Найти в Дзене
Погуляльщица

По Петроградке вечером

Световой день в Петербурге зимой короток, да и мрачноват. Поэтому моя небольшая прогулка состоялась, но в темное время суток. Я иду от станции метро Петроградская по Каменноостровскому проспекту в сторону реки Карповки.

По дороге не могу не остановиться у дома 44Б. Это Ханский двор, или дом для эмира бухарского Сеид Алима. Здание было построено в стиле неоклассицизм по проекту Степана Кричинского в 1913–1914 годах.

Дом эмира бухарского
Дом эмира бухарского
фото из интернета
фото из интернета
-3
фото из интернета
фото из интернета

Сеид Алим соблюдал мусульманские традиции, но взгляды его были передовые. Он учился в Николаевском кадетском корпусе Санкт-Петербурга и часто бывал с России. В годы учёбы у него появилось много друзей, в рекордные сроки он освоил русский язык. Кроме узбекского и персидского, хорошо знал арабский и английский язык.

Эмир с большим уважением относился к европейской культуре, поэтому свой доходный дом он задумал не в восточном стиле, а похожим на итальянский дворец. Бухарскому эмиру пожить в построенном дворце так и не удалось.

В 1920 году революция докатилась и до Бухары, Сеид Алиму пришлось покинуть родину. Выезжая в Афганистан, он ухитрился увести с собой большое стадо баранов ценных пород, там он занимался их разведением и селекцией. В России он оставил свой особняк и миллионные счета в российских банках. Умер Сеид Алим в Кабуле в 1944 году. Но предпоследний бухарский эмир всё же успел войти в историю Петербурга. Он осуществил давнюю идею всех мусульман по возведению в столице империи соборной мечети, которая теперь находится рядом с Петропавловской крепостью. Сеид Абдулахад-хан был одним из главных жертвователей, на чьи деньги была построена эта величественная мечеть.

А мы доходим до Карповки и поворачиваем налево. В темноте светится красивейшее церковное здание. Подходим к нему поближе.

-5

Иоанновский женский монастырь на Карповке обязан своим возникновением великому молитвеннику и светильнику православной церкви — праведному Иоанну Кронштадтскому.

Строительство монастыря началось весной 1900 года по проекту архитектора Никонова, который был рассмотрен и утвержден императором Николаем II, на небольшом участке земли, пожертвованном отцу Иоанну купцом Симеоном Раменским. Первоначально отец Иоанн Ильич Сергиев предполагал устроить здесь новое подворье Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного им на родине, в Архангельской губернии, но монастырь оказался слишком значительной постройкой в городе, чтобы ему оставаться просто подворьем. По ходатайству отца Иоанна, в 1903 году подворье стало самостоятельным монастырем. Он был назван Иоанновским в честь небесного покровителя Батюшки – преподобного Иоанна Рыльского, во имя которого 17 декабря 1901 года был освящен первый храм обители. Храм венчали пять мозаичных куполов с золочеными крестами, а на его западной стороне возвышалась колокольня.

-6
-7

В обители проживало более 350 насельниц. В монастыре были золотошвейная и белошвейная мастерские, лазарет на 10 коек, просфорная с двумя печами (в одной большой печи выпекалась за раз тысяча просфор). Перед монастырем с восточной стороны, был разбит сад, а с западной находился образцовый огород.

В декабре 1908 года отец Иоанн был погребен в усыпальнице монастыря.

В 1923 году обитель была закрыта, монахини выселены, а здания монастыря были переданы мелиоративному техникуму. Вход в усыпальницу отца Иоанна был замурован. Спустя десятилетия забвения и запустения монастырь начал возрождаться в 1989 году.

Я возвращаюсь обратно, на Каменноостровский и двигаюсь дальше. На моем пути много доходных домов, заслуживающих внимания. Я выделю Дом №61, дом почетного гражданина, инженера Артура Фёдоровича Циммермана. Автор проекта здания - Федор Иванович Лидваль, 1906-1907 годы постройки. За проект этого дома А. Ф. Циммерман и Ф. И. Лидваль получили почётный диплом городской думы на конкурсе лучших фасадов. На шести этажах здания архитектор разместил по три больших квартиры в пять, шесть и семь комнат. В каждой квартире предусмотрена столовая, гостиная и кабинет. Для удобства жильцов в доме устроены лифты. Описание этого здания вошло в учебные курсы по архитектуре.

-8

Я иду дальше и, чуть не доходя Малой Невки сворачиваю в Лопухинский сад. С 1705 года на этой территории русские солдаты вели бои с войсками шведского короля Карла XII. Еще до окончания Северной войны, большой участок был подарен под строительство дачи «губернатору Сибири» — князю М. П. Гагарину, которого в скором времени казнили за взяточничество.

С 1721 года земли будущего Лопухинского сада по указу Петра были отданы Аптекарскому огороду, где выращивали лекарственные травы.

-9
Лопухинский сад
Лопухинский сад

С 1798 года окрестности Аптекарского и Каменного острова, где Павел I устроил летнюю царскую резиденцию, ныне известную как Каменноостровский дворец, стали застраиваться роскошными дворянскими особняками. И в начале XIX века здесь строится усадьба князя П.В. Лопухина, фамилия которого и определила название Лопухинского сада.

Каменноостровский дворец
Каменноостровский дворец

После нескольких временных владельцев усадьба перешла к главе лесной биржи и крупному российскому меценату Василию Громову, который приступил к полной реконструкции усадьбы. Были устроены уютные беседки у тихих прудов, журчащие фонтаны, сказочные гроты и живописные мостики над протоками. Архитектором Г.И. Винтергальтером в саду был выстроен двухэтажный загородный дом. В нем устраивались театральные представления и танцевальные вечера. В пруд сходили широкие каменные ступени террасы. Была оборудована пристань, с которой отплывал легкий прогулочный катер на паровом ходу. Зимой в оранжерее среди экзотической зелени организовывали сказочные праздники.

Дача Громова
Дача Громова
фото из интернета
фото из интернета

В 1849 г. на территории сада открыли музыкальный павильон, где давали концерты приглашенные из Мариинского театра артисты. Среди всей этой роскоши Громов нашел место и обустроил комнаты для бедных студентов — учащихся первой в России Петербургской Консерватории.

В 1926 году саду присвоили новое название — парк имени Ф. Э. Дзержинского. В 30-е годы вместо пейзажной планировки и извилистых дорожек в саду появились большие площадки и прямые аллеи, дача Громова служила Домом отдыха для шоферов, открылся ресторан, клуб, лодочная станция. С 1938 по 1961 г. в здании вел трансляции телевизионных передач Ленинградский телецентр, а в бывшей оранжерее перед Отечественной войной разместился Дом пионеров. С 70-х и до начала 90-х годов прошлого века Лопухинский сад постепенно приходил в упадок. В ходе капитального ремонта в 2014 году исторический вид сада частично восстановлен.

Нагулявшись, сфотографировав для вас виды из Лопухинского садика и изрядно замерзнув я возвращаюсь обратно, в сторону метро.

По дороге хочу обратить ваше внимание на здание, в котором ныне расположился Северо-западный институт управления, и которое перед этим много лет стояло в заброшенном виде.

-14

Существующее здание построено по проекту акад. арх. Ф.С. Харламова и В.И. Токарева для богадельни, принадлежавшей петербургскому купеческому обществу. Богадельня и школа были устроены на средства купцов Фирса Мироновича Садовникова и Саввы Герасимовича Герасимова.

Здание заложено 29 июня 1881 г. митрополитом Исидором. В центральной части здания была устроена домовая церковь, которая заняла второй и третий этажи. Церковь закрыли в октябре 1918 года и передали под клуб Педагогического техникума. В 1919-1924 в этом доме помещался Второй педагогический институт - будущий Педагогический университет им. А.И. Герцена - основанный в 1918 г., а напротив, в доме 73-75 жили многие его профессора.

