Найти тему
Фильмы Сериалы

«Слово пацана»: о чем сериал, где его снимали и почему пытались запретить

«Слово пацана. Кровь на асфальте» стал одним из самых громких российских сериалов 2023 года. В зрительском топе «Кинопоиска» он ненадолго поднялся на пятое местои обогнал «Клан Сопрано», но позже вернулся на более низкие позиции.

Шоу о подростковых бандах Казани конца 80-х вызывает споры и обсуждения. Рассказываем, на чем основан сюжет сериала, какая музыка в нем звучит и почему «Слово пацана» пытались запретить.

О чем сериал «Слово пацана»

События сериала разворачиваются в Казани 1989 года. Город делят между собой подростковые банды: они устраивают драки за территорию, занимаются разбоями и грабежами.

Главный герой — восьмиклассник Андрей. Он живет с матерью и младшей сестрой, отца у него нет. Однажды учительница просит Андрея подтянуть по английскому языку хулигана Марата. Ребята сближаются, и скоро подросток просится в банду к новому товарищу.

В этот момент из Афганистана возвращается брат Марата Вова. Он тоже состоит в банде и недоволен тем, как изменилась группировка в его отсутствие.

В начале сериала Андрей примерный ученик, но постепенно он все сильнее вовлекается в преступные дела.
В начале сериала Андрей примерный ученик, но постепенно он все сильнее вовлекается в преступные дела.

Где смотреть «Слово пацана» и когда выходят новые серии

Сериал «Слово пацана» выходит в онлайн-кинотеатрах Wink и Start c 9 ноября 2023 года каждый четверг. Всего в первом сезоне планируется восемь серий. Премьера последнего эпизода состоится 21 декабря.

Весной 2024 года сериал выйдет на канале «НТВ», но точной даты телепремьеры пока нет.

Кадр из съемок сериала «Слово пацана»
Кадр из съемок сериала «Слово пацана»

На чем основан сюжет сериала

Все персонажи и фабула в сериале выдуманные, но антураж — вполне реальный.В действительности в 1970-е в Татарстане произошел бум молодежной преступности — это явление получило название «казанский феномен». В группировках состояли преимущественно несовершеннолетние, объединенные местом проживания. Поэтому банды называли себя «улицы».

У «улиц» была четкая иерархия, специфический жаргон и ритуалы. Например, чтобы «пришиться» к «улице», то есть вступить в банду, нужно было выстоять в бою против действующего члена группировки. В случае успеха новичок получал статус «шелухи», «скорлупы» или «зеленого» — названия ступеней в иерархии разнились от «улицы» к «улице».

Младшие должны были беспрекословно подчиняться старшим — так называемым «суперам». «Скорлупе», в частности, запрещалось пить и курить, предписывалось являться на сборы, где «улицы» тренировались перед драками. Все это нередко приводило к убийствам: члены группировок использовали не только кулаки, но и кастеты, биты и куски арматуры.

В сериале показан ритуал «пришивания»: «скорлупа» должна выстоять в спарринге против старшего.
В сериале показан ритуал «пришивания»: «скорлупа» должна выстоять в спарринге против старшего.

Первой казанской группировкой считается «Тяп-ляп». В начале 1970-х ее основал Сергей Антипов по прозвищу Антип. Группировка получила название в честь завода «Теплоконтроль»: он располагался на территории, которую контролировала банда.

Самый известный эпизод, связанный с «Тяп-ляп», — «пробежка» по Ново-Татарской слободе 31 августа 1978 года. Несколько десятков «тепловских», вооруженных арматурами, обрезами, пистолетом «Парабеллум» и гранатой Ф-1, пробежали по улицам, громя все на своем пути. Как пишут Максим Беляев и Андрей Шептицкий в книге «Бандитская Казань», в тот день погиб один человек, еще 10 пострадали. Младшему из нападавших было 17 лет.

Второй слева в нижнем ряду — Сергей Антипов, основатель группировки «Тяп⁠-⁠ляп». Кадр: «Идел-пресс»
Второй слева в нижнем ряду — Сергей Антипов, основатель группировки «Тяп⁠-⁠ляп». Кадр: «Идел-пресс»

Еще одно известное сражение между «улицами» — «Ледовое побоище» на озере Глубоком. Об этом событии вскользь упоминает Марат в «Слове пацана». Данные о «Ледовом побоище» противоречивы: доподлинно неизвестно, когда оно произошло и сколько человек в нем участвовало. По одной информации, это случилось в 1984—1985 годы, другие свидетели и исследователи называют 1987.

