Найти тему

О возможном будущем русского языка.

Продолжение. Начало 10.12.2023 и 12.12.2023 г.

Существуют достаточно убедительные данные, свидетельствующие о том, что слово, речь увязываются не только с церебральными, мозговыми механизмами, но и организмом в целом (К.И. Платонов и многие другие.). Что-то усваивается, слышится, вспоминается, произносится и всё это с участием каждой клеточки тела. Слово, речевые обороты, сюжеты, которые приходят к человеку с молоком матери консолидированы с ним намного теснее, чем пришедшие позже и являются для него существенно более значимыми во всех смыслах. Они менее абстрактны, в них больше жизни, чувства, ощущения. Утверждение слова в сознании, его консолидация с уже имеющимся речевым запасом непростой и требующий времени процесс. Полноценное его осваивание, отрабатывание качественного навыка изложения, возможны лишь в результате продолжительной и интенсивной практики. Множественность воспроизводств способствует тому, что первоначально задействованные механизмы организации тех или иных первооснов, компонентов и речи в целом всё надёжнее торятся, становятся привычными и тем увереннее вводятся в действие при необходимости. Уровень их надёжной фиксации предполагает складывание в головном мозге довольно устойчивых функциональных объединений определённого ряда нервных клеток, совместная работа которых несколько притормаживается при не востребованности, но облегченно актуализируется при необходимости.

Складывающееся в центральной нервной системе в период раннего детства своеобразие наиболее привычных, хорошо освоенных, ментальных образов и ассоциативных связей, служит основой приобщения человека к тому, что называется родным языком и к тем людям в среде которых он живёт и социализируется. Закономерная однотипность в этом смысле рассматривается как предпосылка к отнесению человека к некоей общности людей которая обозначается как нация. Очень образно об этом сказал основоположник языкознания В. Гумбольдт «Язык есть дыхание, сама душа нации». На первое место в определении нации как определённого образования ставил язык и И.В. Сталин. Справедливости ради, нужно сказать, что есть и мнения учёных, особенно обращающихся к этому вопросу в последние десятилетия, которые роль языкового фактора в национальной идентификации отвергают. Есть и такие, которые не считают обоснованным вообще говорить о национальностях, считая таковые образования надуманными.

Как бы то ни было, прекрасный – красивый, поэтичный, точный и в целом высоко информативный русский язык пока ещё существует, является эффективным средством коммуникации, и не только в России. Он служит также, не взирая на различного рода искусственные препятствия этому, языком межнационального общения на территории бывшего Советского Союза, носителем крупного, и никоим образом незаменимого в принципе, национального культурного наследия. имеющего значение для любого русскоговорящего человека и не только. Всё ещё трудно отрицать его значение, как бы на это не смотреть и для мирового сообщества, и не только для тех, кто им владеет и пользуется, но и такой возможностью не располагающими. И хотя в последних случаях речь обычно идёт о переводах, но в их основе лежит оригинал. Естественно, ценность первоисточника в этих случаях сильно определяется способностью переводчика распознать его достоинства, приблизиться к заложенным в нём смыслам и удачам, сохранив в иноязычном варианте талант авторов первоисточника. Это всё ещё и хранитель большого массива также по сей день ещё вполне востребованной деловой, научной, учебной, бытовой и иной информации, которую также пытаются улучшить, сделать информативнее,

Но, к сожалению, русский язык за последние десятилетия теряет свои позиции. Если в 1990 году русским языком в мире владели 312 миллионов, то по данным, которые 28 октября 2019 года привела в ходе заседания совета по русскому языку при правительстве РФ вице-премьер Ольга Голодец, таковых осталось лишь 260. В 2014 содержание этих удручающих тенденций, которые к тому времени были уже очевидны, были раскрыты А.П. Арефьевым. Он пришёл к выводу, осовременить через языковую редакцию, что в ХХI веке, по сути, продолжаются процессы, начало которых было положено известными событиями 90 годов прошлого столетия. Русский язык теряет свои позиции как в мире в целом, так и, как это ни прискорбно, и в самой России. В суверенных державах, сложившихся на постсоветском пространстве русский язык, порой с настойчивостью и упорством достойными лучшего применения, а в ряде случаев просто беспрецедентно безапелляционно вытесняется языками титульных наций. Носители русского оттуда эмигрируют или меняют собственную национальную идентификацию. Вносят свою лепту и процессы естественной убыли. К 1914 году из 25-30 миллионов прежде проживавшего на этих территориях русскоязычного населения там сохранялось лишь 17. По прогнозам, численность владеющих русским языком в России к 2025 году снизится до 110 миллионов человек, в мире – до 215, а к 2050 году во всём мире русскоговорящих будет порядка 130 миллионов.

Продолжение следует.