Найти тему
Ася, как дела?

Фрагментарный разговор о роли нижегородской земли в истории 17 века.

Мне бы хотелось попробовать, в качестве доклада-разговора для учебы, отметить некие вехи в истории нашего края. Папа был рожден в Горьком, мама моя из Пензенской области, где родилась и я. Мне было примерно 2,5 года, когда родители решили вернуться в Нижний по ряду причин. Так, вынужденно, этот город стал не просто далекой родиной отца, а пристанищем для жизни и развития, здесь родились мои братья и сестра, появились первые друзья, были пройдены этапы начальных "духовных открытий" и, ближе к моим годам 25 Нижний Новгород стал любимым и родным местом, поводом для гордости, местом интересных исторических событий, некоторые из которых сейчас и попробуем освежить в памяти. Тема эта (т.е. фрагменты богатства Нижнего и области) выбрана была не случайно, т.к. те или иные места, игравшие роль в жизни исторических героев, особенны и ценны и для меня. Удивление на удивлении. Надеюсь, преподаватель не будет против полу зачитывания с экрана телефона. Итак, рискнем).

17 век. Начало. Нижний Новгород считался тогда большим городом: в нем насчитывалось более 2000 дворов, ремесленников и торговцев. Нижегородцы активно участвовали уже в первом ополчении и с распадом оного не оставили мысль об освобождении Москвы. В сентябре 1611 года посадским старостой был избран Кузьма Захарович Минин-Сухорук, выходец из рода балахнинских татар, солепромышленников Балахны Мины Анкудинова и его жены Домники. Женился, судя по всему на нижегородке, Татьяне Семеновне и переехал на постоянное место жительства в сам Нижний Новгород, где занялся торговлей мяса. Смог заполучить уважение своих соседей и прихожан верхне-посадской церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, возле которой стоял его двор. Был избран и Земскую Избу (выборный орган местного самоуправления). Ораторские таланты, организаторские, хозяйственные, способности примирять непримиримых враждующих, бескорыстие - качества Минина, которые активно проявились во время сбора ополчения. После изгнания интервентов участвовал в Земском соборе. После коронации Михаила Федоровича Романова, 12 июля , был провозглашен Думным дворянином с пожалованием поместья села Богородского с прилегающими 5-ю деревнями и 2-мя пустошами. Казна оказалась пуста, и именно Минину был делегирован чрезвычайный пятинный сбор, поскольку он хорошо проявил себя при формировании ополчения в способности договариваться с торговыми людьми. В конце 14-г начале 15-го года осложнилась обстановка в Поволжье. В Казань для сыску указом 25 декабря 1615 года были доставлены боярин Ромадановский, думный дворянин Минин и дьяк Поздеев. Конфликт удалось погасить, порядок был восстановлен, но Минин живым в Нижний уже не вернулся. Обстоятельства смерти неизвестны до сих пор. Похоронили на погосте Похвалинской Церкви, прихожанином которой он и был. Сын его умер в 1632 году, род по этой ветви пресекся, его богородские земли были отписаны на государя.

