом доме.
После его смерти имя Вермеера было практически забыто. Многие годы люди думали, что его картины принадлежат другим художникам, более известным в то время, например Питеру де Хоху (1629–1684), одна из его картин на фото ниже:
Но Вермеер был "открыт заново" в XIX веке. Французский искусствовед Теофиль Торе́-Бюргер (1807-1869) назвал его гением и позаботился о том, чтобы привлечь к его творчеству максимальное международное внимание, как и сегодня.
Вермеер любил спокойные, непринужденные сцены. В его композициях время словно на мгновение останавливается. Герои его картин часто погружены в размышления. Ранние исторические картины Вермеера отличаются от его более поздних картин. Они большие, с сильными светотеневыми контрастами, и персонажи заполняют изображение. Но спокойная, интимная атмосфера, которой славится Вермеер, присутствует и в его самых ранних работах.
Вермеер начал писать свои знаменитые бытовые сцены около 1656 года, возможно, под влиянием Питера де Хоха. На этих картинах одна или несколько фигур - обычно женщин - изображены за повседневными, обычными делами, например, наливающими молоко, плетущими кружева, играющими на музыкальных инструментах, читающими письмо. Вермеер старался нарисовать все как можно точнее. Даже те части картины, которые находятся в тени, прописаны подробно, до мельчайших деталей, на что автор тратил много времени. Это те подробности, которые можно увидеть, только если долго смотреть на картины.
Одна очень очевидная вещь в этих картинах — это свет, проникающий через окно. Вермеер также использовал множество точек краски, миниатюрных мазков, чтобы создать впечатление, что свет отражается от керамики, атласа или воды.
Синий цвет на картинах Вермеера очень насыщенный. Для него он использовал специальный пигмент ультрамарин. Он готовился из ярко-синего минерала лазурита, полудрагоценного камня ляпис-лазури, привозимого из Афганистана.
Ультрамарин был очень редок, поэтому это был самый дорогой пигмент, который можно было купить в то время. Он был даже дороже золота. Как Вермеер мог себе это позволить - загадка, но в своих картинах он использовал много ультрамарина не только в одежде, но и в не столь заметных местах, например, в тенях.
Жемчуг - настоящий или имитация - был очень моден во времена Вермеера. Его можно увидеть на многих картинах того времени. Но нет другого голландского художника 17-го века, который был бы так известен тем, что использовал жемчуг в своих сюжетах, как Вермеер. Жемчуг появляется в 18 из 36 его картин. Он невероятно хорошо писал его, используя всего несколько идеально расположенных мазков кисти.
Вермеер прожил в Делфте всю свою жизнь и был известен в городе. Гильдия художников Делфта дважды избирала его своим руководителем. Единственный сохранившийся панорамный вид Делфта принадлежит Вермееру. Богатый коллекционер произведений искусства Питер Клас ван Рейвен, его земляк, любил работы Вермеера и был одним из его крупнейших заказчиков. Ему принадлежало около половины картин, когда-либо созданных Вермеером.
Искусствовед Торе называл Вермеера "Дельфтским сфинксом", потому что в 19-м веке о нем было известно очень мало. Вермеер до сих пор остается загадочной фигурой в истории искусства, и исследователи до сих пор очень интересуются тем, как он работал. Эксперты задаются вопросом, мог ли он использовать специальное оборудование, такое как "камера-обскура". Но нужно ли такое оборудование художнику, который так блестяще изображал перспективу и свет?
Я обещала вам показать ресницы Девушки с жемчужной серёжкой. Я не забыла. Смотрим:
Слева: цифровая 3D-микрофотография правого глаза девочки: увеличение 140x (1,1 мкм/пиксель) Фото Hirox Europe, Jyfel.
Справа: карта макрорентгенофлуоресценции (MA-XRF) железа (Fe) показывает, что Вермеер написал ресницы коричневой краской, тоненьким слоем, который с течением времени потёрся и исчез. Кончики ресниц едва заметны на обесцвеченном темном фоне. Фото Аннелис ван Лун: Маурицхейс/Рейксмузеум.
В следующих статьях будет много подобных исследовательских фото. Посмотрим, что ещё найдут реставраторы в глубинных слоях этой картины.
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.