Елочка-елка! Сначала долго не приживалась, затем то появлялась, то исчезала — но в конце-концов все-таки стала главным символом Рождества и Нового года. Погрузимся в историю и посмотрим, как у нас украшали новогоднюю елку на протяжении двух столетий.
С чего все началось
Считается, что традиция наряжать деревья существовала у разных народов еще в дохристианские времена. Но именно хвойные и именно в честь Рождества стали украшать лишь в Германии XVI века. Огоньки на ветках символизировали звездное небо, а навершие Вифлеемскую звезду — ознаменование рождения Христа.
Первую попытку принести рождественский обычай в Россию предпринял Петр I в 1700 году. Для начала он учредил новую дату празднования Нового года — с 31 декабря на 1 января (до этого Новый год отмечали то в марте, то в сентябре), а затем повелел украсить столицу хвойными деревьями:
...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...
Петр с большим рвением следил, чтобы новые традиции празднования соблюдались не хуже, чем в Европе, и сам принимал в них активное участие. Однако после смерти императора в 1725 году все нововведения сошли на нет и были забыты на ближайшие сто лет.
Триумфальное возвращение и «елочный бум» XIX века
Второй раз елка вошла в дворцовые залы, благодаря жене Николая I — принцессе Фридерике Шарлотте Прусской (она же Александра Федоровна). Следуя обычаям своей страны, в 1828 году императрица организовала при дворе первую рождественскую «детскую елку». А уже в 1840-х Петербург захватил настоящий «елочный» ажиотаж: новый символ Рождества теперь стоял во всех столичных домах. На такую популярность заметно повлияло повальное увлечение немецкой литературой и творения именитых швейцарских кондитеров, которые продавали в своих лавках елочки, украшенные пирожными, шоколадом и пряниками.
Елку поначалу даже называли «сахарным деревом», потому что она была украшена сладостями.
Первая публичная елка прошла в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала. После этого ее устанавливали уже везде: в театрах, дворянских и офицерских собраниях — и все больше за пределами столицы.
Крестьяне елку не наряжали — считали это барской причудой — зато неплохо зарабатывали на продаже елок на городских базарах. Знать же стала соревноваться, у кого елка крупнее и роскошнее убрана: ее увешивали драгоценностями, цветами, сладостями, фруктами, свечами, лентами и колокольчиками.
Появились и елочные игрушки. Самыми дорогими и желанными были немецкие стеклянные шарики и картонажи — объемные фигурки, которые нужно было склеивать из двух половинок. Шарики стоили баснословных денег и были доступны лишь высшим чинам, поэтому елки в домах обычно украшали орехами, расписанными яичными скорлупками, бумажными цветами и самодельными фигурками из воска и ваты. Еще на елку часто подвешивали бонбоньерки — маленькие коробочки со сладостями внутри.
В магазинах продавались даже наборы для изготовления игрушек: в них входили ореховые скорлупки и шишки, порошок для золочения, серебристая поталь, кисти и клей. Отдельно можно было купить картонки с нарисованными лицами для тканевых ангелочков и человечков. Чем не современный хендмейд-бокс?
Собственное производство елочных игрушек в Российской империи началось, когда в 1848 году князь Александр Меншиков получил разрешение построить стекольный завод в Клинском уезде Московской губернии. Крестьяне быстро освоили стеклодувное ремесло, начали открывать собственные мастерские по всей волости и постепенно объединяться в артели. В 1914 году появилась самая крупная «1-я Российская стеклодувная артель», которая продолжала производить игрушки даже при советской власти — вплоть до 1929 года.
В начале XX века и после революции
Во время Первой мировой войны Святейший синод провозгласил рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу». После прихода большевиков ко власти праздник ненадолго вернулся, но только до 1926 года. Теперь Рождество запретили и в рамках антирелигиозной кампании, и как «пережиток буржуазного прошлого».
Украшение елки стало считаться антисоветским преступлением и отслеживалось патрулями — однако люди все равно делали это тайком, не желая отказываться от праздника. Традиции сохранялись, несмотря на давление и пропаганду.
В 1935 году празднование Нового года все-таки решили официально возобновить — но с исключительно идеологическим посылом. Отныне это «праздник счастливого детства». В канун 1938 года в Колонном зале Дома союзов стояла 15-метровая елка с 10 тысячами игрушек — ее позже называли самой главной елкой СССР.
Помимо «нейтральных» хлопушек, шишек, бутафорских фруктов и овощей, елку следовало украшать игрушками с советской символикой и портретами вождей мирового пролетариата. «Москабель» производил фигурки летчиков, красноармейцев, спортсменов, пионеров и представителей союзных республик, а также игрушечные паровозы, самолетики и дирижабли. Макушку елки венчала красная звезда, вместо библейской Вифлеемской.
Для домашних празднований игрушки по-прежнему делали своими руками из бумаги и ваты, а те стеклянные фигурки, что удалось сохранить, очень берегли.
В 1940-е годы массовое производство игрушек было приостановлено, однако маленькие артели и локальные мастера продолжали делать их из подручных материалов: старых лампочек, фанеры, ваты и проволоки.
К концу 1950-х производство стабилизировалось, и советские стекольные заводы начали выпускать елочные бусы, шары ручной раскраски и фигурки в виде сказочных персонажей, цирковых артистов и хоккеистов.
Появились стеклянные овощи, фрукты и снопы пшеницы — символы продовольственного изобилия.
«Карнавальная ночь» и покорение космоса
В середине 1960-х Новый год отмечали роскошно-показательно — прямо как в фильме «Карнавальная ночь».
Благодаря фильму популярность приобретают не только игрушки-будильники, хлопушки, конфетти и серпантин, но и традиция пить шампанское, чокаясь бокалами под бой курантов.
В 1961 году Юрий Гагарин летит в космос и в продаже появляются электрогирлянды и огромное количество игрушек на космическую тему. Главным новогодним символом периода становится мальчик в скафандре, на котором написан наступающий год. А вместо пятиконечной звезды верхушку елки впервые украшает ракета.
В 1970-1980-х годах игрушки становятся менее детализированными, появляются более обобщенные, авангардные формы. А еще игрушки полностью теряют идеологический подтекст: в основном это персонажи мультфильмов и сказок, милые домики, колокольчики, снеговики, шишки и сосульки.
Большой популярностью пользуется «дождик», который сейчас вызывает исключительно ностальгические чувства.
Девяностые и нулевые
В 1990-х страну захватила мода на гороскопы и шарики с изображениями животных-символов года. А еще отдельным видом искусства становятся шарики с ручной художественной росписью.
Начало XXI века — это огромное разнообразие и доступность новогодних украшений: яркие пластиковые шарики, блестящие пушистые гирлянды, елки с цветными ветвями, искусственный снег, блестки и светодиодные гирлянды разных форм.
Наравне с этим ценится и винтаж: старые советские шарики, шишки, домики и снеговички пользуются спросом у коллекционеров и хранятся у многих как семейные реликвии.
А как наряжать елку в наступающем 2024 году?
Сейчас, когда «кричащими нулевыми» все уже пресытились, гораздо больше ценится лаконичное, минималистичное украшение елки: в единой цветовой гамме, без мишуры и дождика.
В угоду практичности и экологичности многие предпочитают искусственные елки, а чтобы наполнить дом хвойным ароматом, покупают еловые композиции или венки.
Подробнее о том, как украсить елку и дом к 2024 году, читайте в этой статье: