Сейчас трудно встретить человека, который не знал бы Робокопа. Фильм Пола Верховена о киборге-полицейском уже давно стал классикой наравне с "Терминатором". Только вот Робокопу повезло меньше, и попыток возродить франшизу было не так много, как у серии, созданной Джеймсом Кэмероном. Но это не значит, что Алекс Мёрфи и его история забыты. 2 ноября 2023 года состоялся релиз RoboCop: Rogue City, которая порадовала многих игроков, и по этому случаю мы решили вспомнить, какой путь прошёл Робокоп в видеоиграх.
Впервые Робокопом смогли поуправлять посетители аркадных залов.
Случилось это уже в 1988 году, спустя год после выхода фильма. Через месяц игра добралась до компьютеров, а в следующем году - и до консолей. В основном эти версии отличались графикой из-за технических ограничений платформ.
Спасибо за появление Алекса Мёрфи на экранах аркадных автоматов, консолей и компьютеров стоит сказать Гэри Брейси. В то время он работал в компании Ocean Software Limited, которая занималась выпуском игр по лицензии. Брэйси любил кино и поэтому постоянно искал картины, которые можно было бы адаптировать под видеоигру. Так ему попался сценарий "Робокопа", и Гэри решил, что такой потенциальный хит упускать нельзя. Разработку отдали японской Data East Corporation, которая специализировалась на создании игр для аркадных автоматов: на основе её наработок затем были созданы версии для ПК.
RoboCop (1988)
Геймплейно RoboCop представляет собой экшен с видом сбоку, в котором нужно было устранять группы противников, продвигаясь по уровню слева направо. В ход шли все средства, от кулаков до огнестрельного оружия. Полицейский передвигался медленно. Иногда приходилось и прыгать - чтобы не попасть под пресс, например. Также в игре можно было пострелять и от первого лица - правда, только по мишеням в тире.
Сюжет, как и полагается играм тех лет, был схематичным, и без знания событий фильма понять, что происходит, было довольно сложно. В начале обрисовывалась завязка, а концовка повторяла финал картины. Но он, само собой, не вызывает тех же эмоций, что были при просмотре первоисточника. И, разумеется, уже в этой игре была та самая музыкальная тема, которую любой фанат франшизы узнает без проблем.
RoboCop 2 (1991)
RoboCop 1988 года оказался тепло принят как критиками, так и игроками, поэтому в Ocean решили повторить успех - к выходу второго фильма в 1990-м году. Теперь игра приобрела глубину, и локации перестали быть полностью двухмерными. Число платформенных уровней уменьшилось до трёх, а между ними расположились головоломки и тир. Локации остались линейными, но теперь их можно было исследовать.
Если первый RoboCop для компьютеров был лишь попыткой повторить версию для аркадных автоматов, то сиквел опирался уже на версию для ПК.
Как и в случае с первой частью, все версии имели свои различия из-за технических особенностей платформ. Глубина уровней осталась только на аркадных машинах: на других системах они остались двухмерными. Однако со второй части начали появляться серьёзные геймплейные различия. На Amiga локации были устроены сложнее, чем на ZX Spectrum, а головоломка с микросхемами была визуально понятнее. Сюжет остался схематичным, хоть и пытался повторять фильм.
RoboCop 3 (1992)
К релизу третьего фильма про Робокопа Ocean Software Limited тоже смогла сделать адаптацию. Здесь всё так же были и платформенные уровни, и сегменты с тиром, но в третьей части было и важное нововведение - статистика повреждений. После завершения каждого этапа можно было увидеть, какие части Робокопа пострадали больше всего и нуждаются в починке. Ремонт требовал специальных очков, поэтому привести себя в порядок сразу было невозможно.
По уже сложившейся традиции, у игры было множество версий с небольшими отличиями, в основном графическими. Но особо выделялась RoboCop 3 для компьютеров Amiga, Atari ST и DOS от Digital Image Design. В 1991 году она предлагала не только вид от первого лица, но и полноценную трёхмерную графику. Несмотря на то, что это было уже не в новинку, игра могла похвастаться настоящими полигонами, а не спрайтами, как в первых DOOM.