Так вот, небогатый торговец-мясник, сумел своим воззванием обратить внимание горожан на общероссийскую проблему, активировать их дух, собрать под знамена освобождения Москвы. Считается, что обратился он с этим воззванием 1 октября 1611 года. Меня, конечно, удивляет решимость и активность нижегородцев: жители ввели самообложение, пятину, сам Минин отдал треть своего имущества. Характерно, что именно посадкие люди, не феодалы , были организаторами данного ополчения. Хозяйственную часть возглавил Козьма Минин, военную - Дмитрий Михайлович Пожарский, который участвовал еще в боях первого ополчения в москве. 6 января 1612 у покровских ворот Большого острога, ныне площадь Горького, с большой речью выступил Козьма Минин. По сути, нижегородские воеводы утратили свою власть в городе, она реально перешла к Земской избе, во главе с Мининым. Это ополчение полностью было на содержании, т.е. ополченцев, одели, обули, каждый записавшийся получил годовое жалование, плюс выплаты за статус и умения. Выплаты по тем временам были невиданные, поэтому в Нижний устремились служивые люди из самых отдаленных земель. В ополчение вступили и крестьяне, и посадские люди, дворяне, служивые, уцелевшие остатки первого ополчения, народы поволжья, севера, западной Сибири, марийцы, чуваши, коми и другие. Пожарский и Минин возглавили ополчение. В начале марта 1612 года ополчение выступило в поход. Сначала в Арзамас, где соединились с остатками первого ополчения, и далее - на Ярославль. В апреле 1612 года в Ярославле были созданы приказы (параллельные органы власти, т.к. семибоярщина уже полностью обанкротились и не имели поддержки в народе), было создано временное правительство, "Совет всея земли", где главную роль играли представители служилых людей, дворянства, местного посада, духовенство . Во главе стояли Минин и Пожарский.

С весны 1612 года положение захватчиков в Москве ухудшилось, действия партизан (шишей) мешали доставке провианта. Король из-за разных осложнений в Польше не мог послать подмогу в Москву. Только летом 12-го года дал поддержку. В ночь на 20 августа 12-го года ополченцы подошли к Москве, 22 августа начались бои. Шли они более двух месяцев, и к 26 октября захватчики в кремле сдались. Король попытался исправить свое положение, отправил войско, но оно застряло под Волоколамском, город не сдавался, и, потерпев поражение, король вернулся в Польшу. Весть об освобождении Москвы вызвала подъем общенародного духа: на местах вставали на борьбу против интервентов, население городов и уездов прогоняло, часто - истребляло, врагов. Героический подвиг был совершен костромским крестьянином Иваном Сусанином.

Просматривая страницы истории родного края, я с удивлением обратила внимание на небольшой и, казалось бы, неказистый населенный пункт, который, однако, являлся примером города общероссийского значения. И это - Балахна. Один из древнейших центров российского поволжья, известна с 1401 года. Сначала называлась "Солью на Городце", уже с 12-го века здесь шла добыча соли. С 1536 года она стала городом. Здесь имел место, внимание, кремль (прямоугольная крепость на 9, если не ошибаюсь, башен; в 1618-ом году здесь было 17 пушек, а в 1674 уже 21 пушка, 21 пещаль и 112 мушкетов - если честно на этом моменте я потеряла дар речи, ведь о балахне я ничего не знала. ), на территории которого возвышался главный городской собор, здесь же находились дворцы стрельцов, пушкарей, подворья монастырей. Возле крепости, ближе к Волге, располагался торг со специализированными рядами, таможня, харчевня, где можно было перекусить. Вдоль Волги тянулись соледобывающие комплексы: расолоподъемные трубы с варницами и дровяными кладещями, поленицами. По берегу располагались собственные кирпичные заводы. Жилые дома группировались на возвышенных местах, незатопляемых паводковыми водами, в непосредственной близости от промышленных строений. Каждый район даже носил собственное наименование: кузнецы, бор. Были улицы, набережные, которые тянулись сразу через несколько районов. Успешно развивалась соледобыча и кирпично-керамическое производство. В городе появляются крупные купцы, промышленники, например, Добрынин. Им удалось создать капитал для строительства каменных храмов, жилых комплексов. Балахнинцы активно приняли участие в народном ополчении. Балахна была в числе ведущих промышленных городов нашего государства. В год примерно весь соляной комплекс давал 1,7 млн пудов соли. Вдуматься только! Кстати, глубина залегания здесь была всего 50 метров, в отличии, например, от других источников добычи данного сырья: в Соли Камской - 80 метров, в Тотьме - 180-190 метров. Продукция балахнинцев продавалась далеко за пределы нижегородского края: Ярославль, Рязань, Касимов. Промышленники в определенный момент начали жаловаться, что таможенники сверх всех платежей требуют дополнительную пошлину, это вынудило резко сократить соледобычу. А после разорительного пожара в 1690-м году в Балахне опустело более 30 соляных варниц и некому стало на них работать (это было сообщено в Москву). На базе местных залежей высокосортных глин развивалось кирпичное производство. Балахнинские мастера были широко известны по всей стране. В начале 17 века действовало 14 кирпичных сараев.

