Заботясь о гармоничном и всестороннем развитии своего малыша, мамы и папы активно стараются разнообразить дни различными играми и развивающими упражнениями и занятиями. Детям с рождения необходимо развивать мелкую и крупную моторику, внимание и логику, творческий потенциал. В своей статье я подобрала упражнения и игры для дома, которые подойдут детям в возрасте от рождения до трёх лет.
Развивающие игры для детей с рождения до года.
1. Игра в прятки.
Эта игра очень простая, но очень нравится детям, а взрослея они сами начинают выступать в роли ведущего и пробуют прячась, сказать «ку-ку». А для начала вы начинаете прятаться за ладошками, за подушками, за платком и появляясь, говорить «ку-ку».
2. Чтение потешек и стихов
Внимание малышей в этом возрасте привлекает ритмичная речь, которая способствует развитию его речевых навыков. Начинайте читать потешки, сопровождая речь движениями, различной интонацией (чтение по ролям возможно) и мимикой.
Например, потешка «Сорока-белобока»
Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила. (круговые движения по часовой стрелке на ладошке)
Этому дала, Этому дала, (сгибаем пальчики от большого до мизинчика)
Этому дала, Этому дала,
А этому не дала,
Чубчика надрала.(теребим мизинчик)
Он мал, круп не драл,
Воды не носил,
Дров не рубил,
Ему кашки нет.
Пускай идёт по водичку!
Тут пень, (трогаем за ладошку)
Тут колода, (берем за запястье)
Тут криничка, (дотрагиваемся до внутреннего сгиба локтя)
А тут — холодная водичка! (щекочем подмышки)
Рекомендации по подбору игрушек для малышей до 1 года: детские мобили, погремушки и соединённые круги, набор мячиков разных форм и цветов, коробочки с шариками, мячик Монтессори Такане, сенсорные мешочек и корзинка.
Развивающие игры для детей от одного года до трёх лет.
1. Карточки Глена Домана и игрушки.
Для развития речевых навыков и расширения словарного запаса у детей можно использовать карточки Глена Домана и маленькие игрушки к ним (фигурки животных, муляжи овощей и фруктов, модели транспорта и т. п.).
Вы выкладываете перед малышом карточки одной тематики (животные, одежда, овощи, фрукты и т. п.) и называете, чётко проговаривая название. После этого берете игрушку и ставите рядом, опять проговаривая название. Даёте малышу игрушку и просите поставить рядом с карточкой. В процессе игры не используйте сразу более 4-5 карточек за один раз. В следующий раз вы берёте этот же комплект, но уже предлагаете ребёнку найти соответствующую игрушку и по возможности назвать её.
2. Вариант игры с мячиками.
Данная игра направлена на развитие крупной моторики, речи и мышления малыша. Для игры вам понадобится две корзинки или коробки и 4-5 маленьких детских мячиков.
Корзину или коробку с мячами поставьте на одной стороне дорожки, а пустую на другой. Предложите малышу перенести мячи из одной корзинки в другую и обратно, показывая на примере как это сделать. Если малыш затрудняется с задачей, то поставьте коробку с мячиками слева, а пустую справа. Постепенно увеличивая расстояние между ними в последующих играх.
3. Прыжки.
В помощь развития навыков управления своим телом, укрепления мышц ног, спины и живота можно предложить малышу прыжки.
Для начала предложите ребёнку прыжки через черту на улице или верёвочку дома. Начертите на песке палочкой черту или дома положите верёвочку и покажите как можно перепрыгнуть двумя ногами. После чего пусть малыш попробует самостоятельно. Со временем можно усложнять прыжки предлагая прыгать через препятствия разного уровня.
4. Рисование.
Благодаря рисованию у детей развивается воображение, усидчивость, творческое мышление, мелкая моторика. Для занятий вам потребуются краски, карандаши, мелки, листы от А4 до ватмана.
Рисование можно начать с пальчиковых красок, после чего добавлять штампики, губки и уже после переходить к кисточкам. Карандаши и мелки лучше брать толстые средней длины с мягкими грифелями. Не советую в этом возрасте пользоваться маркерами или фломастерами.
Используйте на первых занятиях не более 2-3 цветов. Предложите нарисовать простые вещи, которые ребёнок сможет понять: травку, солнышко, облачко, дождик и т. п. Постепенно можно рисовать на шаблонах, например, ежику - иголки, солнышку — лучики, цветочку — лепесточки.
5. Лепка.
В процессе лепки у ребёнка развивается мелкая моторика и речь. Для занятий можно использовать солёное тесто, пластилин, массу, кинетический песок. Помимо этого вам потребуется скалка, формочки и стеки.
Начинать лепить с малышом лучше с солёным тестом домашним или покупным для творчества. Предложите ребёнку подержать тесто/пластилин в руках, помять его. После чего, покажите, как можно отрывать небольшие кусочки. Как скатать колобок, колбаску и делать блинчик. Во время лепки можно познакомить с основными цветами: красный, жёлтый, зелёный и синий. На втором занятии можно дать формочки и скалку, показать как раскатать тесто/пластилин и лепить формочкой. На данном этапе занятие не должно длиться более 10-15 минут.
6. Аппликация
Проводить занятия по аппликации можно начинать в раннем возрасте. При работе с клеем у деток формируется навык последовательности действий: намазать клеем, приложить к листочку и прижать ладошкой или пальчиками. Помимо этого так же развивается мелкая моторика и воображение. Для занятий вам потребуются клей-карандаш, листы А4, цветной картон и бумага и шаблоны для аппликации.
Сначала необходимо показать последовательность действий постоянно комментируя их. После чего предлагаете малышу повторить, подсказывая шаг за шагом, если он не запомнил последовательность. Первые занятия лучше проводить на белых листах формата А4 и можно предложить обрывные мотивы аппликаций. Затем усложнять постепенно: приклеить яблочки на дерево, рыбок в море, огни светофора, украшения на ёлочку. Малышам от года до полутора лет можно давать аппликации наклейки, которых в магазинах на разные тематики большое многообразие.
7. Шнуровка и нанизывание.
Данные игры развивают у малышей зрительно-моторную координацию, внимание, мелкую моторику. В магазинах можно найти наборы шнуровок на разные тематики: бусины, грибочки, морковки, зайчики, мишки и т. п.
Сначала покажите малышу шнурок и предметы на тарелочке, называя их. Первый предмет вы нанизываете сами, тем самым привлекая внимание ребёнка, а со вторым предметом, просите его помочь вам. После чего наденьте третий предмет на начало шнурка и позвольте малышу самому протянуть его до конца. Главное не торопите его и он обязательно со временем справится с поставленной задачей.
Вот небольшой список занятий для малышей с рождения до трёх лет. Я постаралась включить в него те игры и упражнения, которые вы сможете реализовать дома. Выберите из них те, которые по вашему мнению заинтересуют малыша и наблюдайте за результатами.