Найти тему

А многие ли от кредитов обогатились? Наставления христианам в проповеди святителя Василия Великого о богатстве и нищете

Оглавление

«Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне». Кондак святителю Василию Великому, глас 4

Святитель Василий Великий, он же архиепископ Кесарии Каппадокийской (нынешняя Турция), церковный писатель и богослов, жил в IV веке. Церковь называет его небоявленным, богоносным и богомудрым святителем.
Мозаичный образ святителя Василия Великого (XI в.) в греческом монастыре преподобного Луки Элладского. Источник: https://obitel-minsk.ru/lutschije/2023/01/vasilij-velikij
Мозаичный образ святителя Василия Великого (XI в.) в греческом монастыре преподобного Луки Элладского. Источник: https://obitel-minsk.ru/lutschije/2023/01/vasilij-velikij

Имя Василия Великого по праву в числе трёх каппадокийских отцов Церкви - наряду со святителями Григорием Нисским и Григорием Богословом.

Василий Великий прославился изобретением иконостаса и составлением литургии Василия Великого. Кроме того, святитель известен, как автор пятой, шестой молитв утреннего правила и многочисленных проповедей. Одна из них - о богатстве и нищете - заслуживает, на мой взгляд, особо пристального внимания.

И, конечно, не только правилами христианина, которые актуальны и сейчас, в наше время. Меня поразило, что уже в IV веке (!), святитель, можно сказать, «по полочкам» разложил ситуацию с займами. Ниже - отрывки из проповеди с комментариями автора.

О заимодавцах и должниках

О сем же никто из нас не помышляет, но сребролюбец, зря мужа на колена преклоншегося, и при ногах его молящегося, и чего от смирения не творящего, дабы он хотя взаим дав, помог его нищете, не милует безвинно бедствующего, но непреклонен и неумолим стоит, ротится и клянется собою, что по истине не токмо не имеет денег, но будто и сам ищет человека, у которого бы занять.

Утверждает лжу клятвою, к злой купли бесчеловечия клятвопреступление присовокупляет. Если же просящий взаим упомянет о лихве, скажет только о залоге, тогда потупив несколько глаза, усмехается, напоминает, будто отец его друг ему был и любимец; и, вот осмотримся, говорит он, нет ли где-нибудь завалившегося у нас сребра, которое, помнится, положил у меня некоторой человек с тем, чтоб отдать в рост.

И хотя тяжкую лихву назначил, но мы сколько-нибудь облегчим и наложим меньшую. Сие вымышляя таковыми словами, ласкательствуя и прельщая бедного, письменно его обязует, и сверх нищеты отягчающей его, еще и свободу у него отнимает. Что ты делаешь бедный человек, денег ли и прибытков ищешь от неимущего?

  • Ежели бы он богатым сделать тебя возмог, так чего бы у твоих дверей искал? О, бедствия! Пришед обрести вспомоществование, врага обрел; врачебные помощи ищущий, отраву получил. Где должно утешать было нищету мужа, ты приусугубляешь убожество, желая и последнее его имение отнять.
Но как мало-помалу деньги истрачиваются, а время приходит, и лихвы с собою приближает, то ему ночью спокойства не бывает, день для него не светел, солнце не красно, и сам своею скучает жизнию, ненавидит дни к сроку приближающиеся.

Когда спит, во сне заимодавца видит у главы его предстоящего; но когда и не спит, то мыслит, и печется о лихве. Но лихвы ищущему сие сказать надлежит: Пий воды от твоих сосудов (Притч.5:15), и от источников твоих, то есть, не ходи на чужие источники, но от своея капли избирай себе способы к житию.

Имеешь ли медь, ризы, скоты, сосуды многоразличные? То все отдай. Лучше всего лишиться, нежели лишиться свободы. Но стыжуся, скажет кто-нибудь, сие в народ объявить. Что ж, лучше ли, когда другой то же всем объявит, и в твоих самых глазах оное продаст за самую малую цену?

Читаю и думаю, друзья, какая же это знакомая картина! Словно списана с нашей жизни! Я знаю семью, которая умудрилась набрать 10 кредитов! И сколько помню - они всё платят и платят. Сначала члены семейства расстраивались, переживали, что не получается их погасить. А сейчас, смотрю, привыкли. И даже всех вокруг убеждают, что, мол, весь мир так живет.

Что, кстати, полная чушь. Ни один разумный человек не станет брать на себя непосильный займ, заведомо соглашаясь превращать свою жизнь и жизни своего семейства в сущий ад. В общем, всё идет так, как сказано в проповеди святителя:

«Но лихвы ищущему сие сказать надлежит: Пий воды от твоих сосудов (Притч.5:15), и от источников твоих, то есть не ходи на чужие источники, но от своея капли избирай себе способы к житию».

Как выбраться из нищеты?

Не ходи к чужим дверем: студенец бо чуждий поистинне тесен есть (Притч.23:27). Лучше трудом и художеством мало-помалу вспомоществуй нуждам твоим, нежели, внезапно возвысившись чужим богатством, наконец, всего своего стяжания лишишься.

Итак, ежели имеешь чем заплатить, то для чего настоящую бедность сим вспомоществованием не отвращаешь? Если же не отдаешь, усугубляешь зло злом. Хотя ты теперь и беден, но свободен.

Взявши взаим не обогатишься, а свободу теряешь. Раб бывает заимодавцу должник, и раб еще наемный, который непреминуемую сносит службу.

Пси, когда берут, укрощеваются; заимодавец же, приемля, сваряется, не престает бо лаяти, но вящше взыскует, когда ты клянешься, не верит, испытует и внутренняя дому твоего; о доходах твоих любопытствует.

