Найти тему
Простой человек

И в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ…

Андрей Злобин.
Андрей Злобин.

Андрей Злобин - кандидат технических наук, инженер-механик и математик, в 1990-е годы начальник сектора «Двигатели беспилотных летательных аппаратов» Центрального института авиационного моторостроения ЦИАМ. Он написал страстную статью о возможности возрождения авиации за короткий срок, используя опыт СССР, который с нуля в условиях жестоких санкций сформировал инженерные школы и за полвека создал грандиозную авиационную науку, промышленность; насытил огромную страну необходимыми типами авиационной техники…

Прошло более 30 лет новейшей России, а мы не можем запустить в серию даже «кукурузник». Наши министры-недоучки, дети западной школы менеджмента и идеологии образования узкомыслящих специалистов-винтиков, бесконечно оправдываются… Ибо мыслят также: не обладают широтой мышления советских управленцев, кадровиков.

Со знанием материала Злобин пишет:

… даже неспециалисту будет понятна странная сумбурность происходящего, которая совершенно неуместна применительно к сложнейшей и наукоемкой сфере авиации. То самолет создадут под несуществующий двигатель, то двигатель приспособят под явно неподходящий самолет (многострадальный Ил-112 - пч), то разработают мотор под проблемные иностранные комплектующие ... Нельзя же так … Создается впечатление, что не было почти вековой успешной истории отечественной авиационной промышленности и возрождать ее собираются, основываясь только на скудном опыте последних тридцати лет.

Наш авиапром разрушали целенаправленно:

так, чтобы его нельзя было быстро возродить … последовательно уничтожались самые важные производства, производственные цепочки, профессиональные компетенции, научные и инженерные школы, которые были наиболее выверенными, надежными, обеспечивали независимость отечественной авиации от иностранной «помощи» … Это, в конце концов, и привело к нынешней крайне сложной ситуации, когда крупносерийное производство отечественной гражданской авиатехники, по сути, не реализуемо без новой индустриализации и широкого импортозамещения.

Злобин убеждён, что в авиапроме нет проблемы кадров, а

имеет место повальное дилетантство чиновников и неумение работать с кадрами. Отношение к высококлассным, опытным специалистам как к «винтикам» приводит к тому, что … львиная доля профессиональных навыков и знаний остаются скрытыми и невостребованными ...

Разумеется, что зарплата опытных технарей должна быть высокой, но захотят ли чиновники платить такие зарплаты, «если за тридцать лет они привыкли платить технарям зарплаты дворников?» Скорей всего, нет, - они живут не энтузиазмом подъёма авиапрома, а интересами собственных доходов.

Грустно: пишем, говорим… но те, к кому мы с вами пытаемся достучаться в принципе не понимают нас. Современные «манагеры», натасканные западной школой на «узкую специализацию», на «скилсы», не представляют насколько мощной была подготовка советских рабочих, инженеров и ученых:

… что многие советские спецы способны легко заменить десяток, а то и сотню нынешних «кнопконажимателей», не умеющих шага ступить без компьютера и интернета». А насаждавшаяся политика «людей-винтиков» лишила сферу техники «фундамента и гибкости, основанных на универсальной, разносторонней, междисциплинарной подготовке специалистов.

Вспоминаю, учёбу в советских вузах, готовивших «человека-творца»... Часто можно слышать: зачем изучать то-сё, что якобы никогда не понадобиться на практике… Ну как объяснить дураку, что это необходимо для развития мышления, для закладывания в нём диалектических междисциплинарных связей! Именно всеобъемлющее образование позволило СССР запустить Спутник, и в нём кроется тайна успеха русского гиперзвука, ядерного двигателя и русского оружия. Про поиск технических решений на стыке дисциплин студентам-технарям вдалбливали (минимум) ещё в 70-е годы: для успеха надо владеть хотя бы 25% знания смежной области.

На поверку мы имеем сегодня не новый технологический уклад, а ярко выраженный технологический идиотизм.

- подытоживает Злобин. И с ним нельзя не согласиться.

Прошёлся Злобин и по обратной стороне цифровизации… Советские инженеры работали с логарифмической линейкой, в этом был большой плюс и забывать её не стоит, - «линейка тренировала мозг и приучала к устному счетукрупные советские ученые и специалисты, практически мгновенно выполняли в уме сложнейшие математические расчеты». Сегодня даже простое отключение света способно вызвать «настоящую панику, полную остановку работы, как отдельных сотрудников, так и целых коллективов».

Настоящее научно-техническое творчество и умственная лень не совместимы. В масштабах страны сотни тысяч и миллионы обленившихся мозгов — это почти катастрофа. Это обратная сторона цифровизации, которая при безграмотном подходе способствует оболваниванию научных и инженерных кадров. Я это хорошо понимаю, поскольку наравне с высшим техническим (МВТУ им. Баумана) имею и высшее математическое образование (МГУ им. Ломоносова),

- утверждает Злобин.