Сложно обойти стороной и знаменитую ярмарку. Она давала 1/10 часть бюджета казны. Настоящий Карман России. Изначально ее местоположение было у стен Макарьевского монастыря, это примерно 91 километр от Нижнего Новгорода. Сам монастырь так же основан нижегородцем, святым Макарием, годы его жизни 1349-1444, жил недалеко от Мироносицкой Церкви, это сейчас ул.Добролюбова, рядом с Большой Покровской, Ильинской улицами, та часть, где проходят трамвайные пути. После разгрома казанцами в 1439 году это место (макарий) пустовало 180 лет. Лишь в 1620-м году обитель начала возрождаться иноком Авраамием. Покровитель монастыря, святой Макарий Унженский, очень почитался родом бояр Романовых, поэтому царь Михаил и его отец, патриарх Филарет, поддерживали инока Авраамия в его стремлениях возродить древнюю обитель, предоставляли различные привилегии, жаловали обширные угодья за Волгой с боровыми лесами, рыбными ловлями. Авраамий основал у стен монастыря торжок, который в последствии и стал столь значимым для России местом. Требовалось на средней Волге создание торгового центра. 19 сентября 1627 года правительство дало право монастырю сбора торгового налога в день памяти преподобного Макария, по старому стилю 25 июля. и 1627-1628 год можно считать началом действия знаменитой ярмарки. В 1640 году Авраамия не стало, назначенный после него настоятелем Пафнутий в 1641 добился увеличения сроков действия ярмарки с 1 июля по30, т.е. на целый месяц. Торг становился воистину всероссийским. Сюда съезжались и иноземные купцы из Индии, Персии, Швеции, Германии. Главными товарами оставались, конечно же хлеб, мед, соль, лошади, скот. Продавалось английское сукно, немецкие зеркала, металл, драгоценные камни, индийский крупный жемчуг, меха, кожи, пряности и т.д. Я сначала хотела пройти мимо цифр, но всё же считаю интересным озвучить некоторые из них, чтобы почувствовать масштабы происходящего (в школьные годы данная информация казалось вовсе не нужной, а сейчас ей внемлешь с широко раскрытыми глазами): в 1685 году было продано 680 тысяч пудов соли на сумму 42 120 рублей (17 век, да), продано было 30 кораблей рыбы (15 из Астрахани и 15 из Саратова), каждый из которых где-то по 20 тысяч пудов (и надо отметить, что рыба, которая была меньше сажени (а это 2 метра 13-16 см) считалась мелочью и шла по дешевке); так же продано было 3000 голов лошадей, стоимость одной варьировалась от 2 до 8 рублей. В этот год монастырь получил более 10 тысяч рублей с торговой пошлины. Власти, зная об этом, неоднократно пытались подчинить торг казне, но монастырь отчаянно сопротивлялся и сумел сохранить право сбора таможенных пошлин за собой практически на протяжении всего 17 века. Из России вывозились смола, лес, лен, деготь, кожи, холст, мед, щетина, икра, мясо, хлеб, сало. В Россию ввозились товары все же для богатой прослойки: ткани, редкая бумага, драгоценности, вина.

