В одной церквушке в только что освобожденном районе Белоруссии оказываются два советских воина: наивный и добродушный рядовой Андрей (Сергей Никоненко) и циничный грустный сержант Коля (Александр Кайдановский). Раненого Колю вскоре забирает проезжающий мимо грузовик. А с Андреем ожидать следующий попутный транспорт остается молодая казашка Адалат (Наталья Аринбасарова).
Незадолго до этого солдаты обнаруживают в церкви картины русских художников, которые немцы собрали, но не смогли вывезти. Теперь Андрей сам хочет их вывезти и сдать своим. Ведь это культурное достояние Советского государства.
Такова завязка кинофильма "Спокойный день в конце войны". Фильм не прокатный, вряд ли его массово смотрели кинозрители советского времени. Это дипломная работа выпускника ВГИК малоизвестного в то время режиссера Никиты Михалкова.
Все его лучшие картины и роли впереди. А сейчас он получает диплом режиссера, фильм снят для выпускной комиссии. Тем не менее снят он добротно и качественно. В этом дебютном фильме Михалкова приняли участие пока еще малоизвестные актеры: Лев Дуров, Юрий Богатырев, Валентин Смирнитский, Александр Пороховщиков. Музыкальные темы написал Эдуард Артемьев.
В целом короткометражный фильм должен вместить в себя небольшой сюжет, быть понятным зрителю и нести понятный всем замысел режиссера без заумных рассуждений и в реалиях соцреализма. Всего этого Михалкову достичь удалось. Два главных действующих лица Никоненко и Аринбасарова отлично справились со своей задачей.
Андрей был просто очарован найденными картинами, он развешивает их внутри сарая и радуется, любуясь ими. Его восторженное настроение передается Адалат. Они вдвоем проводят обычный мирный день, смеются, ходят купаться на реку. Все выглядит так безмятежно, как будто война ушла куда-то далеко и уже не вернется. И все это вдруг заканчивается.
Возле сараев появляется отряд немецких солдат. Андрей прикидывает свои силы и решает напасть на них, потому что уверен, что справится с немцами. Аккуратно по одному он выводит их из строя. Но последний оставшийся в живых немецкий солдат поджигает сарай с картинами. Андрей бросается спасать картины из огня. Тут его настигает вражеская пуля. Адалат пытается застрелить немца, но тому удается сбежать. Девушка спасает из огня картины. Теперь, когда Андрей погиб, ответственность за их сохранность должна взять на себя девушка.
И вот в финале картины она поднимается на колокольню и звонит в колокол, чтобы привлечь внимание проезжающей мимо военной машины. Фильм про войну, про самоотверженность советского человека и про высокую ценность искусства.
Нужно отметить, что сценарий короткометражки написан Рустамом Ибрагимбековым, очень известным писателем и автором сценария такого культового фильма, как "Белое солнце пустыни". Сотрудничество с Михалковым продолжилось дальше после этой короткометражки. Они вместе работали над "Урга. Территория любви", "Утомленными солнцем" и "Сибирским цирюльником".
А дипломный кинодебют режиссера Михалкова был их первым совместным опытом. Вся плеяда актеров прошла через фильм в эпизодах. Главную картинку сделали все же Сергей Никоненко и Наталья Аринбасарова, которая к тому же была тогда невесткой Михалкова и матерью его племянника Егора Кончаловского.
Конечно, колоритно выглядел в кадре главный злодей-поджигатель фашистский солдат Юрий Богатырев. В следующем уже полнометражном проекте Никиты Сергеевича "Свой среди чужих, чужой среди своих" он будет играть вместе с Кайдановским и Пороховщиковым. И музыку вновь напишет Эдуард Артемьев. А пока это их первый малоизвестный совместный проект.
Но в целом в нем уже виден талант будущего мэтра советского кино. За 32 минуты показан день почти мирной жизни в конце войны и подвиг двух советских людей. Фильм замечательный, стоит посмотреть одну из ранних работ Сергея Никоненко, да и Аринбасарова в этой дипломной работе Михалкова выглядит здорово.