Доклад автора программы Софт Моцарт и метода Хайнер на XXII Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование – 2023: творчество, наука, технологии» в университете им. Герцена С-Пб 13-15 декабря.
Е.В. Хайнер
Русская Школа Музыки как преемник просветительских гуманитарных идей Гвидо Аретинского.
Музыкальная педагогика как наука является предметом моих исследований, с 1976 года и по сей день. Это был осознанный выбор 15-летней девочки, после достаточно успешного окончания государственной музыкальной школы. Начало моего обучения трудно назвать счастливым, поскольку мир музыки для меня сначала существовал в виде отдельной и недружелюбной для изучения субстанции. Потом случилось чудо: внезапно появился абсолютный слух, когда музыкальный звук открывается для тебя в единстве вибрации, её точном имени и положении на клавише и в нотном тексте. Это кардинально поменяло мою судьбу, открыло потрясающий мир музыки, без которого жизнь любого человека лишена красоты и значения.
Сегодня мне, автору системы «Софт Моцарт», очевидна простая истина, что личная причастность в общении с нотой является самым эффективным способом приобщения человека к музыке. Имея возможность изучить все основные системы, направления и методы музыкального образования в мире, в то же время, будучи выпускницей русской школы музыки, ответственно заявляю: ни одно государство не приблизилось к пониманию ноты, как триединства знака, звука и длительности, как Россия.
Современная наука проникла в тайны строения атома, открыла все детали и возможности клетки, изучает природу и Вселенную в конкретных цифрах и математических расчетах. Только взаимодействие с письменным музыкальным языком в режиме реального времени до сих пор было принято считать субстанцией, которую измерить невозможно. Иначе как объяснить то, что происходит в звуковом пространстве сегодня, когда повторность музыкальных мотивов, громкие удары тамтамов и навязчивость примитивных гармонических оборотов вторгаются в пространство человека даже до его рождения?
В мире сегодня существует много музыкального шума, потому что нет живого соприкосновения человека с нотой. И это будет продолжаться до тех пор, пока русская школа музыки не заявит о себе и не вернет ту гармонию и тот баланс, который может дать только музыкальная грамотность человека и его причастность к ноте, как к триединству знака, звука и длительности в единицу реального времени.
Квинтэссенцией музыкальной нотации, задуманной 1000 лет назад Гвидо Аретинским, является целостность, симметричность и неделимость нотной системы, а также триединство ноты как наглядного знака, легко воспроизводимого голосом звука и доступной для понимания длительности. Эта конструкция легко «ложится» на органическую целостность и симметричность физиологии человека, а также строение его двух полушарного мозга.
Причастность к слушанию и пониманию музыки (на уровне вибраций и одновременно в знаковой системе), рождает синергию, создавая особое взаимоотношение человека с музыкальным звуком в его экзистенциональном триединстве. Восприятие знака левым полушарием, звука правым и длительности в единицу времени объединяет нейронные цепочки из разных центров головного мозга, создавая единую, устойчивую систему для гармоничного, сбалансированного развития человеческого разума. Именно так было задумано создателем нотной письменности, что и позволило музыкальному искусству и человеческой цивилизации достичь огромных высот.
Создание музыкальной письменности Гвидо Аретинским явилось прорывом в области гуманизма: каждый человек получил свободу общения с миром музыки и с каждой нотой без посредников. К сожалению, постепенно музыка стала ценным ресурсом для зарабатывания денег и влияния на умы, а нота была изъята из обучения людей для усиления манипуляции их сознанием. Не случайно большинство композиторов XVIII-XIX веков входили в масонские ложи. Письменный музыкальный язык целенаправленно делали элитарным. Сегодня мы пожинаем плоды этого процесса, когда нота в её триединстве и человек не соприкасаются, а филармонии и оперные театры существуют на дотациях.
Русская школа в этом процессе стоит особняком. Так, именно в XVIII-XIX столетиях, музыкальная грамотность стала необходимой частью образования дворянского, а потом и других зажиточных сословий. Это привело к созданию целой плеяды выдающихся русских композиторов, по совместительству инженеров, ученых, офицеров русской армии. Таким образом, музыкальная Россия вернула музыке изначальную, гуманитарную функцию, заложенную автором музыкальной нотации. В совокупности с русскими музыкальными традициями и самой органикой широкого и свободного русского распева и народной песни музыкальная грамотность создала такие шедевры классического мирового искусства, которые до сих пор слушает весь мир.
После Октябрьской революции 1917 года музыкальное образование в России получило государственное субсидирование, что позволило создать трёхступенчатое профессиональное музыкальное образование. Благодаря государственной поддержке обучение в музыкальных школах стало более доступным для всех слоёв населения. В процессе обучения широких народных масс откристаллизовались важнейшие предметы для более глубокого общения человека с нотой. Чтение и пение нот с листа, работа с мелодическим и гармоническим слухом учащихся, общее фортепиано способствуют погружению в понимании ноты на более тонком и в то же время глубоком уровне. Ни одна музыкальная система в мире не обладает таким опытом и возможностями общения человека с нотой сегодня, как Россия, для которой это не только традиция, но и наука, а также искусство.
Развивая музыкальную педагогику, как науку, я не могла пройти мимо возможностей современной музыкальной технологии. Так получилось, что в начале 90-х, эта область знаний в первую очередь развивалась на западе. Создание общения с нотой, в процессе её развития, в режиме реального времени и явилось главной причиной моей эмиграции в США. Так появились метод Хайнер, технология «Софт Моцарт», курс обучения для учащихся и педагогов, книги, сказки Государства Лад, статьи и научные работы. Самое главное, что удалось сделать – поднять понимание ноты в её триединстве на новый, научный уровень и получить возможность измерения общения с ней любого ребёнка и взрослого в точных цифрах. Это значительно обогатило сокровищницу научной музыкальной педагогики и открыло огромные возможности для полноценного и свободного творческого развития человека.
Мои исследования и разработки стали распространяться в разных странах мира, однако, только в России их по достоинству смогли оценить профессионалы, прошедшие все этапы становления русской школы музыки. Сегодня я вижу, что только такие специалисты могут стать проводниками новых знаний в мировом пространстве. Гениальная система Гвидо Аретинского, технология Софт Моцарт и русская школа музыки совместно начинают переформатировать общество, привнося в мир гармонию и гуманизм.