Коммунисты недолюбливают нашего знаменитого учёного Дмитрия Менделеева за его сделанный на рубеже 20-го века прогноз, согласно которому население России к 2000 году должно было утроиться, достигнув 600 миллионов человек. К сожалению, из-за революции, развала Российской Империи, свирепых методов правления большевиков и закономерного развала СССР население современной России в 4 раза меньше прогнозного. Даже если подсчитать страны бывшего СССР, которые отвалились от нас по прочерченным Лениным границам, всё равно получается более чем вдвое меньше. Многие полагают, что всё дело в глобальном снижении рождаемости, в демографическом переходе, который Дмитрий Иванович не учёл. Допустим. Но почему же тогда прогноз Менделеева о населении США за тот же самый период почти идеально оправдался?
Запись в блоге, 7 октября 2023 г.
Такие прогнозы действительно имели место. В опубликованной в 1905 году работе «Заветные мысли» Менделеев писал:
«Действительный годовой прирост в числе жителей С.-А. С. Штатов, долго державшийся около 3% (что отвечает удвоению в 23,4 года), в последние десятилетия быстро опускается и стремится сравняться с естественным приростом, который для Штатов за период 1850— 1890 гг., судя по данным о числе переселенцев, был близок к 1,3%, а за последнее время, по всем сведениям, падал. Если бы действительный прирост за текущее время так же падал (от убыли числа переселенцев и естественного прироста), как он падал с 1860—1870 гг. по 1900 г., то он бы достиг 1% примерно к середине XX в., когда число жителей Штатов достигло бы почти до 180 миллионов».
Ясно видно, что Дмитрий Иванович лишь предполагает, исходя из тенденций рождаемости и миграции в США во второй половине XIX века. И поскольку тенденции эти за последующие десятилетия менялись, ошибается. Согласно переписи населения 1950 года в Штатах проживало лишь 150,7 млн. человек,
Прогноз по нашей стране, сделанный на страницах 11-12 работы «К познанию России» изданной в 1905-1906 гг. дан столь же приблизительно и с оговорками:
«Для всей же России, взятой как целое, на основании данных, собираемых Центральным Статистическим Комитетом М-ва В.Д. (“Движение населения Европ. России за 1897г.”, 1900) о числе рождающихся и умирающих, должно принять прирост никак не менее 15 человек в год на 1000 жителей. Это допущение дает следующее вероятное количество миллионов населения России по годам: 1897 г. – 128,2 млн… 1950 г. – 282,2 млн… 2000 г. – 594,3 млн».
Упомянутое Макаренко понятие демографического перехода, то есть снижения рождаемости и смертности, было сформулировано американским демографом Фрэнком Ноустейном в 1945 году, когда Менделеев давно упокоился в могиле. В течении XX столетия на планете улучшалось здравоохранение, механизировалось производство и формировалось пенсионное законодательство. До того рожать по максимуму было жизненной необходимостью: младенцы умирали едва появившись на свет, в поле требовалось больше рабочих рук, а взрослые дети являлись единственным подспорьем родителей в старости. Но зачем орава ребятишек, если десять пахарей заменяет трактор, а старые родители получают пенсии от государства?
Неудивительно, что в не знавшей в ХХ веке большевиков, войн и террора Швеции население с 5 млн. в 1897 году выросло к 2000 году до 8,9 млн. или в 1,8 раза. Тогда как, согласно системе Менделеева, должно было подскочить до 18,1 млн. Разделив указанные Макаренко 300 млн. на территории Российской империи на 128,2 там же в 1897 году, получим рост в 2,3 раза. Несмотря на все большевистские зверства.
В России демографический переход завершился. Совсем иная ситуация в африканской Нигерии: сто лет назад в этом захолустном британском протекторате жило порядка 22 млн. негров, а сейчас в самостийной республике в десять раз больше и по 5-6 детей на каждую чернокожую мамку. Несмотря на изрядные запасы нефти, страна нищая, а демографический переход в ней толком ещё не начался. Только сайта «Нигерэксперт» нет, чтобы воспеть негритянскую плодовитость.
Но как же передовые США где население за ХХ столетие всё же выросло в 3,7 раза – с 76,2 до 281,4 млн? Всё просто: Штаты – страна мигрантов. За сто лет туда въехало 49,7 млн. человек, которые в основном успешно размножались (А.А.Филиппенко, «Проблемы иммиграционной политики США в период 1990-2015 гг.», 2015 г.). Сложив понаплывших за XX век с населением, имевшимся к концу XIX-го, вычтя выехавших и разделив на полученный результат итоги переписи 2000 года, мы получим рост в те же 2,3 раза, чем у нас.
Может, это коммунисты виноваты, что в СССР со всего мира не переселялись? Так в Российскую империю при Менделееве тоже особо не рвались, и сам Дмитрий Иванович нигде не предполагал, что ситуация изменится. В итоге она всё же изменилась, но только к концу ХХ столетия.
Швеция, сперва, начала вербовать рабочих-мигрантов, а потом принимать беженцев. В Россию наоборот поначалу хлынули русские беженцы, преследуемые в бывших братских республиках, а затем трудовые мигранты. В Швеции, где процесс активно пошёл с 1960-х гг. сейчас из 10,4 млн человек свыше трети либо родились вне страны, либо внутри неё, но имеют хотя бы одного родителя-иностранца. У нас всё началось с распадом СССР. В 1989-2023 гг. количество одних только представителей южных национальностей советских республик Средней Азии и Закавказья выросло с 1,9 до 3,8 млн, а ещё многие сотни тысяч находятся на разных стадиях получения гражданства.