Не кажется ли вам, что сейчас в России и в других странах появляется все больше скульптур, в которые как бы встраиваются скамейки и лавочки? Некоторые называют это «эпидемией сидельцев».
Раньше увековеченные исторические деятели в основном стояли, а сидели, например, на конях, на тронах или других возвышениях.
Вот известный датский сказочник Андерсен говорят, был решительно против, чтобы его считали детским писателем. Он с раздражением писал: «Я никогда не держу детей ни у себя на закорках, ни между ног, ни на коленях. Мои сказки предназначены взрослым». Может поэтому его памятник в Копенгагене расположен на высоком постаменте, чтобы детям было не присесть на его колено.
Скульптуры на высоких постаментах также никуда не исчезли, но эти знаменитости, сидящие на скамеечке, как-то ближе к народу, демократичнее.
Вот в подмосковном Звенигороде Антон Павлович Чехов сидит со своей собачкой на скамейке, а с другого края может к нему присесть простой смертный, как к равному.
Да и к Шаляпину можно пристроиться, хоть и сидит он неудобно на опрокинутой лодочке на берегу Волги в Плёсе.
В Плёсе и на скамейке можно вместе с «Дачницей» отдохнуть, полюбоваться Волгой. Говорят, что прообразом «дачницы» является Софья Кувшинникова, подруга художника Левитана.
В Нижнем Новгороде можно посидеть с Евгением Евстигнеевым, вспомнить его великолепные роли.
А Махачкале можно сразу с двумя дагестанскими поэтами «побеседовать».
В вологодском городке Устюжне Николай Васильевич Гоголь сидит на скамье и как будто из театральной ложи наблюдает за тем, что происходит на сцене.
А там персонажи его комедии «Ревизор»: Хлестаков и городничий. Гоголь никогда не был в Устюжне, но в этом небольшом городке произошла история, которую он описал в своей комедии.
Туристы с такими памятниками не только становятся как бы на равных с известными людьми, но и могут легко сфотографировать эти памятники.
Вот скажите, как рассмотреть лицо Валерия Чкалова на памятнике в Нижнем Новгороде? А ведь говорят, вдова героя заметила необыкновенное сходство памятника с прославленным летчиком.
Не ко всем хочется присесть, например, купец в Мышкине сидит так основательно, крепко. Такой – хозяин жизни! Даже его жена к нему не подсаживается, стоит рядом.
А вот купец в вологодском селе Устье очень добродушный.
Мне кажется, что таких «сидящих» на скамьях персонажей больше изображающих не знаменитых людей, а просто уличной скульптуры. Такой собирательный образ – молодых девушек, каких-то профессий, сказочных персонажей и пр.
В Калининграде в Рыбной деревне есть необычный памятник «Шкипер». Сидит бывший моряк на скамье с обезьянкой на плече, вспоминает море, молодость. И может охраняет покой постояльцев гостиницы «Шкиперская».
В Нижнем Новгороде с «Читателем» газетку «почитать».
А с молодежью нынче не пообщаешься. Уткнутся в свои гаджеты, ни на кого внимания не обращают.
В Сочи.
В Рязани.
То ли дело в Туле. Присядешь к самовару, чайку попьешь, с гостеприимными туляками разговор заведешь.
В Великом Новгороде юного художника лучше не отвлекать. Сесть рядышком на скамеечку, на реку смотреть, которую художник изображает.
Во Владимире на скамейке сидит настоящий хулиган с рогаткой.
А в Астрахани скамья стоит в красивом месте у Лебединого озера. На ней – скульптурная композиция «Семья».
Встречаются скамейки со сказочными героями. Такие я видела в Светлогорске, в Москве в ЦДМ и в вологодском Кириллове.
В Светлогорске в Центральном парке скамья с героями сказки Гофмана: Мари и Мышиный король.
В Москве – Баба Яга
Кириллов – мультяшные герои.
А вам нравятся такие памятники? Может у вас есть свои варианты, поделитесь в комментариях.