Упомянут был Макарьевский монастырь, существующий и сейчас. Но интересен он так же вот в каком плане. В разное время, но обе исторические личности, о которых речь пойдет далее, имели отношение к данной обители. И не просто проходил их жизненный путь через это место, они оба были рождены на нижегородской земле. Наш край - как красная нить, как материнское молоко для этих людей. Это конечно же, как не трудно догадаться, Патриарх Никон и протопоп Аввакум, и вопрос раскола, который открыт с 17 века в принципе до наших дней.
Будущий патриарх родился в селе Вельдеманово Нижегородской губернии, а его оппонент - в 5-ти километрах от него, в селе Григорово, по асфальтированным дорогам - км 15(сейчас это вроде как перевозский район, считается, и, соответственно, большемурашкинский).
Никита Минич Минин. Будущий Никон. Родился в 1605, пережил трудное детство со злой мачехой, которая постоянно его тиранила как только можно было. В возрасте 12 лет Никита покидает отчий дом, думаю, можно сказать - сбегает, и поступает послушником в вышеупомянутый Макарьевский Унженский монастырь. Был склонен к уединению, очень любознательный, полюбивший богослужение и молитву, он мог бы стать хорошим иноком, но отец уговорил сына вернуться в мир. Никита женился, принял на себя всё хозяйство, но богослужебная жизнь продолжала его манить. Будучи человеком грамотным и начитанным (за годы жизни в монастыре, он знал и церковный устав, что было крайне важно), он вскоре был посвящен в приходские священники. Ему было тогда 20 лет. Его усердие в служении Церкви и народу стали известны многим в столице, куда он и переехал с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной, разумеется, была еще более суетной, а отца Никиту тянуло к монашескому уединению. Десять лет продолжалась его семейная жизнь, но все их трое детей друг за другом умирали в младенчестве, и священник потрясенный горем, видел в этом некий знак. Он уговорил свою жену принять иноческий постриг, и сам в 30 лет на Соловках в Анзерском скиту принял монашество с именем Никон. Это получается, примерно, 1635-й год, в 1643 году он стал настоятелем Кожеезерского монастыря (который сам по себе существует и сейчас, но по ряду внутренних причин не действует). Не суждено было будущему патриарху проводить время в тишине, к которой он так стремился. Среди его послушаний был также сбор милостыни, с этой целью он приезжал в Москву в 1646 году, попал на глаза (грубо говоря) 16-летнему царю Алексею Михайловичу и уж очень полюбился ему своей, как считается ,духовностью, аскетичностью, так же обширными знаниями, благородным нравом, и царь уже не отпустил игумена обратно, а назначил его настоятелем Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница романовых. Царь часто ездил сюда молиться за упокой своих предков и общаться с архимандритом Никоном, которому приказал в последствии ездить каждую пятницу во дворец на беседы. Пользуясь расположением Царя, Никон стал просить его за обиженных и утесненных, это было по нраву царю, который вскоре поручил Никону принимать просьбы от всех искавших царского милосердия. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. Избранный в 1649 году митрополитом Новгородским, Никон во время страшного голода и последовавшего за ним бунта в Новгороде проявил какую-то изумительную твердость духа и достоинство архиерея: своими осторожными и мудрыми действиями не только способствовал благоприятному исходу дела, но избавил от суровых кар многих людей.
В 1652 году после смерти патриарха Иосифа из 12 кандидатов, по царскому желанию, Никон был избран для постановления патриархом. Поначалу он решительно отказывался: то ли всё еще мечтал о тихой уединенной жизни, то ли хотел видеть в лице царя очень верного почитателя и ему нужно было как-то в этом убедиться, то ли всё вместе, ведь каждая душа таит в себе целый спектр непонятных другим, скрытых переживаний. Некоторые называют это спектаклем, а для царя, видимо, видеть Нинона в этом качестве было крайне важно, и он не погнушался упасть Никону в ноги и умолять принять его патриарший престол. Тот согласился, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание, быть ему, патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни: царь, бояре, народ такую клятву дали.
Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви и государства в целом. Подобно патриарху Филарету он имел титул "Великого Государя", принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. При активном его содействии в 1654 году территории украинской земли, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. Огромное внимание , конечно, же патриарх уделял устройству жизни церкви. Повсеместно строились новые храмы, восстанавливались разрушенные, он занимался упорядочением богослужения, большое внимание уделял церковному пению, благолепию убранства храмов, добился повышения нравственного уровня среди священнослужителей. Он носил на богослужениях такие роскошные и богатые облачения, коих не было ранее ни у одного патриарха, а при этом - в повседневности, в быту - самые простые одежды и железные вериги под ними.
Особенно известен он как реформатор, и нововведения патриарха Никона до сих пор оказываются камнем преткновения. в 1653 году ввел новые правила проведения богослужений, что привело к окончательному расколу между старообрядцами и его последователями. Наиболее значимые реформы:
- переиздание церковной литературы и ее перевод стал проводиться по греческим канонам;
- замена двуперстного знамения на троеперстное;
- изменение написания имени Сына Божия: появилась вторая "и", вместо Исус, стали писать и говорить Иисус;
- земные поклоны были заменены на поясные;
- введено троекратное произнесение слова "Аллилуиа";
- во время богослужения и обрядов обходить храм предписывалось не по солнцу, а против солнца;
- в символе веры опускалось одно слово.