На Глубоком собрались группировки «Жилка» и «Грязь» и их союзники — по расхожей легенде, всего порядка 60 банд общей численностью около 600 человек. Но реальные цифры могли быть гораздо скромнее. По словам одного из участников «Жилки», на «стрелку» пришли всего 50 человек.

Точно известно, что в действительности никакого сражения не случилось. Очевидцы рассказывают, как группировщики обменивались взаимными оскорблениями и кидали в сторону противника «бомбочки» — газовые баллоны от сифонов, наполненные серой. Потом приехала конная милиция и разогнала собравшихся. Битвы не произошло, но событие все равно обросло мифами и стало частью фольклора «улиц».

Причины «казанского феномена» до конца не ясны. Одна из главных предпосылок для возникновения организованной преступности в СССР в целом — экономическая реформа 1965 года. Благодаря ей предприятия получили большую самостоятельность, что позволило появиться теневой экономике. Работники заводов и фабрик стали производить и тайно продавать неучтенную продукцию.

Это привлекало бандитов: они грабили производителей, а те не могли обращаться в милицию, ведь сами занимались преступностью. Тогда теневой сектор экономики начал нанимать охранников, которые впоследствии сформировали группировки.

Что до «казанского феномена», то Роберт Гараев, участник группировки «Низы», автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х», а также консультант сериала «Слово пацана», считает, что всему виной переселение сельских жителей в города. После амнистии 1953 года 

в переживающую стремительную урбанизацию Казань приехало много людей из деревень. Они пытались тихо приспособиться к городской жизни, а вот уже их дети громко заявляли о себе и делили территорию.

Любовь Агеева, автор книги «Казанский феномен: миф и реальность», полагает, что подростки стали собираться в банды из-занедостаточно развитой социальной инфраструктуры Татарстана. Государство активно выделяло деньги на развитие заводов вроде «Камаза», но не на школы, кинотеатры и дворцы детского творчества. «Образование, культура — все, что связано с духовными потребностями, приоритетным для города не было», — пишет Агеева.

По еще одной версии, в формировании банд могло быть замешано КГБ. Доказательств этому нет, но сторонники теории указывают на то, что молодежь не могла самостоятельно придумать столь эффективные инструменты контроля. Речь идет о строгой иерархии внутри «улиц», их порядках и ритуалах.

В сериале есть кадры из документального фильма «А у вас во дворе?». Это настоящее кино, снятое в 1986 году на волне всплеска подростковой преступности.
В сериале есть кадры из документального фильма «А у вас во дворе?». Это настоящее кино, снятое в 1986 году на волне всплеска подростковой преступности.

Кто снимался в «Слове пацана»

Главные роли в сериале исполнили Леон Кемстач и Рузиль Минекаев. Они сыграли Андрея и Марата соответственно. Кемстачу 15 лет, и для него это вторая экранная роль — до этого он снялся в комедии Антона Богданова «Нормальный только я». Рузилю Минекаеву 24 года. Его можно увидеть в сериале «Смычок».

Роль брата Марата, Вовы, исполнил Иван Янковский. Он снимался в фильмах «Текст» и «Завод», в сериалах «Плейлист волонтера», «Топи» и «Фишер».

Анастасия Красовская сыграла Ирину — сотрудницу милиции, в которую влюблен Андрей. Актрису можно увидеть в сериалах «Черная весна» и «Стая».

Еще в «Слове пацана» сыграли Сергей Бурунов и Юлия Александрова. Первый исполнил роль отца Марата, а вторая — мамы Андрея.

Постановщиком шоу выступил Жора Крыжовников. Он известен по дилогии «Горько!» и сериалу «Звоните ДиКаприо!».

Сергей Бурунов играет отца Марата и Вовы.
Сергей Бурунов играет отца Марата и Вовы.

Где снимали «Слово пацана»

Изначально шоу планировали снимать в Казани и Набережных Челнах — там же, где разворачивается сюжет. Авторы даже успели провести пробы среди местных жителей. Но против съемок выступили общественные деятели и министерство культуры Татарстана.

Детский омбудсмен республики Ирина Волынец обратилась в прокуратуру с просьбой «инициировать проверку действий сотрудников ООО „Тумач Продакшн“ на предмет вовлечения несовершеннолетних в контент, наносящий вред их психическому и нравственному здоровью». Пресс-служба президента Татарстана Рустама Минниханова в свою очередь заявила о намерении не вмешиваться в съемки. При этом там отметили, что в истории республики есть и другие события, «намного более глубокие и интересные для молодого поколения», чем противостояние казанских банд.