Как скоро ты из дому твоего выступишь, влечет тебя к себе и поносит; но ежели внутрь дому скрыешься, стоит он на дворе, стуча в двери, при жене твоей посрамляет тебя, при другах укоряет, на торжище не дает тебе ниже слова выговорить, и в праздник тоже злое сретение неспокойную тебе наводит жизнь.

Но великая, речет кто-либо, нужда, и нет никакого другого способа к взятию денег; какая же от того польза, что он на один только день дал тебе сроку?

Не могу забыть, как мой приятель, глава семейства, задумал начать свой бизнес, не имея на то собственных средств. И исполнил мечту - взял огромный кредит. Любой финансист скажет, что этот шаг - чистое безумие. Вся родня умоляла его остановиться. А он ни в какую! Знай, себе твердил: «Вы не хотите меня поддержать, потому что в меня не верите!».

Был бы жив Василий Великий - знаете, что сказал бы ему?

«Не бери займ - натерпишься лихвы!»

Претерпим ныне тесноту убожества, и да не отлагаем ее до утреннего дня, потому что не взявши взаим, равно убог будешь и заутра так, как и ныне; а взявши, большее мучение претерпишь от наростающей лихвы.

Ныне никто тебя не осуждает за то, что нищенствуешь, невольное бо зло, если же лихвам ты повинен, то уже нет такового, который бы не стал гнушаться твоего безумия.

Рассуди прежде, чем заплатишь. Из тех ли доходов, которые получаешь? Но их и для исправления нужды, и для выплачения не довольно. Если же и лихву твою соравнишь, то откуда столь много усугубятся деньги твои? Рану раною же никогда не лечат; и зло от зла не поправляется. Ты скажешь, как же я препитаюся? Имеешь руки, имеешь художество, нанимайся, служи.

Многия промыслы суть жития, многие способы. Немощен ли ты? Проси от имущих. Если же за стыд почитаешь просить, то стыднее еще, взаим взявши, не отдать.

Муравей не прося, ни взаим приемля, может препитаться, и пчела останки пищи своея царем дарствует, которым ни рук, ни художества природа не дала; ты же будучи благомысленное животное, человек, хотя одно от всех искуств не обрящешь ли к препровождению своего жития?

Богат ли ты? не отдавай в лихву сребра твоего. Убог ли ты? Не бери взаим.

Церковь называет Василия Великого небоявленным, богоносным и богомудрым святителем. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/673288213019299354/
Церковь называет Василия Великого небоявленным, богоносным и богомудрым святителем. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/673288213019299354/

Ибо, ежели ты изобилуешь, не требуешь займа; ежели же ничего не имеешь, не возможешь отдать долг. Не предавай жития твоего на раскаяние.

Взаим же емлющий есть и убог, и купно в великом беспокойстве находится: всегда пребывает в размышлениях, иногда ценя свое имение, иногда пышные домы, богатых поля и одежды встречающихся.

Если б все сие, говорит сам в себе, было мое, за столько то бы все оное продал, и освободился бы от долгу. То же самое у него и нощию в сердце, и днем те же помыслы его занимают. Если кто во двери ударит, то должник скрывается под ложе. Если кто скоро вошел, его сердце содрогнулось.

Согласно философии святителя Василия, долги - это бесконечное зло. И сейчас ничего не изменилось. Посмотрите, друзья, у нас нет человека, не взявшего кредит. Но одно дело, верно рассчитать свои силы. И совсем другое - взять так, будто головой в омут! «Да ладно! Как-нибудь выкручусь!». Только время идет, а у него ничего не меняется. Лишь долгов больше становится.

Что же касается знакомого моего, взявшего займ на открытия бизнеса, он в итоге запутался в долгах и прогорел. А сумма-то крупная 8 миллионов! Как закрыть такой крупный долг, когда у самого квартира и та в ипотеке?!

Это катастрофа, скажу я вам. И это очень страшно видеть, как мучается и не может найти выход человек.

Конечно, мне могут возразить, что в наше время в таких случаях возбуждается дело о банкротстве. И горе-заёмщика признают банкротом, если не увидят в его действиях с кредитом криминала. Вот только эта история закончилась тем, что у мужчины не дождался конца процедуры банкротства - сердце не выдержало. И он, прости Господи, Богу душу отдал...

А многие ли от кредитов обогатились?

Я думаю, что больше из них сами себя умертвили. Ты сих не исчисляешь, которые от взысканий не терпя срама, чрез удавление смерть поносной жизни предпочли.

Видел я жалостное зрелище, детей свободных за долги отеческие на торг влекомых. Ты не в силах оставить имения детям своим? По крайней мере, не отъемли у них благородства.

Едино сие соблюди им стяжание свободы сей залог, который от родителей своих ты получил. За убожество отцовское никто обвинен не бывал, долг же отеческий в темницу влечет. Не оставляй (одолжительного) писания, как клятвы детей, которая на детей и на внучат преходит.

Богатство, глаголет Пророк Давид, аще течет, не прилагайте сердца (Пс.61:11). Удивися сему гласу: богатство, аще течет.

Временно есть богатство: скорее источника протекает своих владетелей, весьма часто их переменяя.

В заключение лишь добавлю, что невозможно не восхититься прозорливостью и мудростью святителя Василия Великого! Ведь его цитата «не оставляй (одолжительного) писания, как клятвы детей, которая на детей и на внучат преходит», в современной интерпретации закона гласит о том, что наследники отвечают по долгам наследодателя (статья 1175 ГК РФ).

Не забывайте про своих святых и Ангелов-хранителей, друзья! Никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавайтесь! Будьте счастливы и здоровы!