Если мы углубимся в историю искусств, то найдем, что с 17 века активно художники начали использовать освещение.
В начале истории живописи изображения были без теней, затем тень передавали с помощью темных теплых красок. С Развитием науки о цвете художники пришли к тому, что локальный цвет на освещенной и теневой части предмета может различаться по цвету. Научным и опытным путем выяснилось, что массы света и тени контрастны друг другу не только по тону - светлое и темное, - но и по теплохолодности. Холодный свет требует теплой тени и наоборот. И, соответственно, колорит в живописи строится на единстве больших соотношений света и тени.
Кроме тональной разницы и свойств теплохолодности на свету и в тени, по-разному проявляется материальность. Более явно текстурность проявляется на освещённых участках, а в темных перестает быть видна. Как это можно использовать в живописи: корпусно и детально пишем на свету и прозрачно или полупрозрачно в тени.
На фото представлен этап работы над натюрмортом с разделением на массы тени и света. Использован боковой направленный свет, который лучше всего выявляет форму предмета. И оно же собирает в единое пятно собственные и падающие тени от предметов.
В данном случае задача стояла выявить единство теней, сделать их условно плоскими, не различающимися в тоне и цвете, и отработать натюрморт на свету с выявлением материальности каждого предмета. Плоскостной декоративный подход в тенях задает ещё ряд задач: выстроить ритмический ряд светлого и темного, сгармонировать цвет.
Студентов это задание привело сначала в ступор. Они так до конца и не смогли отказаться от проработки теней.