Торжество Объективности это рубрика, в которой я на свой страх и риск вкус делаю списки по альбомам, песням или же артистам.
Пятая Десятка Лучших Альбомов Всех Времён И Народов! И это, братцы и сёстры, штука посильнее "Фауста" Гёте будет, согласитесь.
50 - Nazareth - “No Mean City” (1978)
Кто?
Те, кто по идее должны носить килт.
Почему?
«No Mean City» - последний из могикан. То есть я хотел сказать, что это один из последних действительно великих и достойных хард-роковых альбомов семидесятых. Некоторые ставят в вину альбому излишнюю лиричность - но это полная чушь, ибо Nazareth никогда не чурались акустических гитар и соответствующей им душевности.
Да и вообще эти ребята всегда были своими в доску. Порой не верится, что они из Шотландии, и даже не обращаешь внимания на то, что МакКаферти поёт на английском. Я не знаю, как это объяснить, но есть в песнях Nazareth что-то такое по-русски душевное и щемящее, какая-то исконно русская тоска присутствует во многих их балладах.
Может всё дело в том, что язык музыки интернационален?
Лучшие Песни?
“Star”, “Simple Solution”, “May The Sunshine”, “Whatever You Want”, “Claim To Fame”.
49 - Gong - “Camembert Electrique” (1972)
Кто?
Наследники Сида Барретта.
Почему?
Дэвид Аллен – главный претендент на трон короля психоделии семидесятых. Сид Барретт от дел отошел, Артур Ли из Love начал выпускать дрянные альбомы, а Hawkwind были слишком уж сконцентрированы на космических темах и чересчур серьезно к себе относились. Но кто-то же должен был поднять потрёпанное знамя психоделического рока и гордо взмахнуть им?
Вот Аллен и взмахнул - при помощи лучших сессионных музыкантов Франции и подруги Джилли Смит. Результатом стал причудливый и экстравагантный «Camembert Electrique», где детские считалочки встречаются с фри-джазом, сексуальный шепот Джилли Смит плывет над ленивыми переборами гитары Аллена, а хард-роковые риффы вступают в реакцию с научной фантастикой. «Camembert…» способен и насмешить, и напугать, и даже заставить задуматься. Да и вообще, этот альбом создавался обезбашенными людьми для обезбашенной публики, так что будьте аккуратны, а то мозг взорвётся.
Лучшие Песни?
“I Am Your Fantasy”, “You Can’t Kill Me”, “I’ve Bin Stone Before”, “Tried So Hard”, “Foghat Digs Hole In Space”.
48 - Scissor Sisters - “Scissor Sisters” (2004)
Кто?
Большие любители семидесятых.
Почему?
В начале нулевых много кого называли новой надеждой глэма. Критики постоянно искали параллели с классикой жанра и выдавали молодым группам щедрые авансы в виде положительных отзывов в своих очерках. Увы, но далеко не все оправдали доверие – некоторые просто бездарно копировали грандов, некоторые не сумели создать что-то яркое и запоминающееся из-за чрезмерного пристрастия к ярким нарядам. А некоторые просто сгинули в безвестности.
Все вышеперечисленное никоим образом не относится к американцам из Scissor Sisters, которые явили миру впечатляющую смесь из Roxy Music, Bee Gees, Queen и Элтона Джона. При всём при этом Scissor Sisters обладали собственным стилем – не в последнюю очередь благодаря сочетанию голосов Джейка Ширза и Анны Матроник. Ну а отдельный респект группе за кавер на флойдовскую «Comfortably Numb» - далеко не каждая группа рискнет переосмыслить классику прог-рока в танцевальном ключе.
Оригинальная, неординарная и крайне ритмичная работа, которую вполне можно назвать недостающим звеном между глэм-роком и диско.
Лучшие Песни?
“Laura”, “Take Your Mama”, “Comfortably Numb”, “Mary”, “Tits On The Radio”, “Filthy/Gorgeous”, “It Can’t Come Quickly Enough”, “Lovers In The Backseat”.
47 - Black Sabbath - “Paranoid” (1970)
Кто?
Бирмингемские торчки.
Почему?
Вы ожидаете, что я сейчас начну сыпать избитыми фразами вроде «библия хэви-метала», «классика жанра» и «эталон хард-рока»? Увы, но нет. Ибо когда отец мне, десятилетнему сорванцу, принёс этот альбом, я как-то даже и не задумывался о его роли в становлении тяжёлой музыки. Да и вообще мне плевать как-то на все эти становления и споры о том, кто первым сыграл хэви-метал.