Сюжет подавался в небольших брифингах между уровнями. Всего их было три вида: автопогоня, уже привычный по предыдущим играм, но сильно улучшенный тир и авиасимулятор. Примечательно ещё и то, что, в отличие от Ocean Software Limited, Digital Image Design не получала раннюю версию фильма - только отдельные кадры или описания сцен. Из-за этого разработчикам многое пришлось додумывать, а некоторые элементы - впоследствии убирать. Так случилось с мотоциклом, который из-за неверного додумывания сотрудников пришлось вырезать.
Ещё одна особенность игры - её антипиратская защита: в комплекте с дискетой шло небольшое устройство, содержавшее в себе электронный ключ, без которого запустить программу было невозможно. Но это не помогло ей избежать взлома, благодаря которому пиратский RoboCop 3 оказался на прилавках за неделю до релиза.
RoboCop Versus The Terminator (1993)
Но вернёмся снова к кино и, на этот раз, Терминатору. К сожалению, на большом экране они с Робокопом так и не встретились. Зато это случилось в комиксах от издательства Dark Horse, а затем и в видеоигре, основанной на них. На этот раз она не посетила ни компьютеры, ни аркадные машины - только консоли. Зато сразу пять: Sega Master System, Sega Game Gear, Sega Mega Drive, SNES и Game Boy.
Как и в случае с трилогией RoboCop, у каждой версии были свои особенности. А вот что выделяло RoboCop Versus The Terminator среди других игр про киборга-полицейского, так это лицензия. Она не предусматривала использование каких-либо материалов из оригинала, поэтому игра представляет собой скорее произведение по мотивам. С комиксом их объединяет только название и главная идея о переплетении вселенных двух серий фильмов. А заключалась она в том, что Скайнет создали в том числе благодаря технологии из "Робокопа". Алекс Мёрфи сначала уничтожает терминаторов в своём времени, а затем отправляется в будущее, где продолжает свою борьбу с машинами.
Поскольку ничего из комиксов Dark Horse авторы использовать не могли, пришлось выкручиваться. Одним из объектов вдохновения стала Contra III: The Alien Wars, из которой в игру пришла быстрая стрельба. Virgin Games USA, которая и занималась разработкой этого кроссовера, специализировалась на создании игр для всей семьи. Проект про Робокопа и терминаторов был далеко не на первом месте по важности, поэтому в его разработке было задействовано всего 4 человека, у которых были относительно развязаны руки. Благодаря этому игру получилось сделать настолько кровавой, насколько этого хотелось команде. Вдобавок к этому разработчики прокачали и основные механики, благодаря чему тот же, на первый взгляд, игровой процесс ощущался по-другому.
Робокоп уже не казался ходячим танком.
К тому же у него был обширный арсенал, который нужно было выбирать с умом: полезный на первых порах пистолет на последних этапах был уже неэффективен.
Если возвращаться к различным версиям, большинство из них отличалось лишь графикой и небольшими изменениями в игровом процессе из-за технических ограничений консолей. Отдельно стоит выделить лишь версию для SNES. Она была основана на комиксе, поэтому повествованию в ней уделили больше времени: даже комиксные вставки периодически проскальзывали.
RoboCop (2001)
С наступлением нового тысячелетия права на создание игр про Робокопа перешли к Titus Interactive. Эта французская компания, ответственная за печально известную Superman 64, искала сильную лицензию для большой игры, которая использовала бы все мощности только анонсированной в то время PlayStation 2. Робокоп был идеальным вариантом: многие его любили, и, к тому же, он ещё не успел побывать в 3D-пространстве (видимо, в Titus либо не знали о версии RoboCop 3 для компьютеров, либо просто сделали вид, что её не было).
Пока компания трудилась над полноценным шутером от первого лица для компьютеров и новых консолей, было решено выпустить ещё две игры по лицензии, но поменьше. И так в 2001 году Game Boy Color получил свою эксклюзивную игру про Робокопа.
Titus Interactive сделала шутер с видом сверху, который поначалу по визуалу можно было спутать с какой-нибудь RPG. Причём, помимо боёв, в игре можно было прогуляться по полицейскому участку, поговорить с людьми и проверить почту. Все эти действия выполнялись с помощью курсора, который нужно было наводить на необходимые объекты на экране.
