5 декабря 1931 г. в Москве был взорван главный собор страны - Храм Христа Спасителя. То был разгар антирелигиозной борьбы, как и вообще борьбы с прошлым. Не пройдйт и года, как на воздух взлетит мемориал на Бородинском поле, как "не имеющий историко-архитектурного и художественного значения". Зато имел в своём составе необходимый стране чугун... Немало архитектурных памятников исчезли тогда навсегда. И у тогдашних радикалов ведь была аргументация! Мол, за что тогда боролись?! Почему народные средства должны тратиться на сохранение всех этих барских усадеб да церквушек?! Старую Москву, к примеру, предполагалось сократить до пределов Кремля, на остальной территории - новый социалистический город будущего. К счастью, к середине десятилетия подобные взгляды вышли из моды одновременно с частичной реабилитацией дореволюционной российской истории.
К Храму Христа Спасителя и раньше было неоднозначное отношение. Выдающийся искусствовед и реставратор Игорь Грабарь называл его "образцом ложнонационального вкуса". По мнению экономиста и социолога Александра Чаянова, храм блестел, "точно тульский самовар". Едко прошёлся по собору, уж простите, Тарас Шевченко: "Точно толстая купчиха в золотом повойнике остановилась напоказ среди белокаменной». При том, что кобзарь в целом Москвой восхищался. И даже в путеводителе 1917 года авторства братьев Сабашниковых храм удостоился весьма жёсткой характеристики: "Здание не поражает ни величественностью, ни стройностью линий… Холодом веет от высоких, преднамеренно гладких стен. Бедность замысла не скрашивается барельефами, опоясывающими здание».
Возможно, тогда действительно сооружение казалось неуместной громадой в малоэтажной Москве. И сейчас, в новой архитектурной обстановке, воссозданный вариант смотрится лучше. Хотя, если знать предысторию и посмотреть профессиональным взглядом - новодельщина так и прёт... Ну да ладно. Есть у нас новоделы и на порядок хуже.
Несколько месяцев шёл процесс подготовки к взрыву здания - демонтировали всю отделку, росписи, позолоту, горельефы. Работа шла с августа по декабрь. Особую ценность представляли позолота, мрамор, бронза.
Всего с куполов получили порядка 20 пудов (320 кг.) золота. Накануне подрыва пришлось отселять жителей всего окрестного квартала. Но взорвать корпус храма удалось только с третьей попытки. Чтобы расчистить площадку от обломков понадобилось больше года - далее на фундаменте храма должен был вознестись гигантский Дворец Советов...
Позже уже сарафанное радио пустит слух, что якобы руководивший сносом Лазарь Каганович в момент подрыва сказал: "Задерём подол матушке-Руси!". Никаких подтверждений этому нет. Более того: Каганович не руководил сносом. Судя по всему мы имеем дело с очередным мифом. Не хватает только злорадной усмешки и хасидской пляски иудо-большевика на руинах собора.
А вот две противоположных творечских реакции. От официоза (талантливый, но неистовый Демьян Бедный) :
От храма Христа Спасителя —
Фить! —
Нет и помину,
Исчез неизвестно куда!
Вот это темпы, да!
Нам — радость, а старому — драма.
От такого, сказать с позволения, храма
Мусорный след.
А ведь строился столько лет!
Нынче от этого чуда
Осталася груда
Мусору и кирпичей,
Мухомор не мозолит нам больше очей...
От колокольного трезвона
Уже не пухнет голова,
И у церковного амвона
Уж не корячится Москва.
Дела совсем уже не бойки
У колокольной каланчи,
Идут на чудо-новостройки
Святых развалин кирпичи...
Под ломами рабочих превращается в сор
Безобразнейший храм, нестерпимый позор.
Д. Бедный
От самиздата. Автор - бывший офицер (по неподтверждённой версии даже успевший послужить в колчаковской контрразведке), научный сотрудник Государственного Литературного Музея Николай Арнольд:
Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!
По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.
С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена.
Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион –
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!
Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут –
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!
Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.
Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.
Клодт, Семирадский, Рамазанов,
Маковский, Марков – это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.
Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что "шапка золота литого"
Легла на плаху под топор!
Н. Арнольд
Спасибо за ознакомление! Следите за каналом, подписывайтесь, комментируйте и тому подобное)