Окей, ансамбль Ялла первым в мире сыграл хэви-метал – кому-то от этого стало легче? Мне лично нет, ибо я этого не слышал и слышать даже не хочу. А вот послушать раз в несколько лет «Paranoid», помахать башкой под заглавную песню, поиграть на воздушной гитаре под «Iron Man», расслабиться под «Planet Caravan» - это милое дело. Почему же раз в несколько лет? Да потому что я наизусть знаю этот альбом и могу его без всяких проблем прокрутить в голове от начала и до конца...
Что нисколько, впрочем, не умаляет его достоинств.
Лучшие Песни?
“Planet Caravan”, “Iron Man”, “Paranoid”, “Hand Of Doom”, “Fairies Wear Boots”, “War Pigs”.
46 - Judas Priest - “Defenders Of The Faith” (1984)
Кто?
Боги метала.
Почему?
«Defenders…» напоминает ночное путешествие за городом на Harley Davidson в компании пьяных байкеров. Скорость здесь максимальная, пафоса очень много даже по меркам восьмидесятых, ну а для сентиментальных размышлений о любви тоже место есть – правда только в самом конце, в великолепной «Night Comes Down».
Что ж, седлайте своих железных коней – и в путь! В путь, за Робом Хэлфордом, который как раз едет с одним из байкеров на свидание!
Именно с этим альбомом группа окончательно завоевала Америку. И там же, кстати, получила по шапке за «Eat Me Alive» - их обвинили в воспевании каннибализма, хотя песня на самом деле была про оральный секс.
Хотя где оральный секс - там ведь и до каннибализма недалеко, не так ли?
Лучшие Песни?
“Night Comes Down”, “Love Bites”, “Freewheel Burning”, “Some Heads Are Gonna Roll”, “The Sentinel”, “Heavy Duty”, “Defenders Of The Faith”.
45 - Scorpions - “Taken By Force” (1977)
Кто?
Те, кто чуть было не взяли себе название Stalingrad.
Почему?
Scorpions семидесятых - особый случай. Тогда группа еще не стеснялась экспериментировать и выдавать на-гора что-то необычное. К тому же в составе группы усердно трудился Ули Джон Рот, большой поклонник Хендрикса и выдающийся гитарист, который зачастую брал инициативу в свои руки и отодвигал вокалиста Клауса Майне и ритм-гитариста Рудольфа Шенкера на задний план. В «Taken By Force», впрочем, баланс соблюден идеально: здесь и Ули находится на пике формы, и Клаус с Рудольфом от него не отстают.
«Taken By Force» - металлическая драма с элементами фарса и комедии. Накал страстей здесь настолько силён, что душа порой мечется как птица в клетке. Трудно сдержать эмоции, когда слушаешь песни наподобие «We’ll Burn The Sky» и «The Riot Of Your Time». Но скорпы шутить тоже умели – я каждый раз покатываюсь от смеха, слушая «He’s A Woman, She’s A Man», сюрреалистическую историю про встречу с трансвеститом.
Я не вижу здесь изъянов. И баллада «Born To Touch Your Feelings» тоже прекрасна. Это вам не попсовая «Still Loving You», от которой всех нормальных людей уже тошнит.
Лучшие Песни?
“Steamrock Fever”, “We’ll Burn The Sky”, “The Riot Of Your Time”, “He’s A Woman, She’s A Man”, “Born To Touch Your Feelings”, “I’ve Got To Be Free”.
44 - Wings - “Band On The Run” (1973)
Кто?
МакКартни - а остальных можно и не упоминать.
Почему?
Этот альбом рождался в муках – но оно того определенно стоило. МакКартни, правда, чуть не распрощался с жизнью в Нигерии, куда с какого-то перепугу поехал записывать пластинку – аборигены заметили у него в руках магнитофон, подумали, что он шпион и чуть не прирезали его на месте вместе с любимой женой Линдой. А Джинджер Бейкер, бывший ударник Cream, пригласивший Пола в Нигерию, только ухмылялся – так, мол, тебе и надо, смазливая морда!
Тем не менее, всё обошлось и в итоге альбом дописывали уже совсем в другом месте. Именно здесь и находится несколько классических песен Пола – в частности знаменитая «Mrs. Vandebilt», более известная славянскому уху как «Хоп, Хей Хоп», и не менее знаменитая «Let Me Roll It».
Отличный альбом – даже Леннону (!!!) понравилось.
Лучшие Песни?
“Jet”, “Mrs. Vandebilt”, “Bluebird”, “Nineteen Hundred And Eighty-Five”, “Mamunia”, “Let Me Roll It”.
43 - Bryan Ferry - “Bete Noir” (1987)
Кто?
Настоящий джентльмен.
Почему?