RoboCop (2003)
Что же касается шутера для компьютеров и консолей, ради которого всё это изначально и затевалось, он вышел в 2003 году на всех актуальных в то время платформах - PlayStation 2, GameCube, Xbox и ПК. И успешной эту игру назвать не получится. Модели всех персонажей, кроме самого Робокопа, были мало детализированы. Каждый объект, с которым можно было взаимодействовать, выделялся большой зелёной рамкой, что создавало нагромождения в интерфейсе.
Робокоп снова ощущался как медленно двигающийся танк, стрельба никак не ощущалась, а противники могли только стоять на месте и палить в его сторону.
Игра сохранялась только между миссиями, из-за чего часто можно было потерять десятки минут прогресса, особенно на последних этапах, где можно было погибнуть от одного попадания.
Сюжет здесь, на удивление, фильмы не повторяет. Робокоп борется с распространением нового наркотика, который содержит в себе микрочип. С помощью него уже хорошая знакомая зрителям кинотрилогии корпорация OCP хотела подчинить себе жителей Детройта. Вся эта информация подавалась через выпуски новостей или брифинги. Атмосферу игра позаимствовала из фильмов - таково было требование правообладателей из Metro Goldwyn Mayer, которые приобрели Orion Pictures Corporation после её банкротства.
Всё описанные выше недостатки не позволили RoboCop для консолей 6 поколения стать успешной, и в результате она стала последней игрой для Titus Interactive, которая через 2 года объявила о банкротстве.
RoboCop (2004) и RoboCop 2D (2004)
Следующий год был богат на игры про Алекса Мёрфи: тогда вышли RoboCop для Java и RoboCop 2D для Windows. Обе они были сделаны наподобие оригинальной трилогии - нужно просто идти вперёд и стрелять во врагов.
RoboCop (2004) и RoboCop (2014)
После этого по франшизе RoboCop вышло ещё 2 игры - и обе были мобильными. Первая вышла в 2004 году в рамках контракта между студией Digital Bridges и Metro Goldwyn Mayer. По игровому процессу она не отличалась от первых игр, а сюжетно повторяла первый фильм. Вторая мобильная игра вышла спустя 10 лет и была основана на ремейке первого фильма, который вышел как раз в 2014 году. И это был стандартный мобильный шутер в 3 измерениях с прокачкой оружия и брони и, разумеется, микротранзакциями.
Отменённые игры по франшизе RoboCop
К сожалению, некоторые игры про Алекса Мёрфи не добрались до прилавков. Вторая попытка перенести Робокопа в трёхмерное пространство, на этот раз на PlayStation, должна была состояться в 1997 году, но этого так и не случилось. Такая же участь постигла и RoboCop Versus The Terminator для NES.
Последнюю попытку вернуться к оригинальной трилогии про Робокопа предприняли в Titus Interactive. Их вторая небольшая игра по лицензии должна была выйти на Game Boy Advance и вернуться к геймплею от Data East: простой ходьбе вперёд и стрельбе во врагов. Всё для ностальгии геймеров по временам, когда трава была зеленее, а аркады пользовались бешеной популярностью. Но этим планам было не суждено сбыться: в 2002 году игра была отменена.
RoboCop: Rogue City (2023)
И вот мы наконец добрались до 2023 года, когда вышла новая, большая игра про Робокопа - RoboCop: Rogue City от польской студии Teyon, ответственной за Terminator: Resistance. По первым материалам игра вызывала лишь скепсис. Но затем вышла демоверсия, которая впечатлила если не всех, то очень многих игроков. После релиза положительных отзывов стало только больше, и Rogue City стала одним из главных сюрпризов 2023 года.
Игра бережно перенесла атмосферу из первоисточника, причём настолько, что многие персонажи и элементы окружения легко узнаются, а Робокопа озвучивает Питер Уэллер - тот же самый актёр, который играл его в трилогии фильмов. Геймплей тоже многих порадовал: особых похвал удостоилась стрельба с нереалистичной, под стать фильму, физикой и большим арсеналом. И, несмотря на свою бюджетность, которая всё же бросается в глаза, RoboCop: Rogue City уже заняла своё почётное место в списке лучших игр по франшизе.
Ну а на этом мы закончим. Напишите в комментариях, в какие игры про Робокопа вы играли и какие вам больше всего запали в душу. Не забывайте, что мы также есть в ВК и Telegram, на VK Play Live и YouTube, а ещё у нас есть сервер в Discord. Увидимся совсем скоро!