В 1930-х здесь был Центральный карантинно-распределительный пункт. В годы Великой Отечественной войны - госпиталь. После войны в здании размещалась военная организация, с 1950-х годов - Противотуберкулезный диспансер со стационаром и кафедра легочного туберкулеза Медицинского института им. акад. И.П. Павлова. С 2010 г. здание пустовало.

Я уже приблизилась к метро, но все же решила свернуть по Карповке налево и показать вам еще одно необычное здание. Улица Литераторов дом 17. Особняк Молчанова и Савиной.

Этот двухэтажный на высоком полуподвале дом был построен по заказу Анатолия Евграфовича Молчанова, вице-президента Русского театрального общества, мужа знаменитой драматической актрисы Марии Гавриловны Савиной.

-15
-16

Особняк хорошо просматривается от реки Карповки,притягивая взгляды угловым эркером-башенкой с высокой шатровой крышей, лепными и майоликовыми фризами. Компактный особняк спланирован рационально. В цоколе – служебные помещения. По широкой парадной лестнице попадали в первый этаж, где размещались библиотека и кабинет, столовая и буфет. Во втором этаже – комнаты хозяйки, поселившейся здесь в 1910 году, после венчания. В этом особняке актриса прожила до своей смерти в 1915 году. В 1918 году Молчанов открыл в особняке музей Савиной, проработавший до 1925 года. Когда музей закрыли, особняк передали под конторы и коммунальное жильё, для чего перепланировали многие помещения. Отделка парадного входа и многих других интерьеров была утрачена.

Я выхожу на Большой проспект Петроградской стороны и иду к площади Льва Толстого. До 1920 года площадь носила название Архиерейской. В первые годы городского строительства на этом месте стоял дом сподвижника Петра I Архиерея Феофана Прокоповича. К зданию прилагался большой участок земли с хозяйственными постройками.

-17

Достаточно долгое время местность оставалась малонаселенной, застраивалась одноэтажными деревянными домами с огородами и палисадниками. Постепенно деревянные постройки сменились на каменные здания.

Главным украшением современной площади остается знаменитый Дом с башнями, построенный по проекту К. И. Розенштейна и А. Е. Белогруда в 1913-15 годах. Сейчас в нем находится театр имени Андрея Миронова. Здание выполнено в стиле неоготики, шестигранные башни с обеих сторон подчеркивают центральную часть фасада. Одна из башен украшена декоративным циферблатом. Вместо цифр — зодиакальные знаки. Благодаря готической отделке здание напоминает средневековый замок, а искусно обрамленные окна разной формы смотрятся, как оружейные глазницы. Со стороны улицы Льва Толстого на фасаде выступают два эркера. То, что в этой части здания ряды окон смещены, объясняется тем, что в новое здание был включён существовавший ранее пятиэтажный дом. Новый дом славился техническими новшествами: газовые плиты, ванны, калориферы для сушки полотенец, были устроены встроенные шкафы; во дворе этого необычного дома имелся гараж.

-18
-19
-20

Не менее эффектное здание расположено напротив.. Это бывший доходный дом Чубаковых, построенный в 1910-1911 годах архитектором В. И. Ван-дер-Гюхтом. Угол дома, смотрящий на площадь, который украшает небольшая башенка. Она пострадала, но полностью восстановлена после пожара 2001 году. Фасад здания на уровне третьего этажа украшен колоннами в виде скульптур.

доходный дом Чубаковых
доходный дом Чубаковых

Еще одно броское здание на площади это доходный дом В. М. Корзинина, построенное 1903-1904 годах архитектором П. М. Мульханов. Широкой фасадной частью оно развернуто к площади, подчеркивая ее границы. Изначально эркеры по углам заканчивались башнями-луковками. Пожар 1980-х годов полностью уничтожил творение мастера.

-22
доходный дом В. М. Корзинина
доходный дом В. М. Корзинина

Теперь метро совсем рядом. Я ныряю туда и прощаюсь с вами. До следующих прогулок!

Если вам понравилась моя небольшая прогулка, то не жалейте лайков.

#петербург #петроградка #попетербургу #туризм #прогулка #впитережить #санктпетербург #питер #местапетербурга #лопухинский