Скоро Новый год. С начала декабря ломаю голову, что поставить на стол? Гостей немного, но будут только самые близкие и дорогие люди и естественно хочется расстараться, порадовать. Мучительно вспоминала, что готовили на Новый год в моей советской юности. Думала стяну оттуда что-то вкусненькое.
Вспомнила, представила и решила: не-не, нафиг-нафиг… Не потяну.
И вот кстати, кто помнит, что накрывали на Новогодний стол в советском детстве и юности. И я не про напитки.
Я помню, что огромная семья собиралась у бабушки. Огромная, потому что у бабушки было шестеро сыновей и все приходили с семьями. С детьми и женами – это само-собой, но еще и с братьями-сестрами жены, племянниками… За стол в то время садилось человек сорок-пятьдесят.
Вот сейчас мне все это кажется просто кошмаром, а тогда – это было нормально, весело. И при этом телевизор не смотрели. «Голубой огонёк» – это потом, повтор посмотрим. А в сам новый год – застолье, песни, танцы под радиолу, катание с горок и просто катание в снегу. Крепости и снеговиков лепили, а потом выбирали лучшего. Замерзнув снова собирались за столом, но уже не ели, а пили чай с бабушкиными пирогами и снова пели… Утром папы разбирали детей и тащили их домой, а мамы помогали бабушке с уборкой. И первое января – это уже только дома, только своей семьёй, с телевизором, тихими разговорами под торшером.
Это была ностальжетная часть, сейчас «кулинарная» – чего на новогодний стол ставили.
Фрукты – мандарины и яблоки; конфеты – самые разные, но самые вкусные – это «Мишка на севере» и «Морские камушки», была еще карамель «Столичная», но детям её не давали, потому что он с алкоголем. А еще были конфеты «Огни Прикамья» и «Камские огни» и выставка шоколадных дедов Морозов, Зайцев, Лисчичек… Я вот сейчас вспоминаю все это и задаюсь закономерным вопросом: как у нас никакой аллергии-то не вылезло и как все это в нас лезло?
Но это так, развлечение, больше для детей. А огромный стол, за который усаживалась вся семья, был заставлен полностью – ни сантиметрика свободного пространства. У кого как – не знаю, а у нас на стол сразу ставились блюда с разрезанными на куски пирогами – мясными, капустными, рыбными и картофельными шаньгами – это прям центром всей композиции было. Следующим рядом были холодные закуски и соленья, перемежаемые мясными нарезками – запеченная говядина, порезанная тонкими пластинами, язык, копчения, ветчина, буженина и т.д. Следующим «слоем» выстраивали рыбные блюда, чаще всего рыбные нарезки и холодную запечённую рыбу.
Когда все, наконец, усаживались за стол, вносили холодец.
Где-то часа через полтора-два, когда на столе все-таки образовывалось немного пустых блюд, шли варить пельмени. И вот уже только после них начинались песни-танцы-гулянья. Десерты – это под утро, с чаем. (Ну, тут думаю понятно, что кому-то чай, а кому-то и рассол).
Ну, собственно, это было описание классического застолья в нашей, тогда ещё огромной, семье.
Те, кто родом из Советского Союза, должны помнить, что с течением времен с продуктами в стране наступали перебои. А большие застолья, между тем, продолжали пользоваться популярностью. Это свадьбы и юбилеи в кафе или ресторане, а Новый год, как был домашним праздником, таковым и оставался. И наша семья всё так же продолжала собираться у бабушки. И на стол все также ставили пироги, соленья, салаты, закуски и т.д. Вот только в пирогах уже был не палтус, а рыбные консервы, нарезки состояли из колбас, рыба – селедка и треска или хек под маринадом… И вот наступило такое время, когда на прилавках были только минтай, путассу и мойва.
А бабушка моя, надо сказать, все ж таки и любила, и умела соорудить нечто такое, удивительное. И вот, как раз на Новый год, приготовила жареную мойву с апельсинами.
Поскольку я это не только пробовала, но и ела, то могу сказать, что это съедобно и вполне вкусно. Вот только описать вкус – это мне, конечно, не дано.
Но, вдруг да среди читателей найдется отважный человек и рискнет такое приготовить, прежде чем предлагать гостям, попробуйте сами. А рецепт очень прост.
Мойва чистится, моется, обсушивается, слегка припыляется мукой и обжаривается до готовности на растительном масле. Рыбки солят уже на сковороде, когда переворачивают. Жарится мойва очень быстро, нажарить можно много. (Чистить ее правда муторно). Апельсин чистится, и нарезается кольцами или полукольцами – это от того зависит насколько большой плод. Апельсиновые колечки выкладываются на плоское блюдо, немного присаливаются, посыпаются черным перцем и сбрызгиваются лимонным соком. На апельсин выкладывается репчатый лук, порезанный полукольцами и чуть обваренный кипятком. На лук выкладывается жаренная мойва, на неё лук, на лук апельсины, которые так же солятся, перчатся и сбрызгиваются лимонным соком.
Лучше подготовить апельсиновую «подушку» заранее и на нее выкладывать горячие рыбки, прямо со сковородки. Ну и постоять этому безумию нужно, хотя бы часик. Сюда же подходят маслины или оливки. Хоть целиком, хоть дольками.
В общем, кто любит кулинарные эксперименты, может рискнуть и испугать свои вкусовые рецепторы.
Приятного аппетита.
Не забывайте подписывать на мой ТГ Solo Васия
И обязательно заглядывайте на мой проект «Нацизм германский, нацизм украинский» на платформе «sponsr».