Для староверов были неприемлемы не только сами реформы, но и то, с какой жестокостью Никон их проводил. Всех несогласных причислили к еретикам и отлучили от церкви. Главным оппонентом Никона в борьбе за церковные традиции стал протопоп Аввакум, так же чадо нижегородской земли.

Он родился в селе Григорово Нижегородской области, губернии тогда, в 1520-м году. Он отличался огромной силой духа, в полной мере проявившейся в годы постоянных гонений на него. С ранних лет приучал себя к аскетизму (что, в принципе, неудивительно. Ведь, судя по всему, он был сыном безместного священника; его отец серьезно страдал алкоголизмом, не был по этой причине прикрепленным к какому либо храму, соответственно не имел и постоянного дохода; но Аввакум сделал бедность своим достоянием, не просто смирившись или ругаясь на свое положение, он сделал аскезу - своим выбором и утяжелял собственные условия жизни, закаливая тело и дух.). Аввакум считал, что стремление к святости является естественным для каждого человека, поэтому всегда выбирал для себя отказ от мирских утех и преследовал любое отступление от веры. При этом известна его горячесть и бурный характер, пытаясь совладать с самим собой против блудного разжения, похоти он держит руку свою над горящими свечами, пока не переборит естественные желания плоти. Всю жизнь, он в первую очередь, боролся с самим собой. И не удивительно, что при такой кипучести характера и воспитываемой силе воли он смог сотворить из себя настоящего авторитета для людей. У него был перед глазами пример доброй веры - это его мама Мария, впоследствии принявшая иноческий постриг с именем Марфа. В 22 года он был возведен в диаконы, через некоторое время - во священники. Молва о строгом и крайне набожном священнике распространилась среди окрестных сел, и верующие к нему шли толпами. Но из-за нрава своего, ему приходилось и переходить с места на место, поскольку некоторые прихожане и жители сел жаловались на него, ведь он не давал осуществлять никаких праздников, не терпел цирков, конфликтовал с прихожанами, которые отказывались его слушать. В селе Юрьеве-Повольском его даже избивали, слали угрозы ему и его близким. В 1651 году бунтарю-старообрядцу пришлось бежать в Москву. Когда Никон проводил ревизию среди богослужебных книг и принял решение не в пользу старорусских версий, а решил вновь взять все с греческих источников (как и было изначально), выправить ошибки, накопившиеся за несколько столетий, Аввакум написал челобитную на него царю, но реакция власти оказалась не той, на которую рассчитывал протопоп. Осенью 1563 года старообрядца подвергли гонениям, он оказался в ссылке в Андрониковском монастыре. Его бросили в сырой подвал, трое суток не кормили, но смирения так и не добились. По приказу Никона бунтаря должны бли расстричь, однако царь смилостивился, и решил оставить ему сан, после чего Аввакума сослали в Тобольск. В 1663 году Аввакум был призван ва Москву, и ему предложили статус духовника. Почему? Все просто, патриарх Никон был в опале и находился в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Аввакум отказался от "должности", поскольку понимал, что царь не придерживается старых канонов. Вел себя крайне категорично и вновь был отправлен в ссылку, теперь уже в Архангельскую область.
В 1666 году царь вызвал в Москву Патриарха Александрийского Паисия и патриарха Антиохийского Макария для участия в соборном разбирательстве по делу Патриарха Никона. решением Собора он был лишен патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году - в Кириллов-Белозерский монастырь. При это, его реформы не были упразднены и получили одобрение Собора. Никон провел в ссылке 15 лет. Перед смертью цать просил у него прощения. Новый царь, Федор Алексеевич, принял решение о возвращении патриарху Никону его сана и просил вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. Изнуренный ссылкой, дорогой, тяготами жизни, на пути в эту обитель Никон умирает 17 (30) августа 1681 года. У его гробницы стали совершаться многие исцеления. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех восточных патриархов, восстановившие Никона в сане патриарха всея Руси.

