Найти тему
Философия отдыха

Манси. Большие тайны маленького народа

Средний Урал – многонациональный край. Есть здесь и малочисленные #народы, такие, как #манси, коренные #жители этих мест. Их осталось чуть больше 12 тысяч человек. Почти 200 человек из них проживают в Свердловской области. Несколько семей обосновались на северо-востоке Пермского края, в государственном заповеднике «Вишерский».

Просто «люди»

Что значит слово «манси»? Согласно одной из версий, «мань» в переводе означает «маленький», а «си» – «народ». Манси и правда невысокие, зато крепкие и коренастые. По другой версии это название переводится как «люди». Еще манси когда-то называли и вовсе вогулами, то есть «дикими», и остяками, смешивая таким образом с более северным родственным финно-угорским этносом – хантами.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, когда манси попали на Урал. По наиболее распространенной версии, манси и родственные им #ханты появились в результате слияния древнего угорского народа и коренных уральских племен около 3000 лет назад. Они жили обособленно вплоть до XV века, фактически первобытнообщинным строем, не нуждаясь во внешних контактах. Но время неумолимо двигалось вперед. И вот на Урале появились первые русские #поселенцы.

-2

Страницы истории

В ХV–ХVI веках, когда русские пришли на мансийскую землю, они вначале покупали или выменивали шкурки пушных зверей у аборигенов, ну а потом просто обязали их платить ясак – по соболю с человека в год. Взамен государство обещало защищать #коренной народ от нападений условных врагов, которые, якобы, непременно должны были нагрянуть с востока. Наивные манси верили, ну а у завоевателей аппетит появился, как говорится, во время еды. Вот лишь одно документальное свидетельство. В конце XVI века некий верхотурский #воевода писал в Москву: «Посылаю с подъячим с Ондреем, с Ермолиным нашей ясачные и поминочные казны и десятильные пошлины тридцать сороков и двадцать четыре соболя, и в том числе два сорока и семь соболей с пупками, двадцать два сорока и шестнадцать куниц, четыре недокуни, двадцать четыре бобра, десять гагче ярец, одиннадцать выдр, две подчереси, семьдесять лисиц красных, шестьсот пятьдесят девять белок, два волка, шубенко белье, счерево без пупков, девяносто восемь пупков собольих...» И это была только часть ясака, собранного от 120–150 мужчин-манси. И что же, самим жить впроголодь? Поняв, что спокойное существование кончилось, манси постепенно уходили дальше на восток, а их деревни исчезали с лица земли. Вдобавок власти посягнули на их веру – решили крестить идолопоклонников.

Первые #крещения были очень праздничными, крестные дарили манси богатые подарки, просили впредь поклоняться лишь русскому богу и подальше запрятать собственных идолов. Манси истолковали христианство по-своему, и русские иконы стали для них изображениями добрых духов-помощников. Они мазали святым ликам губы кровью, ставили перед ними #подношения (например, сердце жертвенного оленя), наливали чарку и оставляли сладости.

Со временем отношение к язычникам стало более агрессивным. Так, в 1723 году русская администрация в Берёзове собрала и сожгла огромное количество мансийских идолов. Однако манси, даже несмотря на то, что крестившихся освобождали от ясака, продолжали тайно чтить собственных богов. Как результат, даже крещеные и носившие в большинстве своем русские имена, они продолжали упорно посещать капища. И в наше время на многих могилах манси ставят совсем низкий крест, который символизирует, что человек только «немножко» верил в русского бога. Какими же были их #боги, #поклонение которым манси пронесли через века?

-3

Преданья старины глубокой

Древнейший миф манси посвящен #сотворению мира. Согласно этому преданию, гагара, посланница верховного бога Номи-Торума, по его приказу нырнула глубоко в море, достала оттуда маленький кусочек земли, потом еще и еще. Комки эти стали расти вначале до размера кочки, потом островка, и так через десять дней образовалась #земля. Эта странная сказка вполне соответствует геологическим процессам, что происходили, когда рождались Уральские горы. Океанское дно тогда поднялось на высоту нескольких километров. Откуда все это знали древние манси, бог весть. Но откуда-то знали…

Манси рассказывают, что вначале на земле существовал один лишь Великий Дух. По его воле родились Матери природы – Огонь, Вода, Земля, Воздух и Пространство, которые наполнили своей незримой сущностью все, что ныне существует в мире. В результате их бесконечного взаимодействия появились малые духи – реки, леса, озера, скалы и т. д. И каждому нужно поклоняться и дарить подношения.