Несмотря на отсутствие прямого запрета съемки все же перенесли в Ярославль.По словам продюсера сериала Галины Стрижевской, авторы много ездили «за 1989 годом» и нашли его именно в этом городе. На предпоказе Рузиль Минекаев тоже отметил соответствие Ярославля эпохе. «Бывало такое, что ты приезжаешь на локацию, и впечатление, как будто художники уже все подготовили, хотя на самом деле ничего не готовилось — все так и есть», — сказал актер.

Сцены, которые происходят за пределами Казани, снимали там же. Например, поездку в Москву в первом эпизоде на самом деле снимали на Советской площади Ярославля.

Дискотеку во втором эпизоде снимали в ярославском ДК «Гамма». В действительности перед зданием нет статуи Ленина.
Дискотеку во втором эпизоде снимали в ярославском ДК «Гамма». В действительности перед зданием нет статуи Ленина.

Какие песни использованы в сериале

Плейлист сериала состоит из популярных композиций конца 80-х. Преимущественно это песни групп «Ласковый май», «Мираж» и «Комбинация».

В одном из эпизодов герои исполняют «Перемен» группы «Кино». А после «пришивания» Андрея к «улице» звучит кавер Басты на песню «Альянса» «На заре».

В сериале часто используется трек группы АИГЕЛ «Пыяла» с одноименного альбома 2020 года. Интересно, что ни группа, ни песня в титрах не указаны. Из-за этого «Пыяла» возглавила мировой чарт «Шазама» — композицию ищут чаще всего. Кроме того, песня заняла первые места в чартах «Яндекс-музыки», а также «Спотифая» в России, Беларуси и Казахстане.

Почему «Слово пацана» пытались запретить

В конце ноября в соцсетях распространилось видео «массовой драки» подростков в Сармановском районе Татарстана. По сообщениям СМИ, участники вдохновились «Словом пацана». Они якобы создали каналы в телеграме, которые назвали в честь группировок «Жилка» и «Хади Такташ». В роликах подростки толкались и кидались снежками — все под песни «Пыяла» и «Седая ночь».

Полиция провела проверку, установила личности всех участников. Те сообщили, что подражали героям сериала лишь в шутку. В результате игры в снежки никто не пострадал.

Инцидент привлек внимание властей Татарстана. Уполномоченный по правам ребенка в республике Ирина Волынец заявила, что сериал романтизирует бандитизм, «распространяет преступную идеологию» и противоречит указу президента о сохранении и укреплении «традиционных ценностей». Волынец попросила Роскомнадзор организовать проверку шоу.

Позднее о «Слове пацана» высказался и Рустам Минниханов. Он заявил, что такие фильмы не соответствуют политике, которую преследует руководство Татарстана. Минниханов также отметил, что парламент республики не должен допустить «повторения событий прошлого».

Герой Ивана Янковского вернулся из армии и снова включился в бандитские разборки. На самом деле отслужившие могли покинуть банду с почестями.
Герой Ивана Янковского вернулся из армии и снова включился в бандитские разборки. На самом деле отслужившие могли покинуть банду с почестями.

Споры вокруг сериала прокомментировал и зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов. Он отметил, что у Волынец должны быть серьезные предпосылки для того, чтобы обращаться в Роскомнадзор. При этом Шолохов иронично предложил заодно проверить и «Бандитский Петербург».

Директор «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина поблагодарила авторов «Слова пацана». В своем телеграм-канале она написала, что сериал вызвал общественную дискуссию и «ярко обнажил проблему с подростковой преступностью».

Постановщик шоу Жора Крыжовников сказал, что «не понимает, что значит романтизация». Режиссер предположил, что такое мнение может быть вызвано неоднозначностью персонажей сериала: герои «Слова пацана» не злые, а запутавшиеся люди. При этом Крыжовников признался, что споры вокруг шоу идут на пользу и подогревают интерес зрителей.

Вместе с тем сериал имеет маркировку «18+». Об этом напомнил и Роберт Гараев.Он призвал подростков воздержатьсяот просмотра шоу и заняться «добрыми хорошими вещами». При этом негативный эффект от «Слова пацана» консультант сериала оценить затруднился. «Любое произведение надо смотреть до конца, я знаю, что будет в конце, и это однозначно поучительная история, абсолютно честная», — сказал Гараев.

Интересно, что самого Гараева в 2020 году обвиняли в романтизации преступного образа жизни и пропаганде экстремизма. При этом в своей книге автор неоднократно подчеркивал, что уклад «улиц» никак не связан с тюремным.

Роскомнадзор проверил сериал и не нашел нарушений. По словам зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Натальи Орловой, направившей запрос в РКН, в ведомстве также напомнили о возрастной маркировке «18+», которая стоит у «Слова пацана».

-10