Обратил внимание автор и на необходимость будущих инженеров постоянно учиться, но проблема в том, что нет хороших учебников, технической литературы. При этом он отмечает, что электронный учебник не способен заменить бумажный, потому что «С точки зрения структурирования технической информации, ее эффективного восприятия, запоминания, грамотно изданный бумажный учебник по-прежнему вне всякой конкуренции».

Важное значение для возрождения авиации имеют энтузиазм и романтика неба. В начале XX века государство всячески поддерживало авиаторов и благодаря этому формировались известные авиационные династии. Вся страна гордилась авиационными достижениями, но энтузиазм рождался не на пустом месте, его вдохновляли известные писатели, поэты, композиторы, режиссёры.

Плакат времён становления советской гражданской авиации.
Плакат времён становления советской гражданской авиации.

Очень важное, фундаментальное значение имеет обращение Злобина к руководителям и организаторам российского образования. Он пишет:

… нужно понять, что десятилетия оболванивания российских учащихся «голой цифрой», в отрыве от физики, химии, других фундаментальных дисциплин, не имеет ничего общего с новым технологическим укладом. Голая цифра в отрыве от производственных задач — это самая настоящая идеологическая диверсия. В итоге в стране сегодня наплодили сотни тысяч цифровых болванов, главным умением которых является примитивное «вязание крючком» интернет-сайтов … Если так будет продолжаться и дальше, то после цифрового оболванивания вновь станет актуальной ликвидация неграмотности населения… Не нужно путать информационное общество и новый технологический уклад. Если информационные технологии служат для переливания из пустого в порожнее, то бесполезно ждать от них технологического прогресса.

В заключении статьи Злобин ещё раз напоминает о лидирующем значении авиапрома, авиации. Он совершенно справедливо говорит:

Все достижения в любой области техники зависят от авиационных технологий, как самых передовых. Энергетика, космос, кораблестроение — все завязано на авиационные технологические достижения. И если в авиационной сфере страны образуется брешь, если десятилетиями не работало крупносерийное производство гражданских самолетов, то Запад не воспринимает такое государство как конкурента,

К сожалению, реальность, такова, что вот уже 30 лет мы не может «наладить крупносерийное производство даже простейших кукурузников, которые позарез нужны регионам», а ведь задача сделать почти тысячу авиалайнеров до 2030 года — во много раз сложнее… Решить её поможет на этом этапе советский опыт.

Что сейчас нужно, чтобы резко ускорить возрождение авиапрома? Прежде всего «слезть с иглы» затратных и капризных западных технологий. Во время Великой Отечественной войны быстрый рост выпуска нашей авиатехники был обусловлен тем, что использовались максимально доступные конструкционные материалы и упрощенные технологии производства. Это же позволяло массово привлекать в авиационную промышленность неквалифицированных рабочих и эффективно обучать людей прямо в процессе работы. Восстанавливать сегодня нужно именно те авиационные инженерные школы, технологии и технологические цепочки, которые западные кураторы гробили под флагом «перестройки». Сегодня нужно делать упор не на цифровизацию, и не на массовое строительство разного рода недвижимости, корпусов, бетонных коробок, в которых некому и не на чем будет работать. Опираться нужно на людские ресурсы — на традиционные для России золотые головы и золотые руки, на практике доказавшие в военные годы свою способность быстро возрождать авиационную промышленность из пепла. У нашей страны есть богатый исторический опыт возрождения и развития авиационной промышленности практически с нуля. Грех этот опыт не использовать,

- убеждён Андрей Злобин.

Очевидно, что Злобин видит сходство положения страны во время ВОВ и нынешним. Именно общность ситуация является основанием использовать успешный опыт СССР. Но, к сожалению, до сих пор не ясно, - осознают ли так ситуацию наши начальники. Мне сдаётся, что нет. Объективно Запад по-прежнему желает Россию уничтожить и, казалось бы, нужна такая же мобилизация воли и ресурсов, как и в СССР. Но проблема в типе государства, в его идеологии. В СССР народ, государство, экономика суть едины. Сейчас этого единства нет: интересы народа во многом не совпадают с интересами правящего класса, экономика раздроблена интересами государства, бизнеса и чиновников. Ну, нет сейчас необходимой идеи (если не считать «рынок») и одержимости у правящей верхушки для смелых и решительных организационных действий по реиндустриализации!.. Их политика чисто рефлекторная… Плывут по течению… Впечатление, что до них «не доходит» опасность ситуации, в которую они втянули страну, народ в 91 году. Не стоит удивляться, - у власти последователи тех, кто допустил деиндустриализацию, и за 20 с лишним последних лет (сравни с СССР!) не осознали, что натворили и, следовательно, не предприняли решительных действий для исправления трагических ошибок.

Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки необходим другой взгляд на рынок: он - не фетиш, а лишь один из инструментов мотивации экономики. Вся экономика должна быть под контролем государства: не государство, ни народ - для бизнеса, а наоборот, бизнес - для государства, народа. В стране всё должно быть взаимоувязано и контролироваться «Госпланом». Только на таком идеологическом основании народ поддержит государство, и Россия сможет быстро совершить реиндустриализацию, и насытить страну своими самолётами.