Сразу заметно что это не исторический Вавилон второго тысячелетия до нашей эры, местность напоминает Голландию 16 века. Художник переносит библейский сюжет в свою эпоху для воплощения некоторых идей о которых речь пойдёт ниже.
Библейский сюжет рассказывает историю о строительстве башни с целью достичь небес, но Бог вмешивается в планы людей, "смешивает" им языки и рассеивает их по всей Земле.
Ветхий Завет глава 11:
Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
Однако, на картине Питера Брейгеля нет признаков, что работники не понимают друг друга, наоборот колоссальные усилия прикладываются для возведения башни. Присмотревшись к деталям на всех этажах можно увидеть множество работников которые выполняют свои обязанности с большим энтузиазмом. Процесс строительства прекрасно организован, каждый занят своим делом.
На переднем плане Король инспектирует строительство с группой придворных, работники склонились у его ног, инженер (архитектор) дает отчет о ходе выполнении работ.
Но никто не замечает очевидные просчёты в конструкции башни, фасадная (наружная, из светлого кирпича) часть и внутренняя конструкция (из красного кирпича) не подходят друг к другу, нельзя точно сказать почему произошла ошибка в расчетах, возможно из-за горы которая находится в основании.
Жители города могут видеть только внешнюю часть фасада которая обращена в их сторону, с этой точки зрения башня выглядит неплохо, но если смотреть со стороны порта, можно увидеть признаки надвигающейся катастрофы.
Печально осознать, что огромные усилия потрачены впустую в конечном итоге строительство закончится катастрофой. Кажется что все в городе подчинено строительству и его обеспечению. Строители применяют сложные механизмы, специальные краны для подъема кирпичей и грузов, трудно представить какой сложный путь пройдет один кирпич от холма на котором Король проводит инспекцию до самой вершины башни. Как видно, Брейгель указывает на отсутствие "умеренности" у людей которые осмелились строить памятник собственному величию. Без христианской добродетели умеренности невозможно сделать блага, картину можно интерпретировать как манию величия человечества.
Люди строят не просто башню, а идол своей гордыне и мании величия. Они отошли от идеи достижения небес и Бога и сосредоточились на своей деятельности. Используя технологии и подчеркивая свои инженерные достижения в которых нет ничего кроме надменности и высокомерия. Мы можем интерпретировать картину как аллегорию неправильного понимания Бога и ложную интерпретацию Библии.
Колизей Папы римского
Башня Брейгеля архитектурными формами похожа на Римский Колизей, по мнению исследователей это может быть отсылка на главу Римской Католической церкви.
Фасад семи этажей башни выполнен с колоннами и арками крайне похожими на фасад Римского Колизея.
В основании башни лежит скала, что не может быть случайным. В Евангелии от Матфея Христос говорит о скале на которой он построит свою церковь, это знаменитая часть Библии где говорится об основании Католической церкви в которой Петр стал первым Папой. Скалу в основании башни благодаря чему произошла ошибка в строительстве можно интерпретировать как критику папства и церкви.
Церковь закладывает ошибку в фундамент возводимого сооружения. Внешняя оболочка может служить символом формального поверхностного отношения к вере где за внешними формами скрывается ложное содержание.
Роттердамская версия башни
На этой версии картины не видно признаков неправильного строительства и надвигающейся катастрофы, кажется что сооружение не имеет дефектов и хорошо выглядит. Однако сама Башня аналогично выполнена в формах Колизея, она достигает гигантских пропорций, вершина проникает сквозь облака.
Если приглядеться в самом центре на четвертом этаже можно увидеть красное пятно, исследователи считают что это красный балдахин который использовался во время процессий Папы Римского.
Такой балдахин можно увидеть на гравюре с изображением процессии на религиозном празднике.
Процессия на картине Брейгеля следует в церковь которая находится на этом этаже Башни. Если присмотреться на этаже ниже можно найти другую церковь. Получается, что на каждом этаже башни находятся церкви разных христианских конфессий.
Библейский сюжет с запутыванием языков превращается у Брейгеля в смешение религиозных конфессий. Каждая новая конфессия провозглашает себя как единственно "правильное" Христианство. Вместо того чтобы искать пути к Богу люди основывают одну конфессию за другой что в итоге отдаляет их от Христианства и разжигает религиозные войны и вражду.
________________________
Благодарю вас за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы ничего не пропустить! 👋