Следующая легенда повествует об особенностях матримональных отношений манси. Если верить ей, народ произошел от двух ветвей, так называемый фратрий, одну из которых составляли пришельцы из места Мось, другую – уроженцы места Пор. Браки могли заключаться только между людьми из разных фратрий. У каждой фратрии был свой тотемный зверь: у Пор – медведь, у Мось – Калтащ, волшебница, появляющаяся в разных обличьях (то гусыни, то бабочки, то зайчихи). Охотиться на своего тотемного зверя было запрещено.

Фратрии делились на племена. Во главе каждого племени стояли старейшина и шаман. Часто шаман и был собственно старейшиной. Он играл роль посредника между богами и людьми. Например, если в семье рождался ребенок, его имя (а детей называли в честь лесных зверей, полевых растений, деревьев и пр.) шаман «согласовывал» с духами. Имянаречение было ответственным делом, потому что, по поверью, с именем ребенку передавались и качества того, в чью честь он был назван. Каждый манси должен был оберегать род своего животного или растения – не охотиться на него, не рвать, не истреблять, а сохранять и поклоняться. Только для восстановления сил или здоровья во время специального ритуала разрешалось съесть кусочек мяса священного зверя или пожевать корешок тотемного растения.

Еще манси периодически проводят священные обряды – медвежьи праздники. Раньше такой праздник устраивали в честь убитого медведя, таким образом охотник мог загладить свой грех. В доме охотника организовывалось застолье, на котором главная роль отводилась убиенному животному: его голова и шкура укладывались на почетном месте, перед ним ставилось угощение и подарки – куски ткани, монетки. Ну и себя манси тоже едой не обижали. А еще они пели песни, рассказывали #сказки и охотничьи #истории, танцевали. И так почти целую неделю.

В первые дни августа манси отмечали праздник подношения духам Земли, по ходу которого приносили в жертву оленя, а на деревьях развешивали рогатые черепа с лентами: белые посвящались духам неба, красные – духам земли, черные – духам подземного мира. Каждый присутствующий обязательно должен был повязать свою ленточку. Женщины к обряду не допускались.

-4

В чем сила, брат?

Манси свято верили, что у человека есть несколько душ. После смерти души ждет разная судьба. Одна из них навсегда остается на земле, становясь одним из духов предков, защитником и помощником своего рода. Считалось, что такой дух живет в скале, на дереве или в роднике. Для него благодарные потомки сооружали специальный домик на высокой ножке. К предку приходили просить о помощи.

Вторая душа отвечает за способность поддерживать жизнь в теле и воплощается в одном из потомков человека, а когда тот умирает, возвращается на Дерево мира птицей и живет в «верхнем» мире.

Третья душа – это, собственно, #личность человека, и она содержит коллективные знания предыдущих поколений. Эта душа живет в «нижнем» мире и между воскрешениями иногда возвращается в мир людей в виде призрака.

А еще мужчины-манси всегда носили длинные волосы, потому что считали, что именно в них заключается главная сила, и если лишиться волос, то станешь несостоятелен и как охотник, и как мужчина.

-5

По фактам

Сейчас 80 % манси живут в городах или поселках. 60 % из них считают русский язык родным, и лишь 13 % свободно говорят на мансийском.

Язык манси входит в группу финно-угорских языков и больше всего схож с венгерским.

Первый алфавит манси, у которых прежде не было письменности, был создан в 1931 году, в нем использовались буквы латинского алфавита. Однако в конце 1930-х годов алфавит переписали, взяв за основу кириллицу.

Более 20 музыкальных инструментов манси созданы на основе ассоциаций с голосами животных.

Свою национальную одежду манси шили из оленьих шкур, в качестве иголки и нитки использовали рыбьи кости и жилы.

Во время обитания на склонах Уральских гор манси жили в невысоких одноэтажных срубах, часто с земляной крышей. С уходом на север они стали строить более основательные жилища, которые утепляли изнутри шкурами, а щели затыкали ягелем.

#народ, #история, #малые народности, #манси, #сказки, #личность