Брайан Ферри – неисправимый романтик и ловелас. В начале семидесятых он в Roxy Music восхвалял декаданс и стоял вместе с Боуи и Боланом у истоков глэма. В восьмидесятых Roxy Music приказали долго жить, а Ферри примкнул к новым романтикам и продолжил восхвалять декаданс – сменив при этом экстравагантные наряды на аккуратные костюмы и заручившись поддержкой таких людей как Дэвид Гилмор и Джонни Марр из The Smiths.
«Bete Noir» один из лучших альбомов Брайана - много отстраненной меланхолии, много романтики – ну а про отличные мелодии я вообще молчу. «Bete Noir» напоминает осеннюю прогулку по пляжу в курортном городке – все разъехались и можно спокойно себе сидеть на песке и смотреть на волны, мечтая при этом о чём-то или же анализируя свою жизнь.
Кстати, именно из-за «Bete Noir» Джонни Марр разругался с Моррисси, что привело в итоге к распаду The Smiths – Моррисси считал, что Марр мало уделяет времени своей основной группе и попусту теряет с Ферри время.
Увы, но Моррисси ошибался – Марр с Ферри выдали отличную запись, которая даже спустя тридцать лет слушается так, будто её записали только вчера.
Лучшие Песни?
“Zamba”, “The Name Of The Game”, “Day For Night”, “New Town”, “The Right Stuff”.
42 - Queen - “A Kind Of Magic” (1986)
Кто?
Покорители Live Aid.
Почему?
После триумфального выступления на Live Aid, Queen должны были закрепить успех качественной студийной работой. Не то чтобы до этого группа сбилась с пути, просто альбомы «The Game», «Hot Space» и «The Works» не обладали целостностью и искромётностью «A Night At The Opera», «Queen II» и «Jazz».
Да и вообще Queen с начала декады метались по стилям и жанрам как сами знаете кто по газовой камере. Группа хотела освоить новые территории, но в итоге забрела куда-то не туда и чуть не растеряла свою репутацию и самых преданных поклонников. Поэтому на «A Kind Of Magic» было поставлено очень многое. Права на ошибку у англичан не было.
Что же в итоге получилось? Ну с одной стороны это типичный альбом Queen, а с другой – своеобразный гид по стилям, популярным в восьмидесятых.
Как же так получилось? Ну, у Queen всегда сочеталось несочетаемое, так что ничего удивительного в полистилиcтике этой работы нет. Как и в её традиционности.
Лучшие Песни?
“Don’t Lose Your Head”, “Gimme The Prize”, “One Year Of Love”, “Pain Is So Close To Pleasure”, “One Vision”, “Friends Will Be Friends”, “A Kind Of Magic”.
41 - Prince - “Purple Rain” (1984)
Кто?
Сексуально озабоченный коротышка.
Почему?
В битве против Майкла Джексона Принс по итогу вышел побежденным. Хитов у Джексона всегда было больше, его образ был более ярким и запоминающимся – да и вообще Майкл Джексон, даже несмотря на все скандалы, был и остается одной из самых узнаваемых персоналий в музыке двадцатого века. И как бы не хвалили Принса западные журналисты – а мусора и плохих альбомов он выпустил в разы больше своего соперника.
Но! В 1984-ом Принс Джексона всё же обставил. Весь мир рукоплескал «Thriller», а тут из-за угла на своём мотоцикле выехал другой почитатель Джеймса Брауна и предложил публике альбом «Purple Rain», который являлся саундтреком к одноименному фильму. Фильм, конечно, не ахти – но музыка! Музыка в нём просто выше всяких похвал, ибо это причудливое смешение классического фанка, гитарных запилов в стиле Хендрикса и ритмов нью-вейва! Эта формула не могла не сработать!
И благодаря этому в 1984-ом Принс вырвал у Джексона чемпионский пояс и на некоторое время даже сместил его с трона короля поп-музыки. Майкл сдрейфил и через пару лет осторожно предложил Принсу вместе записать пластинку – но последний в этом не нуждался и предложение вежливо отклонил. А потом стал записывать дурацкие альбомы, ругаться с лейблом и просил всех называть его Артист Ранее Известный Как Принс.
Но это всё было потом – а в 1984-ом в поп-музыке не было никого круче Принса. Ну разве что кроме Modern Talking. Да и то – слишком уж они стерильно выглядели. Совсем не чета этому славному малому, который кувыркался на сцене и симулировал с гитарой половой акт.
А как Принс садился в шпагат! Эх! Куда там Мише Яковлеву с его лунной походкой!
Лучшие Песни?
“Let’s Get Crazy”, “When Doves Cry”, “Computer Blue”, “Darling Nikki”, “I Would Die For You”, “Baby I’m A Star”, “Purple Rain”.