На соборе 1666 года присутствовал также протопоп Аввакум. Царь думал, что страшные скитания старообрядца сделали его покорным, но Аввакум оставался верным себе. По решению церковного суда Аввакум был отлучен от Церкви и лишен священного сана. В новой ссылке он прожил 14 лет в срубе, до половины засыпанном промерзшей землей, рассылая свои послания по стране с верными ему людьми. Таким образом была написана и его самая известная книга "Житие протопопа Аввакума".

После смерти Алексея Михайловича, престол достался его сыну Федору Алексеевичу. Аввакум решил, что сумеет переубедить царя, который коаз-ася весьма впечатлительным, и пресечь увлечение греческим обрядом. Протопоп даже не мог подумать, что его письмо выведет из себя государя и приведет к обвинению самого Аввакума в клевете на царский дом и действиях, направленных на раскол Церкви. Он понес жестокое наказание - 24 апреля 1682 года старообрядец и его сподвижники были казнены прилюдно. Их сожгли заживо, предварительно привязав по углам сруба и обложив берестой.

К слову, чисто канонический церковный спор послужил поводом для широкого движения народных масс против проводимой царем политики закрепощения крестьян, против московского патриарха и его слишком строгой власти, суда, управления, вероятно, так же некоторые пользовались этим положением, чтобы в данном контексте высказаться против тяжелых условий жизни, высоких цен и налогов. Многие ушли в леса. 20 тысяч фанатиков совершили акты самосожжения. Жестокость преследований определялась суровостью практик той эпохи и твердостью противников реформ. Почему самосожжение? Есть две версии: по одной из них, это был такой открытый бунт, ведь старообрядцев насильно обращали в официальную версию православия, по второй, сжигаемые сами верили, что это самосожжение очищает грехи, т.е. поможет им удостоится лучшей участи в загробном мире. И хотя давление на старообрядцев постепенно стало снижаться, принимая менее радикальные формы, преследования продолжались вплость до апреля 1905, года Николай II издал указ о веротерпимости, устанавливающий свободу выбора религии и прекративший преследования старообрядцев. Только в 1971 году русская православная церковь сняла анафемы со старообрядцев. Но вопрос взаимоотношения "двух церквей" на этом не закончен.

И вот, Нижний Новгород. Нижегородская земля. Богатая на события, на ярких харАктерных людей, героев своего времени, проливающих свет и на нашу жизнь, смотрящих на своих потомков вопросительно и может быть с жалостью, а где-то и с гордостью. Они не боялись быть людьми, не боялись верить в свое дело, не боялись быть верными себе. Богатая нижегородская земля, и это лишь небольшие крупицы ее несметных сокровищ. Это фрагменты жизни 17 века, оказавшие влияние не только на местное течение обстоятельств, но и на общероссийский ход истории.