Найти в Дзене

Образ социального предпринимателя в России, Казахстане и Беларуси. Что общего и в чем различия?

Оглавление
Иллюстратор Никита Бестужев
Иллюстратор Никита Бестужев

В отличие от авторитета или репутации, образ чего-либо складывается на основе эмоционального восприятия человека, а не на анализе. Это восприятие может даже не подчиняться законам логики, а формироваться на бессознательном уровне.

Образ социального предпринимателя складывается из многих факторов и ассоциаций. Его можно охарактеризовать в призме двух измерений: способности решать социальные проблемы, а также его предпринимательского потенциала — финансовой устойчивости предприятия, профессионализма лидера, конкурентоспособности, вклада в экономическое развитие. Другой шкалой может быть зависимость от государственной поддержки и других видов внешних ресурсов.

Какими из этих характеристик наделяют образ социального предпринимателя в России, Казахстане и Беларуси? Рассказываем о результатах исследования в нашей статье.

Основные характеристики образа

Существует четыре основных фактора для оценки образа социального предпринимателя в каждой из трех стран:

  • Эффективный предприниматель, создающий социальную ценность, предлагает инновационное решение социальной проблемы при поддержке фондов, инвесторов и общества;
  • Находится в зависимости от внешних источников финансирования, слабый бизнес, не поддерживаемый государством и обществом, несчастный человек;
  • Скорее коммерческий, а не социальный предприниматель, безуспешный бизнесмен; одиночка, работает без команды;
  • Не поддерживается государством и церковью.

При этом респонденты (участники конкурса SAP UP 2017 года) оценивают образ социального предпринимателя в США как гораздо более близкий к «идеалу», чем в каждой из трех стран, участвовавших в опросе. Образы собственной и других стран СНГ они характеризуют как более «слабые», менее эффективные и менее инновационные, более зависимые от внешних ресурсов и не поддерживаемые правительством, обществом и церковью.

Что общего и в чем различия

Респонденты из России, Беларуси и Казахстана по многим характеристикам имеют схожие взгляды на образ социального предпринимателя своей страны, США и «идеальной страны».

Социальные предприниматели из всех трех стран склонны приписывать характеристику «Не поддерживается церковью и государством» образу социального предпринимателя в своих и других странах СНГ.

При этом их взгляды сильно отличаются в отношении характеристики «Скорее коммерческий, а не социальный предприниматель, безуспешный бизнесмен; одиночка, работает без команды». Так, белорусские респонденты считают образ социального предпринимателя в своей стране более «социальным», а казахстанские участники в своей более «коммерческим».

Ориентация на прибыль или решение социальных проблем

Участники исследования из России и Беларуси считают, что социальные предприниматели в их странах больше ориентированы на социальные результаты и решение социальных проблем. В то же время, по мнению опрошенных участников из Казахстана, социальные предприниматели больше ориентированы на прибыль во всех трех странах.

При сравнении с СП в США, респонденты отмечали, что образ социальных предпринимателей в этой стране больше «ориентирован на прибыль», то есть их деятельность больше коммерческая, чем социальная.

Поддержка и эффективность

По результатам исследования социальные предприниматели из трех стран считают, что СП в их стране и других странах СНГ скорее не поддерживаются государством и церковью. При этом в отношении образа социальных предпринимателей в США и предпринимателей «в идеальных условиях» они приписывают противоположную характеристику.

Важно отметить, что социальные предприниматели из Беларуси в основном приписывают «слабую» характеристику образу социального предпринимателя в своей стране. Они дают самые низкие баллы своей стране по фактору «Эффективный предприниматель, создающий социальную ценность, предлагает инновационное решение социальной проблемы при поддержке фондов, инвесторов и общества». Одновременно с этим они поставили самые высокие баллы в отношении фактора «Не поддерживается государством и церковью».

Кроме того, они характеризуют образ социального предпринимателя в своей стране, как не сильно соответствующего характеристике «скорее коммерческий, а не социальный предприниматель, безуспешный бизнесмен; одиночка, работает без команды», чем респонденты из других стран.

С методологией и подробными результатами исследования вы можете ознакомиться на сайте журнала «Позитивные изменения».